Примерная программа внеурочной деятельности Следопыты



Примерная образовательная программа
дополнительного образования
«Движение юных граждан Следопыты - Искатели»
на 2015-2016 уч. год
Выполнила: учитель 1 категории Бычкова Н.В.
Пояснительная записка.
Детское движение – социально-историческое явление. Оно представляет собой совместные действия особой социально-демографической группы населения республики – детей, которые объединились с помощью заинтересованных взрослых в различного рода формирования, чтобы изменить свой статус и положение в обществе, привлечь внимание к своим интересам и правам, для саморазвития и самообразования, для активного участия в общественной жизни республики.Образовательная программа направлена на социализацию обучающихся через привлечение к добровольному участию в социальных проектах и развитию субъектной активности личности. Дополнительная образовательная программа является индивидуальной программой педагога, поэтому необходима разработка модифицированной программы на основе примерной, с учетом задач на прогнозируемый уровень знаний, умений, навыков, уровеня развития коллектива (см. Приложение № 5 «Модель воспитательного успеха») в определенном направлении развития Единого детского движения в Республике Саха (Якутия). Реализация образовательной программы детского движения предусматривается в рамках введения ФГОС. Школа и детское движение имеют общие цели воспитания, но разные способы организации своей работы (сбор отряда – это не урок), характеры программ (в отряде возможность выбора, в классе обязательная программа), условия участия (в общественном движении – добровольное, в школе обязательное) и что не менее важно, различный набор форм и методов работы. На основе этих различий может возникать непонимание и конфликты. Чтобы их избежать, учителя должны знать специфику организации жизни отряда, предоставлять отряду право самостоятельной работы, понимая, что именно в этом секрет воспитательных успехов детского движения.
Программа актуальна в период возрождения Детской общественной организации в Республике Саха (Якутия) и является дальнейшим развитием Концепции развития личности ребенка путем приобщения к родной культуре «Эркээйи» разработанной рабочей группой СДОО РС (Я) под научным руководством А. П. Оконешниковой. Актуальность программы определяет основные цели и задачи организации, педагогическую целесообразность. Относится к программам социально-педагогической направленности.
Программа разработана на основе типовой программы. Примерная образовательная программа отличается от существующих дополнительных образовательных программ содержанием и тем, что, будучи примерной, должна модифицироваться, адаптироваться к определенным условиям реализации с учетом: - уровня социального развития детей и коллектива, опыта педагога социально-экономического, общекультурного уровня, географического положения населенного пункта.
Развитие ребенка как субъекта деятельности и отношений, а не как объекта, за которого все решается и которым манипулируют, является главным секретом особой популярности детского движения и его воспитательных успехов. Передача воспитанникам не готовой суммы знаний, а принципов и методов развития личности может являться гарантией их постоянного самосовершенствования в течении всей жизни, главным образом тогда, когда рядом не будет наставника.
Школа в будущем, а детское движение РС (Я) уже сегодня, должны сделать предметом воспитания - самовоспитание, человека воспитываемого – самовоспитывающимся. Эта перемена человека по отношению к самому себе, программа творческой работы над самим собой является центральной проблемой, решение которой открывает перед обществом не только перспективы выхода из глобального кризиса цивилизации, но и условия дальнейшего позитивного развития. Поэтому педагогические технологии используемые в детском движении могут рассматриваться как эффективное воспитательное средство.
Программа формирует универсальные учебные действия (УУД) у обучающихся через:
- ориентацию на личность ребенка осваивающего ступени роста и его гармоничное развитие;
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять менеджмент своего образования, ставить перед собой жизненные и учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс, результаты деятельности, формируя компетентности в любой предметной области;
- овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД) происходящими в контексте разделов программы, например: краеведение, биология, ОБЖ, национальная культура народов РС (Я) и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно учиться.
Вид программы: примерная типовая модульная программа социально-педагогической направленности.
Цель программы – начальная социализация учащихся начальной и средней школы, гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, формирование коллектива, нацеливание на саморазвитие.
Ведущие нравственные ориентиры Программы, которыми руководствуются взрослые организаторы детских объединений и участвующие в них подростки, - это патриотизм, бескорыстие, трудолюбие, благородство, сострадание, доброта.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Продолжительность обучения 5 лет
в год 36 учебных занятий (5 х 36=180 часов) и самостоятельная работа обучающихся.
Режим занятий
1 час в неделю
еженедельно
Формы занятий: Индивидуальные, групповые, коллективные (Приложение № 3)
Отличительные особенности и новизна программы.
С течением времени, по мере развития детской активности позиция педагога смещается с роли руководителя и организатора, к роли консультанта, отвечающего на возникающие у детей вопросы, В некоторых ситуациях он выступает инструктором, передавая жизненно важные навыки и правила самореализации. При организации коллективно-творческого дела организатор детского движения занимает позицию мастера или тренера. Но общей особенностью всех названных и не названных ролей является то, что педагог занимает их:
- как равный в совместной деятельности, но более опытный
- только тогда, если «социальная ситуация» востребована самими детьми, возникает по их инициативе;
- с точки зрения социально-культурного оформления детской инициативы.
Для восхождения на новые ступени Следопыты и высоты Искатели должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками (Приложение №4 Требования к Следопытам и Искателям) По итогам реализации программы обучения должны определяться
Появление и развитие лидерских качеств;
Мотивация личности к общественному объединению, творчеству и навыкам коллективной общественной работы;
Знание истории детских организаций в улусе (городе), Республике, России;
Стремление к самореализации личности;
Неприязнь асоциального поведения.
(Таблица «Критерии и методы мониторинга результатов в приложении № 2»)
Конкретный вклад, демонстрация отношения подростков к своей республике:
- новые аллеи, скверы, посаженные детьми. Обустроенные детьми вместе со взрослыми подъезды, дворы, детские и спортивные площадки;
- книги и альбомы, на страницах которых будут опубликованы творческие работы детей: стихотворения, поэмы, повести, очерки, зарисовки, эссе, посвященные Якутии и якутянам;
- выставки рисунков и поделок в районах и городах («Площади умельцев») и большая выставка социальных проектов (раздел, павильон) в выставочном центре в столице республики.
- праздничные концертные программы, посвященные Якутии, в которых прозвучат песни и музыка, написанные и исполненные подростками в День Республик 27 апреля и 27 сентября;
- увеличение числа ребят в объединениях и организациях, а так же возможно, и создание нового общереспубликанского объединения (организации, союза, ассоциации).
- Ожидаемые результаты на коллективном уровне:
Появление и развитие лидерских качеств;
Мотивация личности к общественному объединению, творчеству и навыкам коллективной общественной работы;
Знание истории детских организаций в улусе, Республике и России;
Стремление к самореализации личности;
Неприязнь асоциального поведения
- Ожидаемые результаты на индивидуальном уровне:
Продвинутый, активный подросток, настоящий юный хозяин Республики, который любит свою республику и гордится званием якутянина.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: сборы, творческие отчеты, фестивали, соревнования, участие в работе детских лагерей, летних школ и т.д. Освоение специальностей, ступеней и высот (см. приложение № 1).
Программа разрабатывается и реализуется во взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями.
Педагог, работающий по образовательной программе, разрабатывает и использует собственную систему диагностики возможностей детей во всех этапах обучения, чтобы предусмотреть дифференцированный подход, направленный на подготовленность, одаренность детей и для обеспечения их эмоционального благополучия.
Образовательная программа должна быть корректируемой, открытой и гибкой, т.е. допускать внесение изменений, перестановку в содержании, вариацию методов и форм.
Содержание программы предусматривает национально-региональные компоненты.
Программа для младших школьников «Следопыты»
(8 - 10 лет, 36 часов).
Учебно-тематический план
№ тема 2 ступенька «Истоки» 3 ступенька «Тропинки» всего
теория
практика всего теория
практика всего теория
практика всего
1 Отряд «Следопытов»: Правила следопытов.
Отряд следопытов: структура отряда. Совета отряда. Звездочки. Поручения следопытов. Следопытские символы и ритуалы. Форма следопыта 1 2 3 1 2 3 2 4 6
2 Мир вокруг меня. Моя семья: мое генеалогическое древо, мой род. Мое село (город). Моя Республика. Моя Россия. Люди и страны мира. Туристский поход 1 22 3 1 2 3 2 4 6
3 Рост. Мои спортивные достижения.
Народные игры, танцы, песни. 2 4 6 2 4 6 4 8 12
4 «Я следопыт» Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).
Следопытские специальности.
Первая медицинская помощь.
Правила дорожного движения для пешеходов.
