Игровой тренинг для обучающихся 5 классов Твой путь к успеху


Игровой тренинг для обучающихся «Твой путь к успеху»
Все дети так или иначе думают о будущем, о том, как построить свою траекторию успеха в жизни, и в школе, в частности. И если пока не все получается, то, возможно, это связано с тем, что они просто не знают, что делают не так. Игровой тренинг «Твой путь к успеху» помогает детям обрести надежду, понять — все возможно и реализуемо. Нужно не только мечтать, но и действовать — тогда все получится.
Сегодня, чтобы достичь успеха, недостаточно стать квалифицированным специалистом в своей области, необходимо обладать рядом социальных навыков: уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.
Сценарий тренинга
Во вступительном слове учитель напоминает детям, что на данном этапе их школьной жизни успех — это прежде всего достижения в учебе.
Цель: показать, что путь к успеху можно пройти достойно, достаточно четко поставить цель и начать работать для ее достижения.
Задачи:
научить строить партнерские отношения с людьми;
позитивно относиться к себе;
понимать собственные чувства и чувства других людей;
создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем.
Разминка
Разминка должна: настроить детей на работу в группе, помочь им по-иному посмотреть на своих одноклассников; дать возможность поближе узнать друг друга.
Учащиеся рассказывают о своих увлечениях, чтобы все увидели индивидуальность каждого и осознали, как много у них общего. Это придаст уверенности в дальнейших действиях, поможет учителю создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей между собой и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Игра 1. «Прошепчи имя»
Игра помогает ученикам сблизиться. Говорить можно только шепотом. Это позволяет задействовать даже застенчивых детей, т. к. в ней можно вести себя тихо и незаметно. Дети наслаждаются отношениями один на один, они привыкают легче воспринимать свои и чужие ошибки.
Если все хорошо знают друг друга и обыгрывать имена уже неинтересно, можно использовать и другие варианты. Например, предложить прошептать на ушко, как тебя зовут дома близкие и родные, чем ты любишь заниматься в свободное время, что делал в эти выходные, чему новому научился и т. д. Задание усложняется в соответствии с возрастом и эмоциональным состоянием обучающихся конкретного класса.
Игра способствует тренировке памяти, т. к. нужно не только прошептать самому свое имя и другое задание, но и запомнить, что ответили одноклассники.
Ведущий: «Уберите в сторону парты и стулья, чтобы в классе было достаточно свободного места. Начните бродить по классу. При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя и все, что требуется в соответствии с заданием ведущего (2–3 мин).
Теперь, пожалуйста, остановитесь. Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко уже не свое имя, а их имена, их увлечения и любимые занятия. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь (2–3 мин).
А теперь давайте сядем в круг и обсудим игру».
Вопросы для обсуждения:
Узнал ли ты, как кого зовут?
Чье имя тебе нравится больше всего?
Доволен ли ты своим собственным именем?
Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?
О ком из одноклассников ты узнал что-то интересное для себя, необычное?
Запомнил ли ты увлечения тех детей, которые подходили к тебе и шептали на ушко свое имя и увлечение? Кто поразил тебя своим неожиданным хобби?
Было тебе интересно слушать увлечения и имена других детей?
Можно сказать, что в вашем классе учится много интересных по своим увлечениям детей?
А с кем совпали ваши увлечения? Можно сказать, что вы не только разные, но что у вас много общего?
Совпали ваши увлечения с другом? Вас это удивило?
Игра 2. «Дух группы»
Понадобятся цветные фломастеры, доска или большой лист бумаги.
Ведущий задает детям вопрос: «Как мы можем изобразить на бумаге наш путь в мир знаний, в жизнь, к успеху?».
Вариантов ответов, как правило, много. Дети предлагают изобразить путь в виде склона гор, по которым человек поднимается вверх, здания школы или фирмы, яблока, большого дерева, круга, очертания человеческого тела. Часто называется некая человеческая сущность, с которой каждый может себя идентифицировать.
Лист бумаги лежит в середине помещения, а группа сидит вокруг него. У каждого есть 1 минута на то, чтобы подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы подняться на вершину этой горы, добиться успеха в жизни, а на данном этапе жизни — в учебе. Каждый должен написать одно качество необходимое, по его убеждению, для достижения успеха в учебе. Чаще всего участники пишут: целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, внимательность, умение слушать, терпение, чувство юмора, ум, знания, деликатность, наблюдательность, креативность. Если слово уже написано, то около него ставится " «, чтобы в дальнейшем провести градацию по наиболее значимым и востребованным.
Затем на этом же листе бумаги, но за пределами фигуры участники записывают, от каких черт характера хотели бы избавиться, т. к. они мешают добиться успеха. Например, предубеждение, невнимательность, неусидчивость, индивидуализм, критиканство, лень, нетерпимость, безответственность, пофигизм, верхоглядство. Педагог предлагает детям доказать, обосновать данные предложения, объяснить, почему они написали те или иные качества.
