Внеклассное бинарное мероприятие по логопедии, письму и развитию речи «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Внеклассное бинарное мероприятие по логопедии, письму и развитию речи «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Цель: закрепление знаний и умений, полученных на уроках русского языка и логопедии;
показать его изучение с занимательной точки зрения;
активизация процессов памяти, развитие логического мышления;
коррекция речи учащихся на основе их полных ответов;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, плакаты
Технологии: здоровьесберегающие, психолого- педагогические, информационно- коммуникационные.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной язык. На русском языке говорят не только русские. Послушайте, что говорили о нем русские писатели. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький . Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Сейчас ребята прочитают стихотворение о русском языке. «Серьёзный разговор» О.Высоцкой
« Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Учебник по грамматике беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее Плохое было бы житье! Не составить телеграмму И открытку не отправить, Даже собственную маму С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья, Помни правило склоненья. Род, число и падежи Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы – Вроде хитреньких зверьков! Им охота порезвиться, Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая. Тебя моя грамматика Осилю понемногу я!
Конкурс «Разминка»
Задание. Отвечает каждая команда по очереди, правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) 2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень) 3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)4. Кто говорит на всех языках? (Эхо) 5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)6. Какой месяц короче всех? (Май)7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню) 9. В каком месяце люди больше всего разговаривают? (В феврале)
Выбираются две команды.
1.Задание. Предлагается дочитать пословицу.
Сначала подумай – потом говори. Не храбрись словом, а покажи делом. Меньше говори – больше дела твори. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. До слова крепись, а, давши слово – держись.
2 Конкурс «Слово – веревочка». (Представителю от каждой команды предлагается на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, первое слово записано на доске. Например: конверт, торт, тетрадь …арбуз зебра, аист..) выигрывает та команда которая первой закончит цепочку.3. Конкурс «Грамматика» (раскрыть скобки в предложениях на скорость и правильность) - (по)шел (по) саду - язык (до)Киева (до)ведет -хорошее слово (до)сердца (до)йдет - (с)горы (с)бежал поток проворный. 4. Конкурс болельщиков. (задание раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми. Как сказать другими словом) Рукой подать – близко. Через час по чайной ложке – медленно. Морочить голову – обманывать. Склонять по падежам – ругать. Засучив рукава – хорошо работать. Опустив рукава – плохо работать. Во весь дух – быстро. Прикусить язык – замолчать. Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.
5.Конкурс «Знайки»
Определить и подчеркнуть части речи.
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь. - Снежное покрывало, покрывало все поле.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
6.Конкурс –«Кроссворд»
разгадай кроссворд «Спрятанные слова» (даны 12 букв М, расположенные горизонтально, надо вписать слова в клетки вертикально, задание для двух команд. Кто быстрее впишет слова.
подземная железная дорога - метро - шкаф, стол, стул -мебель- помещение для продажи товаров -магазин-овощ - морковь- сильный ветер со снегом -метель- напиток белого цвета, полезный для детей -молоко- погода зимой -морозная- переход через реку -брод- знак вычитания - минус- дикий зверь -медведь- куклы одна в другой -матрешка-с ильный холод-мороз
физминутка для глаз7. Конкурс болельщиков. «Слово в слове» Глоб-ус, шутка, э-кран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
.8 Конкурс «Отгадай слова» Его корень в слове снежинка, Приставка в слове подъехал, Суффикс в слове лесник, Окончание в слове ученик. (Подснежник) Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода. (Завязка). Его корень в слове писать, Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вола. (Расписка)
9.конкурс «Болельщик»
И снова конкурс болельщиков. Проверим их остроумие. Ответьте на следующие вопросы:
1) Когда руки бывают местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты)
2) В каком слове 30 «я»? (Зоя)
3) Что находится между горой и долиной? (И)
4) Сколько нужно букв, чтобы написать «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»? (5 – « семья»)
10. – Послушайте загадку:
Вместо имени предметаГоворим мы слово это,То они, оно, она –Всем известные слова.Это без сомнения,Слова – … (местоимения)
11. Игра для капитанов ( правильный ответ- 1 балл)
Ведущий.
У меня игра одна под названием "Он - она".
Он слон - она …слониха.
Он лось - она …лосиха.
Он кот - она…
Ну, конечно, она кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас!
Он морж - она …моржиха,
Он заяц - она … зайчиха,
Он бык - она …
Всем знакомо это слово?