Правила безопасности на природе 2 44 6 2 4 6 4 8 12
5. Всего 6 12 18 6 12 18 12 24 36

Содержание программы.
1. Отряд следопытов.
Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие). Перевыборы командиров звездочек, командира и совета отряда. Распределение поручений в отряде и звездочках .Отряды и звенья участвуют в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие)Распределение поручений в отряде и звездочках. Отряды и звенья участвуют в соревнованиях, конкурсах, викторинах. Итоговый годовой сбор отряда следопытов.
Мир вокруг меня.
Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие).Экскурсия по интересным местам своего села, микрорайона. Обсуждение по итогам экскурсии.Детское движение в других школах района (города).Участвуем в мероприятиях детского движения РС (Я). Экскурсия по интересным местам своей местности (села, микрорайона).Сбор информации о своем роде по линии отца и матери.
Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие)
Сбор информации о своем селе (городе): история села (города), известные люди села (города). Подготовка коллективных сообщений о селе (городе).Детское движение в других школах района (города).Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами,подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры).
Формы занятий:Экскурсия, туристский поход, беседа, встреча с интересными людьми, Викторины, конкурсы, турниры, рассказы, легенды, притчи о своей местности.Поисковая и краеведческая работа. Забота о младших. Помощь своим родителям.Подготовка и проведение однодневного туристского похода
Рост.
Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие). Организация и проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят в отжимании, в беге на 60 и 100 метров, Разучивание народных песен и танцев. Выступления на творческих конкурсах отрядов.
Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие). Проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят, в прыжках в длину с места, в приседаниях, шашках, шахматах, хабылык, хаамыска, и др.Разучивание народных песен и танцев. Выступления на творческих конкурсах отрядов.
Я следопыт.
Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие).Первая помощь при кровотечениях, мозолях на руках и ступнях, при незначительных ожогах,при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах насекомых, при ранениях, острыми предметами. Как вызвать врача к больному.Правила поведения на природе при встрече с дикими животными. Виды диких животных (птиц, насекомых, рыб), обитающих в своей местности. Получение специальности "Знаток игр" или "Друг природы" по выбору
Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие).Правила безопасности в походе, правила поведения на воде. Содержимое аптечки для пешего похода. Первая помощь при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах клещей, при ранениях, острыми предметами и ожогах, отравлении. Правила поведения на природе. Ядовитые растения (цветы, грибы, ягоды). Получение одной специальности по выбору.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, отрядные, доклад, реферат, рассказы, легенды, дискуссии, конференции, встречи, участие в добровольческих акциях. Примерная план сетка раздела «Истоки», «Тропинки» (3 класс)
Отряд следопытов Мир вокруг меня Рост Я следопыт
истоки Сентябрь Правила следопытов.
Отряд следопытов: структура отряда Экскурсии легенды, притчи о своей местности. Моя семья Подвижные игры Следопытские специальности
Октябрь Работа звездочки. Игры на сплачивание Разведка дел
Следопытские символы и ритуалы. Форма Мои спортивные достижения. Правила поведения на природе
Ноябрь Поручения следопытов Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). Подвижные игры танцы, песни Первая медицинская помощь
Декабрь Упражнения на развитие сообразительности. Моя школа
Мое село (поселок, микрорайон) Мои спортивные достижения. Следопытские специальности
тропинки Январь Работа звездочки. Правила следопытов.
Отряд следопытов: легенды, притчи о своей местности. Следопытские специальности
Февраль Поручения следопытов Упражнения на развитие сообразительности Мое село (поселок, микрорайон) Моя школа Первая медицинская помощь.
Март Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).
Лыжный переход Участие в мероприятиях детского движения РС Народные игры, танцы, песни.
Правила поведения на природе
Апрель Работа звездочки. Игры на сплачивание Разведка дел Мои спортивные достижения. Май Однодневный поход Подвижные игры Следопытские специальности
.Программа «ИСКАТЕЛИ» (4 класс).
Учебно-тематический план
№ тема Iвысота «Мой край» II высота
«Мое Отечество» III высота«Искатель -инструктор» всего
теория
практика всего теория
практика всего теория
практика всего теория
практика всего
1 «Искатель»: Законы «Искателей» .Отряд Искателей: структура отряда. Работа Совета отряда. Работа звена. Поручения искателей. 2 2 4 2 2 4 2 2 4 6 6 10
2 «ПРОдвижение»: Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).Социальные проекты. 3 5 8 3 5 8 3 5 8 9 15 24
3 «Рост»: Мои спортивные достижения.
Игры, танцы, песни. Первая медицинская помощь. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на природе. Специальности Искателей 10 10 20 10 10 20 5 5 10 25 25 50
4 «Мой край - Мое Отечество»Моя семья. Мой род, Мое село/город, Мой район. Моя республика, Моя Россия. 2 2 4 2 2 4 2 2 4 6 6 12
5. «Дело»:
Составление программы деятельности звена, отряда. Участие в организации турпохода. Вожатый звена следопытов. Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов - - - - - - 4 6 10 4 6 10
Всего 17 19 36 17 19 36 16 20 36 50 58 108
Содержание программы
Искатель.
I высота «Мой край»:Сбор торжественного приема в Искатели. Звенья выбирают командиров, выборы командира отряда Искателей. Знакомство с поручениями. Выбор направления деятельности:определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идеи и формы их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших.Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.
II высота «Мое Отечество»:Перевыборы командира отряда, командиров звеньев, Совета отряда Искателей. Знакомство с новыми поручениями.Участие в организации собственной жизни.совместная работа со школой, родителями, по месту жительства, общественными и государственными организациями и учреждениями. Выбор направления деятельности: определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идей и форм их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших. Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.
IIIвысота «Искатель - инструктор»:Перевыборы командира отряда, командиров звеньев, Совета отряда Искателей. Знакомство с новыми поручениями.Участие в организации собственной жизни.совместная работа со школой, родителями, по месту жительства, общественными и государственными организациями и учреждениями. Выбор направления деятельности: определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идей и форм их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших. Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.
Формы занятий: Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные. Экскурсии, поисковая работа, использование Интернет – Википедии. Занятия на местности. Участие в массовых мероприятиях
ПРОдвижение.
I высота «Мой край»:Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами, подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других районов (городов) республики.
II высота «Мое Отечество»:Разработка и реализация собственных проектов. Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других регионов России Помощь пожилым людям и инвалидам.
IIIвысота «Искатель - инструктор»: Разработка и реализация собственных проектов. Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других стран ближнего и дальнего зарубежья Помощь пожилым людям и инвалидам.
Формы занятий:Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные, занятия на местности, участие в массовых мероприятиях, спортивные игры и развлечения, установление связей со сверстниками через социальные сети и интернет,викторины, конкурсы, турниры
Рост. I высота «Мой край»:Мои спортивные достижения: состязания в отрядах на отжимание, подтягивание, прыжки в длину с места, бег на 500 м. разучивание народных игр, танцев, песен. Первая медицинская помощь: при небольших ранах, удаление занозы, транспортировка больного, помочь при потере сознания. Этикет: правила поведения в гостях, на улице, в транспорте, общественных местах. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на природе. Специальности Искателей.
II высота «Мое Отечество»:Игры, песни и танцы народов, проживающих на территории Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при кровотечении, пищевом отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе конечностей, при остановке дыхания, переноска пострадавшего.:
IIIвысота «Искатель - инструктор»:Игры, песни и танцы народов соседних стран. Первая доврачебная помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при кровотечении, пищевом отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе конечностей, при остановке дыхания, переноска пострадавшего.:Формы занятий: Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные. Массовые мероприятия.
«Мой край – Мое Отечество».
I высота «Мой край»:Органы государственной власти и муниципального управления Республики Саха (Якутия), ее флаг, герб и гимн. Рассказы, легенды, притчи о своей местности, о земляках. Моя школа, мое село. (поселок, микрорайон), город, район, республика. Подготовка в качестве экскурсовода по историческим местам города или района, Достопримечательности своей местности. Однодневный туристский поход.
II высота «Мое Отечество»: Основы государственного устройства Российской Федерации, ее флаг, герб и гимн. Двухдневный туристский поход. Ориентирование по карте. Составление маршрута похода. Выбор места для палатки. Рассказы, легенды, притчи регионов Дальневосточного федерального округа..IIIвысота «Искатель - инструктор»: Рассказы, легенды, притчи о регионах Российской Федерации.Трехдневный туристский поход. Подготовка к походу:выбор маршрута, мест ночевок и стоянок, площадок для исследовательской работы, перечень продуктов и снаряжения;
Формы занятий: Индивидуальные, Звеньевые, Отрядные, Дружинные Доклад, реферат. Рассказы, легенды. Дискуссии (Дебаты). Конференция. Встреча. Совет. Трудовые дела: дежурства, службы. Экскурсии, Туристские походы.