Подсчитываются результаты, чтобы выявить, какие качества группа считает наиболее важными для достижения успеха, а какие могут помешать на этом пути.
Предложите подобрать для избранной фигуры (школы, горы, здания и т. п.) имя. Пусть дети поразмышляют, покажут свою креативность.
После окончания занятия ученики могут взять фигуру с собой и повесить на видном месте в классной комнате, чтобы помнить о том, как нужно учиться, стремясь добиться успеха, какие черты характера воспитывать.
Вопросы для обсуждения:
Может кто-то поделиться, что значит для него успех на данном этапе жизни?
Почему он убежден, что его путь к успеху — в получении качественного, достойного образования?
Возможен ли другой путь к успеху без образования, без серьезной работы над собой? А может, просто нужна удача, везение и ничего больше?
Скажите, ваш путь к успеху зависит только от вас и ваших усилий? Может быть, для получения хорошего образования нужны еще какие-нибудь условия?
В вашем классе есть уже все условия для получения качественного образования? Ничто вас не отвлекает на уроках, чтобы работать эффективно и результативно?
Как быть, если часть класса не отрывает глаз от телефона во время урока, болтает на уроках, отвлекает других, заставляет учителя значительную часть времени на уроках тратить на замечания, записи в дневниках, выяснения отношений с группой нерадивых учеников?
Нужно ли в классе создавать благоприятную атмосферу для учебы и как это делать?
Мы должны делать замечания своим одноклассникам, если они нам мешают, или это не по-товарищески? Как быть? Может, заключить с ними какое-то соглашение? Поймут они нас или будут обижаться?
Игра 3. «Круг доверия»
Интерактивная игра покажет готовность членов группы общаться с уважением и любовью, идти вместе по дороге к успеху для пользы каждого.
Предлагайте игру, если вы уверены, что участники интересуются друг другом и готовы к сотрудничеству. А также, если хотите показать классу имеющиеся проблемы, обозначить, что предстоит долгая работа по созданию благоприятной атмосферы для учебы.
Группа выстраивается в большой круг. Участники (с закрытыми глазами) должны одновременно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание.
Если вы считаете, что группе это задание не по плечу, предоставьте участникам возможность провести несколько раундов с открытыми глазами и лишь затем рискнуть сыграть с закрытыми.
Педагогу следует контролировать темп движения. Сначала перемещение должно проходить очень медленно, чтобы избежать травм.
Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Призовите участников быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не- обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), а люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего отнесутся к вам так же. Необязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных. Обсудите, согласны ли дети с такими выводами.
Вопросы для обсуждения:
Расскажите о своих ощущениях, как вы себя чувствовали, выполняя упражнение.
Вам было страшно или вы доверяли своим одноклассникам?
Вы бесстрашно шли напролом или стремились никому не причинить вреда?
Как бы вы оценили работу в группе? Вы теперь уверены в своих одноклассниках, в том, что они не предадут, поддержат, подставят плечо?
Вы готовы доверять?
Вы готовы общаться друг с другом с уважением и любовью?
Игра 4. «Аплодисменты по кругу»
Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.
Ведущий: «Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Последнему достаются самые бурные и громкие аплодисменты».
Итак, мы сформулировали цель — получить одобрение, заслуженные аплодисменты, прийти к успеху. Теперь разработаем маршрут. Для этого заключим негласное соглашение, составим инструкцию, как будем себя вести, чтобы не сбиться, не свернуть, не отступить с данного пути: «Идти только вместе, помогая и поддерживая друг друга».
Игра 5. «Сочиняем вместе»
Выполняя это командное задание, игроки составляют договор, инструкцию о том, как они теперь будут вести себя на уроках, на переменах, дома, чтобы не помешать никому, и себе в том числе, на пути к успеху.
Группа делится на две команды.
Первой предстоит сочинить инструкцию о том, как нужно вести себя во время урока. Участники по очереди произносят по одному слову, пока инструкция не будет закончена. Слова должны быть связаны друг с другом и с общим контекстом. Конец каждой фразы игроки отмечают понижением интонации.
Не стоит придумывать слишком длинные предложения. Хорошо, если фразы получатся короткими и ясными, ведь это инструкция. Важно, чтобы все сказанное было верным и интересным.
Если кто-то ошибется, предложение придется начинать заново. Заранее обсуждать то, о чем они будут говорить, запрещается. Игра заканчивается, когда члены группы успешно завершат свою инструкцию о правилах поведения на уроках.
Игра требует достаточно высокой степени концентрации. Успех зависит от фантазии игроков и их умения сотрудничать.
Наградив участников аплодисментами, их место занимает вторая группа. Она должна составить инструкцию, относящуюся к области межличностных отношений и содержащую юмористический оттенок. Например, можно придумать инструкции по темам: «Как сделать так, чтобы в тебя влюбились», «Как держать себя в хорошей форме», «Как восстановить против себя одноклассников».
