«Игровые технологии как средство развития творческих способностей учащихся начальных классов»





Методическое объединение




«Игровые технологии как средство развития творческих способностей учащихся начальных классов»
















Выполнил (а):Антонова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУСОШ№8.им.С.П.Алексеева
г.Отрадного


Г.о. Отрадный
2015
Оглавление
Вводная часть 2
II. Основная часть 3-13
III. Заключение 14
IV. Информационные источники 15-17
V. Приложение 18-20
1. Актуальность ИР Условия возникновения опыта на современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня  не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.
2. Цель:Показать эффективность использования игровых технологий  для повышения познавательной активности младших школьников на уроках.
Задачи: -Способствовать общему развитию детей, обогащение их интеллектуально-творческого потенциала.
-Формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений.
- Поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.
3. Ожидаемые результаты Применение игровых технологий способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.
II. Основная часть. Рассмотрим на примере урока русского языка. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь игровые технологии, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников делаю вывод о том, что именно через игровые технологии можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Теоретическая база познавательная активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, психологии, педагогике. Однако, являясь предметом изучения в трудах З.А.Абасова, Л.П.Абасовой, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, В.С.Данюшенкова, Е.В., Коротаевой, Ю.Н .Кулюткина, В.И.Лозовой, А.К.Марковой, А.М.Матюшкина, Г.С,Сухобской, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и других, в новых условиях она приобретает новое звучание, вызывает еще больший интерес. Современные подходы к образованию рассматривают личность как самобытность, индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность в этом аспекте рассматривается как специфичное, присущее каждому отдельному человеку свойство, и для ее развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних резервных возможностей личности к саморазвитию. Традиционно вопрос о средствах развития познавательной активности решался в рамках проблемы активизации учения, связанный в основном с деятельностью учителя по стимуляции познавательной активности учащихся, внимание которой уделялось в трудах В.С.Данюшенкова, Е.В,Коротаевой, В.И.Лозовой,
А.В,Троцко, Т.И.Шамовой. Однако в исследованиях М.Д,Виноградовой, А.К.Марковой, Г.И. Цукерман отмечается, что познавательная активность изменяется в результате совместной деятельности. Авторы современных концепций личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Т.В. Машарова, С.И.Якиманская и др.), а также ученые, разрабатывающие основные направления коммуникативного подхода в обучении языкам (И.А.Зимняя, В.Г. Костомаров, Е.И.Пассов и др.) указывают на необходимость обращения к режиму диалога, совместного поиска, сотрудничества, коммуникативной деятельности, при равноправном общении субъектов образовательного процесса, полагая, что именно такая деятельность обнаруживает новый личностный смысл приобретения знаний, ориентирована на новый результат, обеспечивающий продуктивное развитие познавательной активности. Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это – интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции. Подходы к выделению уровней интереса практически едины. Рассматривают следующие ступени: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий. Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интересы невозможно. Поскольку сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставит задачу введения их интереса на уровень элементарного познавательного. Для его побуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Таким образом, проблема формирования интереса к русскому языку существует. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, игровые технологии. Игровые технологии предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. На основе системного подхода к проблеме выявлено, что познавательная активность является свойством, системообразующим компонентом в структуре личности, благодаря которому происходит становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
А) индивидуальный подход;
Б) приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу личности младшего школьника;
В) стимулирование активности особым содержанием, оформленным в виде текстов как основных источников информации;
Г) Рецензирование текстов школьниками;
Д) Применение системы проблемно-творческих заданий;
Е) диалогические формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3. Разработана технология, сформулированы принципы отбора содержания образования, предложена система средств, методов и приемов обучения, разработан диагностический комплекс, позволяющий определять уровень развития познавательной активности , определены этапы реализации технологии. Технология опыта В настоящее время педагогам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Предложение учащимся выбора заданий познавательного характера разного уровня сложности позволяет каждому работать в своем режиме, осуществлять личностное развитие в своем индивидуальном темпе, по индивидуальной траектории. Публичная демонстрация успехов и личных достижений каждого, несомненно, является стимулом к самосовершенствованию детей, их позитивному соперничеству. Познавательная активность младших школьников является системообразующим компонентом в структуре личности, благодаря которому происходит самоопределение учащегося в образовательном процессе, становление его как субъекта деятельности.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к урокам русского языка, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний. Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире. Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании. Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др. В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных. Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может быть такой. Этапы Цели учителя Цели учащихся 1. Подготовка План и содержание Понимание 2. Начало Определение темы и цели Мотивация 3. Организация Распределение ролей Принятие ролей 4. Инсценировка Наблюдение, руководство Участие 5. Анализ Подведение итогов Понимание Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.
Сущность дидактических игр как средства обучения. Дидактические игры –
это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3) Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе.
Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки. Игры-беседы. Краткая характеристика каждого вида.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей.
Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным. Вывод: Анализируя результаты наблюдений, практическую деятельность, результативность и фрагменты уроков, на которых проводились дидактические игры, можно сделать вывод о том, что дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. По результатам практической части данной работы можно сказать, что проблема повышения интереса к русскому языку существует. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса. Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, – так и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.
III. Заключение
Гипотеза о том, что «процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут использованы игровые технологии - интересные, доступные, включающие разные виды деятельности детей» верна. Необходимо использовать игровые технологии на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игровые технологии необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.