Дело. Организация своего дня и своей работы.Составление программы деятельности звена, отряда. Участие в организации турпохода. Оформительское дело. Составление сценариев. Вожатый звена следопытов. Правила судейства в спортивных состязаниях и соревнованиях, судейство на спортивных состязаниях следопытов и искателей. Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов Вожатское дело.
Формы занятий: Индивидуальные, Звеньевые, Отрядные. Доклад, Практика в роли вожатого следопытской звездочки.
Примерная план сеткаподпрограммы «Вторая высота «Мое отечество»
Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Разделы Темы занятий
Юниор Законы
Отряд: структура отряда. Звено Работа звена. Игры на сплачивание Поручения специальности Упражнения на развитие сообразительности. Работа звездочки. Поручения следопытов Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).
Лыжный переход Специальности
Движение Экскурсии легенды, притчи о своей местности. Моя республика Разведка дел
символы и ритуалы. Форма юниоров Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). легенды, притчи о своей местности. Моя республика, Дальневосточный федеральный округ. Российская федерация Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). Разведка дел
Социальные проекты Рост Подвижные игры Мои спортивные достижения. Подвижные игры Народные игры, танцы, песни.
Мои спортивные достижения.,Подвижные, спортивные игры
Мое Отечество специальности Первая медицинская помощь.
Основы безопасности в тур походеспециальности Поход
Примерная план сетка подпрограммы «Третья высота«Юниор-инструктор»
Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Разделы Темы занятий
Юниор Законы
Отряд: структура отряда. Звено Работа звена. Игры на сплачивание Поручения специальности Упражнения на развитие сообразительности. Работа звездочки. Поручения следопытов Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).
Лыжный переход специальности
Движение Экскурсии легенды, притчи о своей местности
Моя республика Разведка дел
символы и ритуалы. Форма юниоров Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). легенды, притчи о своей местности. Моя республика, Дальневосточный федеральный округ. Россия Участие в мероприятиях детского движения РС (Я). Разведка дел
Социальные проекты Рост Подвижные игры Мои спортивные достижения. Подвижные игры Народные игры, танцы, песни.
Мои спортивные достижения.,Подвижные, спортивные игры
Дело Основы вожатского дела Различные формы КТД Различные формы КТД Специальности юниоров Различные формы КТД Первая медицинская помощь.
Основы безопасности в тур походеспециальности Поход
Условия реализации программы.
Научно-методическое обеспечение программы
- использование научно-методического ресурса СПО-ФДО, ДИМСИ, ассоциации исследователей детского движения, РСМ и детских региональных организаций России:
- переосмысление, обновление ныне действующих и разработка новых программ деятельности детских объединений, нацеленных на формирование социальных компетенций, востребованных современным обществом;
- осуществление на постоянной основе взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе предоставление базы и содействие в проведении студенческой практики, вовлечение студентов в исследовательскую работу по проблематике детского общественного движения;
- организация работы научно-методического совета, экспертных и проектных групп по разработке, корректировке и анализу эффективности образовательных, социально-образовательных программ, проектов, педагогических технологий, используемых в практике;
- проведение ежегодного мониторинга, проблемных социально-психологических исследований, направленных на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения Республики, России и мирового опыта;
- проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, «круглых столов», дискуссий, форумов по проблематике детского движения;
- формирование и пополнение банков методической информации по различным направлениям организации воспитательного процесса, деятельности детских общественных объединений, формам реализации социальных инициатив детей и молодежи.
- издание экспериментальных научно-методических, практических пособий для лидеров, волонтеров, руководителей, родителей, попечителей детских общественных организаций Республики.
Система оценки и фиксирования результатов.
В процессе реализации программы осуществляется контроль уровня усвоения программы.
1. Предлагаемые виды контроля:
первичный – имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года. Цель предварительного контроля  - зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью;
текущий – предполагает систематическую проверку и оценку образовательных результатов по конкретным темам; проводится на каждом занятии с целью повышения внимания к деятельности обучающихся,  накопления показателей усвоения ими учебного материала; проводится в форме опроса, выполнения заданий, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д.;
повторный – предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала;
промежуточный – осуществляется по целому разделу образовательной программы с целью диагностирования качества усвоения структурных основ и взаимосвязей изученного материала; способствует обучению систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д. по освоению специальностей детского движения.;
итоговый –  проводится в конце учебного года и предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям; проводится в форме опроса, творческого конкурса, тестирования, самостоятельной работы, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д. по достижению ступеней следопытов и высот юниоров.;
2. Диагностические мероприятия: опрос в форме викторины; наблюдение; тесты; самостоятельные творческие работы и т.д.
3. Примерные критерии и методы мониторинга результатов (приложение № 2)
Учебно-техническое обеспечение
- дидактическое сопровождение реализации программы (обучающие материалы, учебное и техническое оборудование);
- оснащенность расходными материалами;
- оборудование по ИКТ;
Методическое обеспечение: Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов, материалов, оборудования и других средств организации образовательного процесса может быть дан к каждой теме программы отдельно или приведен обобщенно.
Кадровые условия
- подготовленный к руководству детской общественной организацией старший вожатый, педагог-организатор;
- подготовленные к работе с детской общественной организацией классные руководители
- желательно иметь актив старшеклассников готовых работать в качестве вожатых звездочки следопытов, звена наследников.
Внешние условия
Взаимодействие с другими организациями и ведомствами:
- учреждения дополнительного образования детей;
- детские и молодежные общественные организации;
- дошкольные образовательные учреждения;
- педагогические колледжи;
- СМИ; - родители
Список использованной литературы
Бондаренко Н.О. Хочу быть лидером! Выпуск 8.- Н. Новгород. Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011. – 80 с.
Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с коллективом учебно-методическое пособие – Новосибирск: «Твердый знак». 2011 – 145 с.
Дергунов В.А. К истокам гражданственности. Часть 1 Социально-педагогические основы движения юных граждан «Наследники», - Казань РИЦ «Школа» 2003, - 104 с.
Дергунов В.А. К истокам гражданственности. Часть 1 Социально-педагогические основы движения юных граждан «Наследники», - Казань РИЦ «Школа» 2003, - 120 с.
Детское движение Словарь-справочник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составители и редакторы Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М-2005. – 544 с.
Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.: “Аверс”; ООО “Инновационное психолого-педагогическое обединение”. 2003 г. – 504 с.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.
Куликов В.М. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 2001 г. – 72 с., ил. Изд. второе, дополненное
Оконешникова А.П. Норуотуйулҕата – иитэрүлэ тирэҕэ Якутск Изд-во Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) 1996 – 175 с.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М. Владос, 2004. – 382 с.
Сафин Н.В. Вектор развития детского движения (технология развития детского движения на местном уровне). Выпуск 8. Серия «Тебе вожатый!» Н. Новгород. Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011. – 122 с.
Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. – М. : УЦ Перспектива, 2009,-196 с.
Основная рекомендуемая литература для детей и родителей
Андреев Б.Н. Птицы Вилюйского бассейна. 2-е изд.- Якутск, 1987.- 96с.
Аржакова С.К. Федорова Е.Н. Павлова В.В. Города Якутии; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Вост. Федер.ун-т им. М.К. Аммосова. – Якутск: Бичик, 2011.-96 с.
Аржакова С.К. Реки и озера Якутии: крат. справ. М-во образования и науки РФ, Якут. сос. ун-т им. М.К. Аммосова. – Якутск: Бичик, 2007.- 136 с.
Башарин Б.Н. История Якутии: Учебное пособие для старших классов.- Якутск. 1988.- 175с.
Егоров П.И. Русские писатели о Якутии: Пособие по внеклассному чтению для старших классов якутской школы. В 3-х частях. Якутск, 1981. С.83.
Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии. - Якутск, 1989. - 134с.
Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии?: Справочник-определитель Якутск: Бичик, 1999. – 104 с.
Сидоров Б.И. Тяптиргянов М.М. Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии: Справочник-определитель. Якутск: Бичик, 2004 – 64 с., ил.
Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии.- Якутск, 1975.- 83с.
Старостина М.И. Краеведческие игры – Якутск,1992 г.
Тимофев П.А. Деревья и кустарники Якутии: Якутск Бичик, 2003 – 64 с., ил.
Фролов В.И., Уаров В.Ф. Полезные ископаемые Якутии и области их применения: Крат. Справ. Якутск Бичик 2005, - 64 с., ил.