Игра снимает напряжение и поднимает настроение. В конце подводятся итоги. Участники отвечают на вопросы:
Была ли игра трудной и почему?
Как выходили из трудных ситуаций?
Научились ли мы слушать внимательно своих одноклассников?
Удавалось ли вам сконцентрироваться на том, что говорили другие?
Можно ли полученные инструкции принять к исполнению?
Необходимо ли хорошее поведение на уроках для получения отличных знаний?
В старших классах, где составление правил поведения на уроках менее актуально, можно провести другую игру.
Игра 6. «Настольный теннис»
Группа делится на две команды. От каждой команды выходят по одному участнику. Пара встает на некотором расстоянии друг от друга (приблизительно 1,5 м). В дальнейшем можно поэкспериментировать с расстоянием, увеличивая или уменьшая его.
Участники представляют, что играют в настольный теннис, но вместо мячика используют слова. Это означает, что за один раз они не только произносят одно слово, но и отправляют его с определенной интонацией, экспрессией. Как и в настольном теннисе, они могут пускать слова над сеткой, бить сильно, посылать длинную передачу.
Первый раунд — разминка. Слова нанизываются друг на друга произвольным образом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Во втором раунде партнеры определяют общую цель, тему обмена словами. Примеры тем: «Хорошие и дурные поступки подростка», «Опасности, подстерегающие на улице», «Как стать хорошим собеседником?», «Как восстановить против себя друга?».
Вопросы для обсуждения:
Понравилась ли игра?
Сколько подач вам удалось сделать друг другу, или вы сошли с игры после второй подачи?
В чем сложность?
Вы считаете, что справились с заданием?
Какая из пар продержалась дольше всего?
У кого были интересные подачи и интересно выполнено задание?
Какая пара была самая яркая, юмористичная, азартная?
Игра 7. «Хвасталки»
Время от времени на пути к успеху полезно хвалиться перед самим собой достижениями. Это позволяет вести позитивные внутренние монологи, что особенно важно в сложных ситуациях. Игра направлена на преодоление застенчивости.
Ведущий: «Сядьте в круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, что это будет немного походить на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас.
Сейчас я расскажу, как будет проходить наша игра. Каждый подумает о каком-нибудь своем достижении. Оно может быть большим или маленьким, главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру — подойду к кому-нибудь и расскажу ему об одном из своих успехов, стараясь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: „Я рад за тебя“. Потом я сяду на свое место, а он подойдет к следующему и расскажет ему уже о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже ответит: „Я рад за тебя“ и продолжит игру дальше».
Очень важно, что ребенок рассказывал о своем достижении не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Вопросы для обсуждения:
Понравилась ли игра?
Легко ли было говорить о своих успехах?
Много ли нового вы узнали об одноклассниках?
Легко ли было радоваться вместе с другими?
Кто поразил своим рассказом больше всего?
Что вы теперь думаете о своем классе?
Можем ли мы теперь сказать, что каждый из нас удивительный, уникальный человек?
Уверены ли вы, что каждый сможет добиться успеха?
Игра 8. «Два барана»
Для проведения игры потребуется узкая скамейка (можно отметить на полу клейкой лентой узкую полоску длиной 5–7 м и шириной 15 см).
Ведущий: «Представьте, что это узкая горбатая доска, перекинутая над глубочайшей пропастью. Даже одному передвигаться по ней необычайно опасно и трудно. Доска прогибается под тяжестью тела, ноги едва удерживаются на неровной поверхности. Чтобы перейти на противоположную сторону пропасти приходится двигаться очень осторожно, балансируя и прощупывая ногами поверхность доски».
Двое игроков одновременно начинают движение по доске навстречу друг другу. Встретившись в центре доски над пропастью, игроки должны как-то разойтись, чтобы добраться до противоположного берега. Суть задания — перейти пропасть, не потеряв ни одного из участников.
Если бы встретились два барана, они постарались бы столкнуть друг друга и, вероятнее всего, свалились в пропасть оба. Есть ли другой вариант, как решить конфликт и благополучно разойтись?
Придумывая варианты мирного урегулирования проблемы, участники проявляют свои черты характера.
Вопросы для обсуждения:
Кто оказался самым находчивым и творческим в классе?
Чьи варианты перехода самые приемлемые?
Вы убедились, что по жизни лучше идти, не расталкивая всех кулаками и локтями?
Как нужно вести себя с людьми, с которыми вас свела судьба (в одном классе, коллективе, вагоне метро, автобусе и т. д.)?
Подводим итоги
Оканчивая занятие, можно предложить детям сесть в круг и подвести итоги:
Чему вы научились сегодня?
Что постараетесь изменить в своем поведении?
Есть ли в вашем классе креативные, творческие люди?
Кого после всех наших игр мы можем назвать самым добрым человеком класса?
Что будет императивом вашего поведения?
Что не понравилось на занятии? Что бы вы изменили, от чего отказались?