IV. Информационные источники
Нормативные документы
Закон РФ об образовании
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
Литература
1.   Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
3.Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г. Ш     Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.
4.    Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников.
Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
5.   Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.  
6.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
7.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
8.Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – cайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - cайт Министерства образования и науки Самарской области



Приложение1.
1.Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание
АОБООУАДА-
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФСФПЕ -
ВЮЛГВДЛАЮ -
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД!

АОБООУАДА-
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФСФПЕ -
ВЮЛГВДЛАЮ -
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД!


2.
Отделите плод от растения
СОШИСНШАКА
Ответ: шишка сосна



2. Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА
Ответ: вода, сахар



3. Уберите горячее останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг












3.Переводчик
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты (щёки). Рыло (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).


4. Диктант - шутка
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.









5 Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил



6. Конкурсы





Развитие способности обобщать понятия
Инструкция: вам предлагаются пары слов. Определите, что между ними общего. Время выполнения задания 4 минуты.
дождь – град -..
нос – глаза -.
зима – лето -
стол – стул -..
береза – дуб -..


Развитие способности обобщать понятия
Инструкция: придумайте пары слов. Определите, что между ними общего. Время выполнения задания 4 минуты.
1.
2.
3.
4.
5.





Развитие внимания и скорости мышления

Инструкция: Прочитайте и запишите как можно больше слов. Время выполнения задания 4 минуты.
б с о л н ц е и т р а н с т о л к о к т м о п е р к щ ж э ф и б о л ь я р у с д а т в х ы т а н к



Развитие логического мышления

Инструкция: прочитайте задания и определите, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Время выполнения задания 1 минута.
1.Все ученики 3 «Б» - отличники.
Петя Смирнов – отличник. Следовательно, Петя Смирнов – ученик 3 «Б».
2.Когда идет дождь, крыши домов мокрые.
Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
3.Некоторые спортсмены являются профессионалами.
Иванов – спортсмен. Следовательно, Иванов – профессионал.
4.Все граждане России имеют право на труд.
Петров – гражданин России. Следовательно, Петров имеет право на труд.
5.Все ученики 2-ой школы изучают историю.
Вова изучает историю. Следовательно, Вова ученик 2-ой школы.



Развитие логического мышления

Инструкция: придумайте задания с правильными и ошибочными выводами. 1.

2.

3.

4.

5.
Развитие логического мышления

Инструкция: сравнивая информацию в верхних и в нижних клетках, найдите в ней логическую связь. Заполните пустую клетку по смыслу.
Пример:
2
5
10

В
Д
?

Ответ: в пустой клетке должна быть буква «И», т.к. цифры вверху соответствуют местам букв алфавита.
1.
7
45
654

О
Д
?

2.
лак
село
клей

3
4
?

3.
слон
сом
уж

ж
р
?

4.
цвет
звук
вкус

г
у
?

5.
пчела
корова
овца

м
м
?








Развитие логического мышления

Инструкция: Придумайте логическую связь для сравнения информации в верхних и в нижних клетках.
Пример:
2
5
10

Б
Д
?

Ответ: в пустой клетке должна быть буква «И», т.к. цифры вверху соответствуют местам букв алфавита.
1.
высота
длина
время

в
л
?

2.






?

3.






?

4.






?

5.






?





Рисунок 7Описание: Egle.jpgРисунок 9Описание: Рисунок32.gif