Юзмухаметов Р.Н. Грани алмазной истории . – Мирный: 000 “Мирнинская городская типография” 2003. – 123 с.
Якутия. Историко-культурный атлас. – М.: Феория 2007. – 871 с.
Якутия: рекорды, самое первое, самоле-самое. – Якутск Бичик. 2004. - 256
Воспитательные технологии детской общественной организации
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Присвоение специальностей удовлетворяет разнообразные потребности, интересы и увлечения ребят, что имеет большое значение для саморазвития. Получение специальности способствует, общественному признанию (все видят нашивку на рукаве формы). Искатели удовлетворяют свои потребности в ярких переживаниях, приобретении новых знаний, умений и т.д. Сам факт присвоения новой специальности способствует позитивной самооценке: "способен", "получилось", "достиг", "чего-то стою". Получение той или иной специальности свидетельствует о наличии у искателей определенных способностей в данной области. Можно похвалить его, назвать "специалистом".
Получение специальности является для искателя желанной целью, поскольку здесь не бывает победителей и проигравших. Следовательно, если искатель выполнил требования специальности, то независимо от оценки коллег и мнения вожатого, он должен ее получить. Требования специальностей реальны, они учитывают возможности мальчика или девочки данного возраста. Все знают, что существует множество примеров достижения данной цели и зависит это целиком от их собственных желаний и усилий. Необходимо стремиться к тому, чтобы искатели могли получить в отряде как можно больше специальностей.
АКЦИИ, КОНКУРСЫ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
За получение специальности искатель награждается значком, что свидетельствует об индивидуальных достижениях членов объединения, об овладении определенными знаниями и умениями. Выполнение коллективного задания поощряется наградой, похвалой, учетом выполнения работы при присвоении очередной высоты за хорошее взаимодействие с другими, стремление к. сотрудничеству, а также эффективную организацию совместной работы и ее надлежащее выполнение.
Искатель, выполняющий задание вместе со звеном, начинает понимать взаимосвязь между удовлетворением его личных потребностей и удовлетворением потребностей всего коллектива, своими достижениями и достижениями коллектива.
Иногда выполнение задания позволяет лучше узнать себя, сравнить себя со сверстниками, их увлечениями, знаниями и способностями. Ребята ставят перед собой собственные требования или выполняют те, которые перед ними поставлены, принимают участие в совместной оценке сделанного.
Выполнение коллективных заданий также как и получение индивидуальной специальности, способствует позитивной самооценке: внес определенный вклад в общий успех, помог другим, научился новому, удалось больше, чем сам от себя ожидал.
СТУПЕНИ, ВЫСОТЫ
Характерным для высоты является то, что она объединяет две вышеназванные технологии саморазвития: для того, чтобы достичь определенной высоты, необходимо иметь несколько специальностей, а также выполнить определенное количество коллективных заданий, участвовать в конкурсах, акциях, и др. Достижение высоты является высшей формой саморазвития искателя, объединяющей долгий, протяженностью один год, период работы над собой. Следовательно, необходимо в соответствии с требованиями- высоты принимать на себя разнообразные, состоящие из различных этапов, обязательства. Требования, которые должен выполнить искатель заключаются в следующем. Он должен:
- участвовать в конкретных делах коллектива;
- расширять свои знания о своем крае и Отечестве, о детском движении, его нормах жизни и возможностях;
- получать новые специальности;
- понимать важность самодеятельности личности и самоуправления коллектива, а следовательно и личной ответственности.
Несмотря на то, что высота и достигается долго, она дает возможность искателям ощутить реальность достижения цели. Достижение высоты зависит как его личных усилий, так и его активного участия в жизни коллектива.
Достижение высоты является важным элементом саморазвития искателя, служит формированию в нем подлинного, осознанного и прочувствованного Отношения к своему отряду и детскому движению. В целом, высотами искателей являются:
I высота - "Искатель Якутии".II высота - "Искатель Отечества".III высота - "Искатель - инструктор".НОРМЫ ЖИЗНИ
Нормы жизни искателей имеют иной характер, нежели специальности, коллективные задания и высоты. Они являются сводом общих правил поведения, которые необходимо выполнять, а также требований, которым необходимо соответствовать.
Задания специальностей раскрывают, что необходимо знать и уметь, чтобы стать "туристом", "знатоком игр", "связным" и т.д. Требования высоты - каким необходимо быть, что нужно знать, уметь для того, чтобы достичь очередной высоты.
Нормы жизни говорят, каким необходимо быть, какими ценностями руководствоваться, как поступать и чего избегать, чтобы быть участником детского движения - Искателем.
Нормы жизни не достигают, не получают. Их постигают, им следуют. Эти требования используют как критерий оценки поведения ребят. Нормы жизни служат для анализа различных ситуаций в жизни звена и отряда. О Правилах следопытов и Законах искателей ребята задумываются и тогда, когда стремятся жить в соответствии с образом жизни нашего движения.
Однажды наступает момент, когда искатель уже не ждет наград за свое поведение в соответствии с нормами жизни. Сам факт, что он поступает достойно, доставляет ему большое личное удовлетворение. Этот момент свидетельствует о том, что его поведение становится нравственным, он становится зрелой, самостоятельной личностью.
Одним из основных педагогических инструментов необходимых для детского движения является нацеливание на саморазвитие.
Процесс саморазвития складывается из тех самых пяти элементов, а именно:
выбора и постановки целей;
познания самого себя;
выработки норм и постановки перед собой требований;
самоконтроля;
самооценка.
Эти элементы присутствуют во многих заданиях данной программы. Однако не всегда нам удается акцентировать на них внимание. Порой на анализ проведенного дела и времени не остается. Одно удается нам легко, другое - забывается. Чем младше человек, тем трудней ему понять этот процесс и учитывать указанные элементы в своей деятельности. Но все же мы предлагаем Вам вместе с нами проследить, как в детском движении ребята учатся работать над собой, постигают навыки саморазвития. Важно понять: Как необходимо поступать? Как содействовать созданию соответствующей воспитательной ситуации, какие использовать при этом меры стимулирования, чтобы участники нашего движения:
хотели получать новые знания и умения, и значит, формировать важные черты своего характера;
стремились получать новые задания по самосовершенствованию, а также преобразованию окружающего мира к лучшему;
осознали личную ответственность за свое развитие и свои успехи, а также за то, что делает и к чему стремится наше движение.
Все воспитательные технологии детского общественного движения, так можно назвать ступени и высоты, специальности, поручения и выборные должности, нормы жизни, - все они помогают привлечь ребят к саморазвитию. Безусловно, если педагог не забудет о главных принципах детского движения: добровольности и самодеятельности.
Побуждение к саморазвитию включает в себя:
- постановку совместно с детьми и подростками целей достижения;
- выбор способов достижения поставленных целей;
- обучение оценке собственной деятельности;
-поощрение за достижение поставленных целей.
Не сложно разбудить активность ребят, необходимо ее направить в нужное русло, развить в реальной деятельности. Ребята будут активны тогда, когда их деятельность будет поощрена, а также тогда, когда будут удовлетворены их потребности.
Ступени следопытов и высоты юниоров выполняют требования годовых рубежей, определенных уровней общественной зрелости ребят. Поэтому они различаются не только уровнем трудности заданий, но и степенью инициативы и самодеятельности личности. Чем старше ребята, тем больше возможностей предоставляет ступень или высота для проявления самостоятельности - начиная от выбора формы выполнения задания, заканчивая выбором ценностей, которые хотят реализовать.
Высоты юниоров объединяют вместе различные дела, дают направление для деятельности всего отряда. Они являются важными педагогическими технологиями, своеобразными инструментами раскрытия инициативы ребят, объединяющими их с делами отряда (высота может быть получена за участие в каком-то мероприятии). Требования высоты помогают выбрать оптимальную пропорцию между индивидуальными и коллективными заданиями. Индивидуальные специальности должны быть простыми и разнообразными, подходящими для быстрого самостоятельного освоения.
Технологии саморазвития необходимо использовать комплексно. Педагог должен знакомить искателей с Законами движения и по возможности отталкиваться от этих норм, предлагать искателям образцы для подражания, создавать условия для получения новых специальностей, предлагать задания для звеньев, напоминать о требованиях новой высоты. Одновременное использование различных техник саморазвития способствует тому, чтобы ребята работали над собой в самых различных сферах. Таким образом, вожатый может содействовать процессу саморазвития ребят, помогая успешно пройти через его этапы, а по достижении поставленных целей (присвоения очередной высоты, специальности), подсказывает, какие могут поставить перед собой очередные.