Да! Да! Она - корова!
Ведущий.
На вопросы мои смело отвечайте
И очки своей команде добывайте.
12. конкурс - "Один - много"
Называю слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.( раздаются командам листы со словами)
житель – жители
любитель –
учитель –
грек –
узбек
лень – нет мн.ч.
человек
день –
пень –
дуга –
рука –
мука' – нет мн.ч.
13. Игра «Переставь буквы»
Игроки записывают в столбик 7 по 3 слова. Задача каждой команды – так переставить буквы (не изменяя их количества), чтобы получилось новое слово.
Подсказка: новые слова должны составить из своих последних букв по вертикали слово. Например: конус- сукнО «отлично».
Ложа –жалОТрепак – паркеТВобла – обваЛ Пион –понИ Числа – силаЧ Планка – клапаН
Итог подведение итогов конкурса и определение победителя.
: Внимательно слушаем задания!
Закричал охотник «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся?
([з], звери)
На виду у детворы крысу красят маляры.
Что же красили маляры? какой звук потерялся?
(крышу, [ш])
: Поняли, как играть? Продолжаем!
Посмотрите-ка, ребятки, Баки выросли на грядке.
(маки)
:
Куклу выронив из рук,
Саша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
(жук)
Говорит один рыбак:
«В речке выловил башмак».
Но зато ему потом, На крючок попался дом.
(сом)
Тает снег, бежит ручей, На ветвях полно врачей
(грачей).
13: Внимательно слушаем задания!
Закричал охотник «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся?
([з], звери)
На виду у детворы крысу красят маляры.
Что же красили маляры? какой звук потерялся?
(крышу, [ш])
: Поняли, как играть? Продолжаем!
Посмотрите-ка, ребятки, Баки выросли на грядке.
(маки)
:
Куклу выронив из рук,
Саша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
(жук)
Говорит один рыбак:
«В речке выловил башмак».
Но зато ему потом, На крючок попался дом.
(сом)
Тает снег, бежит ручей, На ветвях полно врачей
(грачей).
Ведущий. Понятие женственности связано не только с физическими данными девушки. Конечно, внешний облик является отправным моментом этого понятия. Связывают с ним и определённую манеру поведения, и моральный облик человека. Уместно упомянуть о походке, грациозности.
Наряду с женственностью в девушках ценят и ум, сообразительность.
На заумную затею
Приглашаем грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди да попотей!
9.Конкурс "Наборщик". Дано слово "женственность".
В установленное время составить из букв данного слова как можно больше других слов. Каждое слово должно быть составлено только из букв, составляющих выбранное слово. Имена собственные писать нельзя.
После выполнения задания вы сдаёте свои записи жюри.
1. ШарадыСлово учителя о шарадах. Шарада словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова: мед + ведь = медведь; пар + ус = парус. Шарады для команды 1:Слог первый маленький грызун.Второй вид дикого быка.Любой, кто в химии силен,Ответ найдет наверняка.(мышьяк) Первая буква есть в слове су-рок,Но нет этой буквы в слове урок.А дальше подумай, и краткое словоСредь умных ребят ты найдешь у любого.Две буквы у мА-мы возьми без смущеньяИ в целом получишь итог от сложения.(сумма)Первый слог метут метлой,Глазом же зовут второй,Третий резать хлеб годится,А четвертый же частица.В целом насекомое,Очень многоногое.(сороконожка)Ищите в танцах первый слог.Второй слог мерою зовется.В конце прибавьте союз.Все у художника найдете.(палитра)Часть первая жидкость,Что выше кипенья нагрета.Вторая же дама, но только,К несчастью, не эта.Итак, отгадали и слога оставили оба И стол получили:Он в школе стоит для учебы.(парта)Два первых слога пачка или связка,Слог третий вкусная крупа.А целое удивительное дерево Хвойное, с заостренной вершиной.(кипарис)конкурс.
Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?
А А Г В О
Д Н О О Н
О З Т Л Р
В Я Ч С У
Я Р О Е Д
Ответ: Дурное слово, что грязная вода
(Читать снизу вверх от последнего столбца)
Вспомните ещё русские пословицы и поговорки, которые учат правилам речевого этикета.
Игра «Шарады»
Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь. (Сукно)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живёт в лесу, на ульи падок.
