Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций
Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.
Можем ли мы ответить на вопрос? Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
№1Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда...в голове ученика - ветер, но...
№2 Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер –
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.
№3«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу…
Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?», уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты.Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. А это в условиях ФГОС, который в основной школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень актуально.
Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации… Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, – твоё! Всё, что сберёг – потерял!»
№4По результатам опросов музыку признают самым значительным видом искусства – 75% школьников, в то время, интерес к урокам музыки в школе проявляют лишь 25% учащихся.
И поэтому передо мной стал непростой вопрос: «Как заинтересовать и увлечь учеников музыкальным искусством?».
№5Современный образовательный процесс предполагает активное использование педагогических технологий, одной из которых является технология проектной деятельности. Точнее сказать обновленный вариант проектной деятельности, которая заключается не столько в получении предметных результатах, а сколько в интеллектуальном и личностном развитии школьников.
Применительно к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мыслей, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
№6Основными задачами введения проектов в практику преподавания музыки являются:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
подняться на более высокую ступень развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации деятельности, при этом важно соблюсти ряд условий:
№7 Условия организации работы над проектом:
Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Изменение роли учителя – из простого транслятора знаний в организатора совместной работы с обучающимися.
Создание необходимых условий: информационные ресурсы, мастерские.
Презентация продукта и результата.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционного задания.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят передо мной как учителем музыки, зная запросы обучающихся, я применяю в своей работе данную технологию. В преподавании музыки проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельности отдаю предпочтения следующим проектам:
- по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой);
-по содержанию: межпредметный (относящийся к нескольким областям), монопредметный;
-по количеству участников: индивидуальный, малогрупповой, групповой;
- по длительности: от проекта-урока до многолетнего проекта.
В качестве примера :Ролевые проекты
Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника. Этот вид проекта, в основном, используется мной в начальной школе. Начиная с 1 класса - разыгрываются песни, музыкальные игры. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.
Информативно-исследовательский проект
Информативно-исследовательские проект я включаю в практику, начиная с 4 класса – это «Изучение биографии композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов». В средних классах исследуем «Классическое в современном» т.е. иду от самого близкого детям – эстрады.
№8 Индивидуальный исследовательский проект «Песни, опаленные войной» который
В прошлом году был защищен на научно практической конференции учеником 7 класса Вербович Владимиром. Данный исследовательский проект предназначен для осуществления поисковой исследовательской деятельности в области музыки и истории (песни военных лет). предлагаю приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны. Ну и конечно если это исследовательская работа ,то на примере своей школы, своих детей, были проведены анкетирования: «Значения военной музыки для молодёжи»,»Роль песни в жизни солдата,» «Знание военных песен», «Интерес к военной песни».Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы.
Творческие проекты
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческих способностей личности на уроке музыки и во внеурочной деятельности. Творцом, также как интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому ребенку. №9Расширяя образовательное пространство ребенка, путь его в музыке продолжается во внеурочной деятельности. Так в школе создан вокальный коллектив «Дети Солнца»,где несмотря на свой детский возраст концертная деятельность их выходит за пределы не только школы, но и района. А в конкурсе хоровых коллективов мы прошли в область.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся и реальная возможность для их саморазвития и самореализации.