Приложение № 2
Критерии и методы мониторинга результатов
Результаты критерии технологии
Повышение уровня конкурентоспособности
Появление лидерских качеств.
Устойчивое стремление к самореализации личности. - Уровень развития лидерских качеств (высокий, средний, низкий)
-Уровень инициативы, активности детей (высокий, средний, низкий)
-Степень самостоятельности при выполнении задания (высокий, средний, низкий) - Наблюдение
- Анкета
- Тест
- Деловые игры
-Коллективные творческие дела
-Событийные мероприятия
- ВидеофиксацияМотивация личности к общественному объединению, творчеству и навыкам коллективной общественной работы - Уровень устойчивости интересов (высокий, средний, низкий)
- Уровень удовлетворенности занятиями (высокий, средний, низкий)
- Уровень умения работать в группе детей (высокий, средний, низкий) - Статистические данные
-Журнал учета.
- Наблюдение.
- Тестирование
Повышение интереса к истории детских организаций в России и Республике Саха (Якутия); Уровень интереса к историидетских организаций в России и Республике Саха (Якутия) Пионерские отряды ведут поиск имен юных героев, оформляют стенды, проводят линейки, сборы о героях, встречи с ветеранами; - тесты
- опросы
Неприязнь асоциального поведения
- Уровень отношения к чему-либо (к противоправным действиям и т.д.), к асоциальным явлениям, к кому-либо (ветераны ВОВ, ветераны труда и т.д.)
- Устойчивость интересов - наблюдение
- анкета
- беседа
-статистические данные
-событийные мероприятия
Приложение 3.
Формы работы
№ Группы занятий формы
1. Занятия на местности 1. Разведка интересных дел: разведка-наблюдение, разведка-интервью, разведка-игра упражнение, разведка экскурсия, разведка-задание между сборами, разведка-изучение документов и т.д.
2. Экскурсия: экскурсия на местности, природно-краеведческая экскурсия, научно-исследовательская экскурсия, социальная экскурсия и т.д.
3. Походный лагерь
4. Многодневный поход
2. Соревнования и сотрудничество 1. Спортивные игры и развлечения
2. Турниры, олимпиады
3. Конкурсы
4. Комнатные игры.
5.Подвижные игры
6. Эстафеты
7. Зарница
3. Творческая активность 1.Вечера отдыха 7. выставка
2. Костер, свечка, огонек 8. радиопередача
3. Песни и танцы 9. конференция
4. Театральные формы 10. Техническая задача
5. Традиции и ритуалы 11. Изобразительные занятия
6. Газета
4. Владение словом 1.Доклад, реферат 4. Рассказы, легенды
2. Дискуссии (Дебаты) 5. Конференция
3. Встреча 6. Совет
5. Трудовые дела 1. Дежурства, службы
2. Благотворительная деятельность
3. Производительная деятельность
4. Реализация бизнес-проектов6. Массовые мероприятия 1.Слеты, фестивали
2. Парады, манифестации
3. Зарница
4. Спартакиада
5. Смотры, линейки
Приложение 4.
Требования к Следопытам и Искателям
Требования к следопытам

2 ступенька «Истоки»
Овладеть новой ступенькой может следопыт, который не менее года был активным дома, в школе, на сборах, охотно помотает родителям, а также:
1. Знает и может рассказать о традициях своей звездочки и группы. Просьбу ему не надо повторять дважды.
2. Знает пять подвижных и пять настольных игр.
3. Может спеть пять песен и станцевать пять танцев.
4. Улучшил свои спортивные достижения. Может отжаться десять раз, плавать. Знает свои спортивные достижения в беге на 60 и 100 метров, в прыжках в длину с места, в приседаниях.
5. Умеет различать не менее 10 видов диких животных (птиц, насекомых, рыб), обитающих в своей местности.
6. Умеет распознавать ядовитые растения в своей местности.
7. Знает правила поведения на природе.
8. Знает достопримечательности своей местности, на сборе рассказал об интересных людях своего города или села.
9. Умеет оказать первую помощь при кровотечениях, мозолях на руках и ступнях, при незначительных ожогах. Может вызвать врача к больному.
10. Знает флаг своей области, края, республики, а также что символизируют его цвета, в каких случаях его поднимают.
11. Получил специальность "Знаток игр" или "Друг природы" по выбору.
3 ступенька «Тропинки»
Чтобы овладеть ступенькой надо не менее двух лет быть следопытом, показав при этом, что:
1. Умеет играть в три из названных игр: "разрывные цепи", "найди себе друга", "плетень", "третий лишний", "лапта".
2. Знает песни своей звездочки и группы; а также три народные песни своего края.
3. Знает правила безопасности, которые необходимы в походе, а также правила поведения на воде.
4. Знает содержимое аптечки для пешего похода и умеет оказать первую помощь при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах насекомых, при ранениях, острыми предметами и ожогах.
5. Знает устройство компаса, может объяснить его предназначение.
6. Различает 15 видов домашних и диких животных и птиц и их следы.
7. Распознает ядовитые растения (цветы, грибы, ягоды), знает, что делать при отравлении.
8. Знает о достопримечательностях своей местности улуса и Республики Саха (Якутия).
9. Вместе с ребятами своей цепочки сделал подарки "для младших детей или организовал для них какую-либо игру.
10. Получил одну из предложенных специальностей.
Требования к искателям по подпрограмме «Первая высота «Мой край»»
Чтобы овладеть этой высотой, искателю необходимо:
1. Знать законы, символы искателей.
2. Знать о главных достопримечательностях своей республики, уметь исполнить три народные песни или танца.
3. Уметь рассказать о своем звене и его делах.
4. Уметь принимать решения в экстремальных ситуациях:
- знать, как можно вызвать врача, милицию и пожарную службу;
- уметь оказать первую доврачебную помощь (промыть и забинтовать небольшую рану, удалить занозу, перенести больного, помочь при потере сознания).
5. Уметь провести три настольные или подвижные игры, уметь интересно занять малышей.
6. Уметь составлять свой распорядок дня.
7. Знать и уметь исполнять любимую песню своего отряда.
8. Знать правила поведения в гостях, на улице, в транспорте, общественных местах.
9. Уметь провести небольшую экскурсию по историческим местам города или района, знать достопримечательности своей местности.
9. Побывать в двух однодневных походах:
- знать основные типы узлов, уметь объяснять, для чего они применяются;
- уметь правильно разжигать и погасить костер;
- уметь укладывать рюкзак и знать, что необходимо взять с собой в поход;
- уметь обращаться с компасом;
- знать основные обозначения на карте;
- уметь читать следы человека, велосипеда, мотоцикла автомобиля и хотя бы 3-х животных или птиц на снегу или влажной земле.
10. Знать правила безопасности в походе, уметь ездить на велосипеде, плавать;
11. Знает свои спортивные результаты (отжимание, подтягивание, прыжки в длину с места, бег на 500 м).
12.Провести интересную встречу, вечер, игру или организовать полезное дело для членов своего звена.
13.Получить одну специальность по выбору.
Требования к искателям по подпрограмме «Вторая высота «Мое Отечество»
Для присвоения II высоты искатель должен:
1. Знать требования программы единого детского движения РС (Я), основные акции и дела движения юных граждан.
2. Уметь проводить сборы звена, отряда.
3. Знать основы государственного устройства Российской Федерации, ее флаг, герб и гимн.
4. Уметь рассказывать о славных страницах истории своего Отечества.
5. Знать несколько песен и танцев народов, проживающих на территории Российской Федерации и уметь их исполнять.
6. Принять участие в туристическом походе с ночевкой:
- знать топографические знаки и уметь ориентироваться по карте;
- с помощью карты и компаса составить маршрут похода;
- уметь выбрать место для палатки, поставить палатку и приготовить себе походную постель;
- уметь в лесу построить себе убежище от дождя;
- знать, как можно разбить палаточный лагерь и как затем убрать следы своего пребывания;
- уметь разжечь костер не более чем двумя спичками и правильно его затушить;
- в походных условиях оборудовать место для приготовления пищи и приготовить обед из двух блюд, правильно поддерживать огонь;
- уметь ориентироваться в незнакомом месте, в лесу, походе.
7. Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при кровотечении, пищевом отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе конечностей, при остановке дыхания. Знать, как подготовить носилки для переноски больного.
8. Уметь организовать дела в звене, отряде.
9. Уметь приготовить вкусное блюдо, составить букет, сделать интересную поделку, уметь моделировать простую одежду.
10. Знать правила поведения на воде, уметь проплыть 50 метров двумя различными стилями.
11. Принять участие в благотворительной ярмарке, концерте или другом добром деле.