Ну, угадай его теперь! (Медведь)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито;
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое летает и жужжит,
То сядет на цветок, то улетит. (Шмель)
2. Игра «Метаграммы»
Меня найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке,
В журнале, и в альбоме, и в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел – и мне не нужно буквы Л.
Мне А в начале напиши и, как зовут меня, реши.
( Лист – аист)
2. Меня вы в сказках отыщите, -
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н вы замените, -
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
3. Как инструмент меня ты ценишь
В умелой плотничьей руке,
Но если Д на Б заменишь, -
Во мне утонишь, как в реке. (Долото – болото)
4. Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною;
Но замените мягкий знак
На букву А – и я завою. (Сирень – сирена)
5. С С я траву срезаю,
С З кусты объедаю. (Коса – коза)
3. Игра «Логогрифы»
На берегу морском
Я круглый год валяюсь;
Отнимешь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь. (Галька – галка)
2. Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но Г подставишь впереди –
И в небе я загромыхаю. (Роза – гроза)
3. Я кость в боку, я часть скелета.
Прибавь в начале слово «это»
Так, как писали наши предки, -
И стану я металлом редким. (Ребро – серебро)
4. Жестокостью известный встарь,
Пред вами древних римлян царь.
Отбросьте Р – и разом
Он станет просто газом. (Нерон – неон)
Игра «Аннограммы»
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон)
Я дерево с цветом душистым, даю я прохладу и тень,
Под кроной моей отдыхают в безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы в себе переставлю я,
Получится новое слово, несущее смерть для меня.
Игра «На каждую букву»
Ведущий предлагает участникам на карточках слово из 6–7 букв. Задача участников – написать в столбик к каждой букве по 5–7 слов, начинающихся с неё.
Например:
Л И С Т О К
Лес Изюм Сон Танк Озеро Корова
Лиса Исток Стол Трос Окно Корзина
Лист Игра Степь Трюк Опера Крот
Липа Индюк Свет Туман Остров Крыша
Лампа Ирис Стихия Тополь Огурец Колесо
7. Игра «Кто скорее?»
Ведущий диктует участникам слово, состоящее не менее чем из 6-8 букв. Участники записывают его сначала сверху вниз, а потом снизу вверх. Задача состоит в том, чтобы заполнить в строчках пустые места между первыми и последними буквами. В строчках должны получиться имена существительные, употреблённые в именительном падеже, единственном числе, имеющие не менее 2 слогов.
ТопоР Так как буквы не должны повторяться, для игры
РемеслО рекомендуются следующие слова:
АртисТ праздник, земляника, кормушка, гусеница,
КотёноК лестница, затейник, гвоздика, небылица,
ТревогА соперник, гармония, писатель, стрекоза,
ОратоР пристань, верность, зёрнышко.
РапорТ8. Игра «Перекрёстки»
Участники игры получают карточки с кроссвордной сеткой и заполняют клетки подходящими словами. В случае затруднения им может быть предложено описательное объяснение слов. Иные возможные варианты слов, если они верны, засчитываются. Повторяться слова не должны.
А А
А А А А А А А
О О
О О О О О О О
Садовый цветок (астра). Жвачное млекопитающее (баран). Сочетание слов(фраза). Смотр войск (парад). Одноклеточный организм (амёба).
Тяжёлый металл (олово). Хищная птица (сокол). Часть дерева(крона). Наводнение (потоп). Водоём (озеро).
9. Игра «Сквозные буквы»
Участники игры получают карточки со сквозной буквой. Их задача – заполнить пропуски, чтобы получилось как можно больше слов. После истечения установленного срока игра прекращается, участники зачитывают свои слова, вычёркивая те, что встретились у других игроков. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество ни у кого не встречающихся слов.
Н Н Н Н Возможные слова: банка, банан, ванна, венок, гонки, гений, денёк, донос, жених, канат, зенит, минус, лента, мания, пенка, щенок, пенёк, линия, тонна, танец, центр, конёк, монах, пинок, рынок.
10. Игра «Переставь буквы»
Игроки записывают в столбик 7 слов. Задача каждого участника – так переставить буквы (не изменяя их количества), чтобы получилось новое слово.
Подсказка: новые слова должны составить из своих последних букв по вертикали слово «отлично».
Ложа –жалОТрепак – паркеТВобла – обваЛПион –понИЧисла – силаЧПланка – клапаНКонус – сукнО