12. Получить еще две-три специальности по выбору
Требования к искателям по подпрограмме «Третья высота«Искатель-инструктор»
На третьей высоте необходимо:
1. Знать основные международные детские и молодежные организации.
2. Уметь составлять программу деятельности звена, отряда на четверть.
3. Принять участие в организации туристического похода или летнего палаточного лагеря протяженностью не менее 5 дней:
- выбрать соответствующее место для палаточного лагеря, спланировать его;
- уметь оборудовать переправы через речку или овраг;
- составить перечень продуктов и рассчитать их количество на 3-дневный поход звена;
- во время походной стоянки приготовить завтрак, обед, ужин;
- при помощи специальных связок изготовить лесную мебель для походного лагеря;
- завязывать туристические узлы;
- уметь хорошо читать полевые карты, понимать условные знаки и изображения рельефа, определять по карте свое местоположение;
- уметь "на глаз" определять расстояние, высоту предмета, направление ветра. -
4. Знать правила спасения утопающего на воде.
5. Проплыть двумя стилями 100 метров и продержаться на воде без движения в течение одной минуты. -
6. Знать, из чего состоит походная аптечка и как её применять. Уметь делать искусственное дыхание.
7. Знать; как положить медицинскую повязку в случае кровотечения на голове, руке или ноге.
10. Знать основные признаки сердечного приступа и уметь оказывать необходимую помощь.
11. Знать, как ухаживать за больными и провести два дежурства в больнице.
12. Уметь организовать свой день и работу.
13. Уметь оформлять помещение к проводимому делу, празднику. Знать основы оформительского дела.
14. Знать, как принять гостей, самостоятельно сервировать стол.
15. Знать правила судейства в спортивных состязаниях и соревнованиях, побывать в роли судьи на спортивных состязаниях.
16. Уметь проводить подвижные игры в помещении и на улице, эстафеты, конкурсы.
17. Уметь составлять сценарии дел, праздников, конкурсов.
18. Быть вожатым цепочки следопытов в течение 3 месяцев и организовать для них кружок по одной из полученных ранее специальностей.
Приложение 5.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УСПЕХА
Давайте попробуем охарактеризовать, каким должен быть результат нашей воспитательной работы в детском объединении.
Группа следопытов
Когда следопыты будут покидать группу, пройдя три следопытские ступени, они должны быть достаточно активны. Должны иметь желание участвовать в программах более взрослых детских объединений, общаться с новыми вожатыми. Ребята не должны бояться трудностей, должны быть готовы к новым событиям в своей жизни.
Группа следопытов сформировала в них чувство личной безопасности. Они уже не "держатся за юбку" своей прежней группы, уже ощущают свою связанность с детским движением. Ребята могут гордиться тем, что ходят в следопытской форме, что получили первые нашивки специальностей на рукавах. Они охотно приходят на сборы, где имели возможность сравнить свои умения и навыки с умениями других, убедились, что каждый способен на многое и в чем-то лучше других. Ребятам нравится общаться, они уже реже спорят и конфликтуют, не ябедничают друг на друга. Для них обязательными стали нормы поведения детского движения. Следопыты узнали и запомнили: что значит быть отважными, честными и добрыми следопытами.
Мальчишки и девчонки получили первый опыт коллективного анализа проделанной работы. План сборов теперь составляется так, чтобы звездочки могли между собой больше взаимодействовать, чтобы каждый участник задумывался, чего он достиг, что является залогом успеха или неудачи его и его звездочки.
В прошлом остались споры, жалобы, недоразумения, потому . что все обсуждается в кругу совета. Группа разработала свои традиции и обычаи. Каждый следопыт получил немало, индивидуальных умений. Все ребята одновременно и схожи, и различаются своими достижениями и успехами.
Отряд искателей
Когда повзрослевшие ребята будут покидать свой отряд, каждый из них должен знать и придерживаться главных заповедей детского движения, ощущать связь со своим коллективом, стремиться продолжать с ним взаимодействовать. Ведь каждый пережил в отряде много интересных событий, раскрыл и развил свои интересы и способности. Ребятам нравится носить форму, знаки отличия, нашивки детского движения.
Каждый из ребят уже испытал, что значит руководить работой других: знает как распределить задания, умеет справедливо оценить вклад каждого, а также имеет смелость высказать оценку поступков ребят.
В отряде прошло много ярких дел. Иногда были и недоразумения, но общими усилиями смогли их преодолеть. Все сдружились, с удовольствием придерживаются традиций отряда. В коллективе бывали и внутренние разногласия, недоразумения, однако все заканчивалось без осложнений.
Каждый из ребят стремился получить специальность, взять новую высоту, стать участником той или иной акции. Каждый научился что-то делать лучше других, почувствовал направленность своих интересов, возможно и свое призвание. Отряд в целом не раз отличался в соревнованиях, завоевал себе доброе имя.
Опыт социальной активности, который ребята получили, участвуя в делах детского объединения, поможет им активно участвовать в общественной жизни старших классов школы, выработать оптимальную жизненную стратегию.
На наш взгляд, таким может быть итог работы педагога, содействующего становлению детского объединения. Однако, какие дороги ведут к воспитательному успеху? Какие этапы развития проходит коллектив на пути к своей самодеятельности? Как устанавливаются в нем связи, как меняются потребности и мотивы ребят?
ОБРАЗ ВАШЕГО ОТРЯДА
К реализации "модели воспитательного успеха" ведут пять направлений развития коллектива и личности в нем, состоящих из ряда этапов. В них находятся ответы на следующие вопросы:
1. Как должна меняться позиция педагога?
2. Как развивается самодеятельность совета отряда и звеньев?
3. Как возникает взаимодействие между ребятами?
4. Как изменяются потребности и мотивы ребят?
5. Как нормы жизни детского движения становятся нормами жизни его участников?
Очевидно, что конечного эффекта можно добиться, если в отряде будут присутствовать все пять направлений (процессов) развития коллектива и личности. А Вы, как педагог, будете стараться сконцентрировать свою деятельность на содействии становлению личности ребенка через развитие взаимоотношений в коллективе.
Направления и этапы развития коллектива и личности мы описываем упрощенным способом, чтобы смысл таблицы был более понятным.
Прочтите все пункты каждого из направлений и выберите те, которые, по-вашему, отвечают этапу развития вашего отряда. Заштрихуйте на схеме выбранный пункт.
Когда закончите этот выбор на всех пяти направлениях, то получите представление об уровне, на котором находится ваш отряд.
Линии на схеме покажут:
- какое направление уже пройдено и чего вам ждать в будущем;
- в каких пунктах отряд опередил свой этап развития, а в каких остановился, и что Вам необходимо предпринять.
НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ
1.Позиция педагога на этапах развития коллектива.
1 а. Педагог заботится обо всем сам.
Новый отряд, его члены не имеют опыта работы. Педагог должен сам руководить, сам беспокоиться о выполнении своих аданий - готовить план работы, раздавать поручения, контролировать и оценивать их выполнение. Педагог пока не может опираться на самодеятельность ребят - она только начинает формироваться.
1б. Педагог мотивирует необходимость работы, поручая ее другим.
У искателей уже есть первый опыт работы. Педагог предлагает индивидуальные или коллективные задания для выполнения, объясняет их смысл и значение, подсказывает, как можно организовать работу, каких ожидать результатов. Педагог учит ребят планированию, организации, контролю и оценке работы
Желание мальчишек и девчонок работать вместе помогает достичь нужного результата.
1 в. Педагог предлагает задания на выбор.
Искатели узнали характер и стиль работы своего педагога, знают его ожидания и требования. В ходе проведенных дел ребята накапливают первый опыт самоорганизации. Педагог может предложить несколько заданий, среди которых ребята могут выбрать наиболее для них привлекательные.
Педагог необходимо заботится, чтобы искатели самисделали выбор, проявили свои интересы и потребности. Педагог помогает ребятам предвидеть результаты выполнения выбранных заданий.
1г. Педагог принимает предложения от самих ребят.
У искателей появляется заинтересованность в совместном руководстве работой отряда. Они научились выражать свои интересы и узнали свои возможности. Педагог предлагает им направление деятельности (например, участие в решении социальных проблем своего города (села) и просит, чтобы ребята предложили перечень конкретных дел, служащих реализации этого направления. Ребята выдвигают идеи и формы их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших и т.д.
Педагог оценивает предложения ребят, объясняет: какие предложения актуальны, а какие нереальны и почему. Вместе с ребятами отмечает те из предложенных дел, которые больше подходят для реализации выбранного направления деятельности, корректирует сроки и распределение заданий.
1д. Педагог помогает коллективу наладить взаимодействие с другими.
Искателям нравится участвовать в организации собственной жизни. Теперь педагог ставит перед ними задания, требующие совместной работы со школой, родителями, по месту жительства, общественными и государственными организациями и учреждениями. Данная ситуация подталкивает ребят к преодолению трудностей в установлении внешних контактов; позволяет понять: от чего зависит доброе имя отряда, научиться взаимодействовать с людьми, которые могут помочь отряду в работе.
Педагог рассказывает ребятам о воспитательных целях и ценностях, которые движут им в его вожатской работе, о целях и ценностях других организаций и учреждений в обществе, показывает возможные направления для взаимодействия.
1е. Педагог передает инициативу и права принятия решения отряду.
Коллектив наследников достиг значительной ступени самодеятельности и самостоятельности. Теперь ребята придерживаются целей и ценностей детского движения, умеют правильно организовать работу, самостоятельно распределить задания. Они ответственно относятся к проводимым делам, объективно оценивают друг друга, работают совместно с другими отрядами и людьми вне организации. Все важнейшие решения принимаются демократично после обсуждения. Педагог перестает быть руководителем, становится одним из членов отряда, уполномоченным для представленияего интересов.
Внимание! Найдите свое место в таблице!
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2. Развитие Совета отряда
2а. Работу коллектива оценивает педагог.
После выполнения задания педагог оценивает, удачно ли оно прошло, принесло ли ощутимые, реальные результаты, что необходимо учесть на будущее, кто подвел и почему.Педагог заботиться, чтобы Совет отряда решил, каким образом наградить лучшие звенья и отличившихся ребят, как выразить недовольство тем ребятам, которые не выполнит порученных им заданий. Совет обсуждает и решает, кого наградить, как отметить и т.д.
2б. Ребята проявляют лидерские качества.
Педагог рассказывает отряду о критериях, по которым оценивается работа отряда и поступки ребят. По его примеру, а также благодаря накопленному уже опыту, Совет оценивает выполнение заданий и решает, кого похвалить, а кому посоветовать обратить внимание на совершенные ошибки или недобросовестность.
2в. Совет начинает организовывать и оценивать работу.
Участвуя вместе с педагогом, в выполнении заданий и оценивая работу звеньев и отдельных ребят, Совет научился оценивать активность членов отряда в выполнении различных заданий и их отношение к доверенным обязанностям. Это помогает Совету успешно выбирать организаторов, звеньевых, предлагать руководителей новых дел.
2г. Совет делит задания между звеньями.
Педагог объясняет Совету, какие задания необходимо распределить, что станет темой очередного сбора отряда, какие дела необходимо будет выполнить. Совет решает, как поделить эти задания между звеньями. Педагог помогает принять решение, подсказывает варианты, пути решения в случае возникновения проблем, предупреждает о возможных трудностях и ошибках.
2д. Совет составляет план работы.
До настоящего времени Совет участвовал в обсуждении плана работы, но сам его не составлял, это выполнял педагог. У ребят уже сложилось представление, что ценно для отряда и надлежит делать, что по силам звеньям, а что можно сделать только при помощи педагога. Получив от педагога общие направления работы, Совет старается реализовать их в конкретных заданиях, сборах, включая их в план работы на ближайшее время. Педагогкорректирует результаты работы Совета, помогает выбрать наиболее ценное, интересное.
2е. Совет создает нормы жизни коллектива
Полученные умения в области планирования и организации работы отряда, оценки деятельности искателей и их звеньев, опыт претворения общих целей в конкретные задания позволяют членам Совета отряда глубже понять сущность детского движения и стараться найти соответствующие формы для ее реализации. Этот уровень знаний и понимания позволяют приступить через Совет отряда (под руководством педагога) к созданию определенного кодекса норм поведения и поступков, принятых в отряде. Из этих норм могут вытекать критерии для оценки поступков всех членов отряда, включая педагога.
Внимание! Найдите своё место в таблице!
3. Развитие звеньев.
За. Звено выбирает своего лидера.
Группа мальчиков или девочек создает звено, ребята выбирают звеньевого. Работа звена проходит главным образом на сборе отряда, где ребята получают задания для выполнения. Педагог пока активно помогает звеньевому руководить работой.
3б. Звено выполняет поручения.
Звено, участвуя в сборах отряда, проникается духом детского движения и получает первый опыт самостоятельности, начинает оценивать участие членов звена в выполнении простых заданий. Теперь жизнь звена чаще организует, его звеньевой, а не педагог.
Зв. Звено организует свою работу.
Звеньевой, после участия в заседании Совета отряда, сам организует сборы, распределяет задания между ребятами. Участники сами оценивают выполнение поручений, решают, кого надо похвалить, кого покритиковать и за что. В сборах звена участвуют, по необходимости, педагог или другие члены Совета отряда.
Зг. Звено оценивает и награждает.
Ребята на сборе звена или во время выполнения задания обсуждают, кто из ребят заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты, а у кого трудности с выполнением обязанностей и почему.
3d. Звено организует свою работу.
Звеньевой информирует ребят о том, какие задания получены им на Совете отряда. Искатели совместно составляют план сборов, распределяют работу между членами звена, взаимно контролируют выполнение заданий, вместе обсуждают результаты.
Зе. Звено вносит свои предложения.
Ребята уже имеет определенный опыт самостоятельной деятельности и участия в работе отряда. Некоторые ребята вносят предложения о том, чем они хотели бы заниматься на сборах отряда, звена, каким образом собираются выполнять разные задания. Из отдельных сборов, занятий, заданий появляются совместные цели деятельности.
Зж. Звено выбирает ответственных.
Анализ работы своего звена и работы отряда помогает искателям лучше оценить организаторские умения звеньевого, его роль в работе коллектива. Ребята решают: оставить прежнего звеньевого или выбрать нового, отвечающего возросшим требованиям, умеющего наладить взаимодействие в звене. Своё решение ребята доводят до педагога и Совета отряда. .Зз. Звено оценивает работу отряда.
Участвуя в проведении сборов и выполняя задания отряда, звено имеет возможность наблюдать работу отряда и педагога в школе и вне её. Звено начинает заботиться о добром имени своего отряда; вносит свои предложения, оценивает работу, вклад других звеньев, деятельность Совета отряда, высказывает своё мнение о педагоге.
Внимание! Найдите свое место в таблице.
4. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СВЯЗИ РЕБЕНКА С КОЛЛЕКТИВОМ
4а. Каждый ждет чего-то своего.
Группа ребят собралась в звено. Каждый из них стал участником детского движения со своими надеждами, потребностями, интересами, симпатиями. Ребята ждут, что в звене и отряде смогут реализовать свои ожидания. Известны ли Вам, вожатый, эти потребности и интересы? Учли ли вы их в программе первых сборов?
46. Небольшие группы и отверженные.
В звене создаются небольшие, по 2-3 человека, группы, связанные общностью интересов, близостью места жительства. Эти группы появляются и довольно часто распадаются, что связано с переменной интересов, симпатий у членов групп. Как правило, каждый искатель в звене найдет себя в какой-то группе, но бывает и так, что некоторые остаются одни, словно отверженные. Эта ситуация предсказуема и со временем нормализуется. Знаете ли Вы, педагог, как в Вашем коллективе проходит этот процесс? Помогаете ли ребятам лучше узнать друг друга, взаимно заинтересоваться? Стараетесь ли, чтобы отверженные могли соединиться с одной из групп?
4в. большое влияние "Звезд".
Ребята объединяются в небольшие группы не только по общим интересам. Во время выполнения заданий у одних ребят проявляются организаторские способности, у других появляется интерес к работе в совете дела, к выполнению поручений. Некоторые ребята решаются помочь звеньевому и с ним связать свою позицию в звене, другие сближаются с ребятами, которые привлекают их своими способностями. Некоторые, отвергая звеньевого, начинают поддерживать его конкурента.
Ориентируетесь ли Вы, педагог, в том, кто и по какой причине играет роль "звезды" в звене, какую позицию занимает звеньевой, пользуется ли он авторитетом?
4г. Необходимо работать вместе с другими
По предложению вожатого или Совета отряда проходят сборы звена. Звеньевой распределяет работу между ребятами. Появляются новые поручения, устанавливаются более прочные отношения между ребятами. Основой этого является совместное выполнение заданий. Возникают ситуации, в которых появляется любимая песня звена, традиция начала сбора, появляется мысль о ведении летописи главных дел и успехов звена и отряда.
Руководите ли Вы, как педагог, созданием этих связей между ребятами, появляющихся в ходе выполнения звеном общих дел?
4д. Мы не хуже других.
Звено готовит часть сбора отряда, оценивает, как в сборе участвуют другие звенья. Рождается новый уровень взаимодействия между членами звена - потребность отличаться от других, иметь свое лицо. Чтобы это доказать, необходимо лучше выглядеть: победить в соревновании, отличиться на сборе. Такая позиция требует совместной работы, взаимной помощи. У ребят появляется чувство солидарности, начинает действовать закон "один за всех, все за одного".
Стараетесь ли Вы, педагог, видя такую позицию отдельных звеньев, чтобы в отряде не возникла ситуация взаимной антипатии, нездоровой конкуренции в распадающемся на звенья отряде?
4е. Все чувствуют себя в безопасности.
Успехи и традиции звена, воспоминания о совместной работе позволили ребятам хорошо узнать друг друга, перестать предъявлять претензии, выражать недовольство. Редко случаются ссоры, нет уже "козлов отпущения", между ребятами возникают прочные связи и дружба. Каждый чувствует себя в безопасности в своём звене, знает, что может рассчитывать на помощь друзей.
Знает ли педагог, что звено находится на этом этапе становления?
Внимание! Найдите свое место в таблице!
5. РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
5а. Каждый хочет удовлетворить свои интересы.
Искатели вступают в отряд, чтобы удовлетворить свои разнообразные потребности: познавать мир, обрести друзей, включиться в интересные дела, лучше узнать свои возможности и т.д. Часто эти потребности не осознаны. Ребенком руководит лишь надежда, что в отряде искателей, ему будет лучше, интереснее.
Педагог пытается узнать от искателей, для чего они вступили в организацию, что они хотят получить? Об ожиданиях ребят должны также знать звеньевые и члены Совета отряда.
5б. Наличие приемлемого и неприемлемого в предлагаемой работе.
Неосознанные потребности и ожидания ребят сталкиваются с реальной деятельностью звена и отряди. Одним становится интересно, другим сразу скучно. Одни ребята с удовольствием участвуют в сборах, открывают для себя что-то новое. Другим кажется, что они все это уже пережили, знают, умеют. Каждый оценивает жизнь детского объединения по-своему и не интересуется, как к этому относятся другие.
Педагог пробует сориентироваться, какие дела помогают реализовать ожидания искателей, а какие вызывают разочарование и почему? Это может стать ценным указанием для перемен в программе сборов. Также это может означать, что скоро часть ребят выйдет из отряда.
5в. Знаю чего хотел бы, но остальные хотят чего-то другого.
Первые сборы приносят наследникам первый опыт. Начинают конкретизироваться потребности и ожидания отдельных ребят. Каждый хотел бы делать то, что ему больше нравится. Однако другие предлагают другие занятия. Появляется мысль, что надо либо уступить самому, либо попытаться убедить уступить товарищей. Это вызывает споры, создает неприятную атмосферу.
Педагог пытается узнать: ожидание каких дел поссорило искателей? Кто вносит беспорядок, чьи интересы не удовлетворяются? Те интересы, которые близки деятельности отряда, важно поддержать, другие попытаться заменить более ценными.
5г. Стараюсь делать то, что находит поддержку в коллективе.
Когда проводимые занятия, сборы совпадают с интересами и ожиданиями ребенка, он бывает удовлетворен. Но появляется и такая работа, которая не поднимает энтузиазма ребят, не является для них желанной. Ребята выполняют её недобросовестно. В результате получают нагоняй, подвергается критике со стороны других ребят и педагога. Поэтому в будущем будут стремиться делать то, что находит поддержку в коллективе, что позволяет избежать негативной оценки.
Педагог пробует исследовать, сколько и когда каждого искателя награждали, хвалили, был ли он наказан и какие из этого сделал выводы.
5д. Достигаем баланса «приобретений» и «потерь».
Искатель получил удовольствие от интересной работы, почувствовал радость от похвалы. Возможно, имеется также и негативный опыт. Когда ребенок начинает стремится получать радостные переживания и избегать порицания, растет вероятность, что в ближайшее время он станет активнее и ответственнее.
Педагог может помочь ребятам осознать зависимость между ростом их самостоятельности и активности, с одной стороны, и получением радостных переживаний, с другой. Больше ли стало радости от успехов у ребят, или чаще стали появляться нежелание что-то делать? А может в этом необходимо искать причины отсутствия на сборах?
5е. Понимаю, что надо ладить с другими.
В жизни звена становится всё больше заданий, которые поручены Советом отряда, педагогом или звеньевым. Выполнение их будит новые интересы и потребности. Возникает ситуация, когда противоречивые первоначальные потребности искателей начинают дополнять друг друга, задания, полученные звеном "сверху" сглаживают внутренние конфликты, потребности поднимаются на более высокий уровень.
Педагог пробует исследовать, какие задания звену давались, выявляет новые, ещё не раскрытые интересы и потребности ребят. Сохраняет равновесие между новыми и традиционными заданиями.
5ж. Начинаю понимать, что интересы других обогащают мои интересы.
Среди традиционных для звена или дел звена в рамках всего отряда появляются такие, выполнение которых нравится веем ребятам.. И хотя выполняют его все вместе, каждый удовлетворяет какие-то свои потребности, что дает ему личное удовлетворение.
Уже не существует противоречия интересов: общее задание приносит общую пользу и удовлетворение всем. Например, звено было на экскурсии, каждый мог делать то, что ему было интересно. Но кроме этого у звена в целом остались приятные воспоминания о прекрасном времени, проведенном вместе.
Педагог пробует подобрать несколько разнородных заданий для звеньев, которые учитывали бы как индивидуальные интересы искателей, так и интересы всего звена и отряда.
5з.Получаем удовлетворение от того, что помогли другим. Сплоченное звено начинает осуществлять дела социального характера, которые приносят пользу другим звеньям или другим людям. Ребята стараются быть полезными в школе, по месту жительства. Это делается в интересах каждого искателя, поскольку каждый может реализовать свои интересы, проявить умения, получая пользу и удовлетворение от того, что помогает другим. В то же время, все звено получает высокую оценку сверстников или жителей района,
Педагог пробует показать искателям людей, которые нуждаются в их помощи, чтобы ребята оказали помощь добровольно, из чисто человеческих побуждений.
Внимание! Найдите свое место в таблице!
6. КАК ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ
6а. С "семейным багажом".
Искатель, вступая в отряд, приносит собой из дома, с улицы определенные навыки поступков и поведения. Его учили, как себя вести родственники, знакомые, приятели. Он познакомился с правилами, принятыми в той группе детей, где он играл, узнал школьные нормы поведения. Но он пока не знает, какие требования предъявляет детское объединение и его новый коллектив - звено, отряд.
Советуем педагогу: поговорите с вновь вступившими ребятами. Попробуйте сопоставить нормы, принятые в вашем отряде с их прежними взглядами. Из их различий постарайтесь сделать выводы для организации работы с новичками.
6б. Первый конфликт.
В результате совместной работы, приобретенных умений и навыков ребенок начинает соотносить свой стиль поведения, нормы поступков, принятые дома, с поступками товарищей по отряду, требованиями педагога, звеньевого. Это порождает первые реакции, - какие нормы поддерживаются в отряде, а какие - противоречат его требованиям. Это будит у ребят сомнение,- каким же нормам следовать?
Советуем педагогу посмотреть, на каком фоне появляются ссоры, споры, конфликты. Кто из искателей поступает так, как принято в отряде, следовательно, на кого можно положиться в ближайший период, постараться, чтобы это влияние распространилось на других.
6в. Принятие или отвержение нового опыта. Жизнь в коллективе приучает ребят к определенному поведению. Некоторые привычки мальчишек и девчонок схожи с нормами, принятыми в звене или отряде, и они не вызывают конфликтов. От других привычек ребята пытаются отказаться, когда видят отрицательное отношение к ним педагога (если он является для них авторитетом, вызывает их симпатию и желание подражать). Если педагогу не удаётся избавиться от своих дурных привычек, он может уйти из отряда.
Советуем педагогу - присмотреться, что из вашего поведения ребята стараются перенять, в чем- Вам подражают. Определите также, какие нормы отряда находят наибольшую поддержку ребят, подумайте, какие ситуации помогут ребятам на практике убедиться в правильности норм и требований детского движения.
6г. Поступаю правильно, но только в коллективе.
Наследники уже знают, какие нормы поведения приняты в детском движении. Ребята все чаще начинают следовать принятым нормам. Однако после сбора, во дворе или в классе они не всегда следуют принятым нормам, считают, что здесь можно поступать иначе.
Советуем педагогу: задумайтесь над созданием ситуаций, когда ребята будут выбирать между правильным и неправильным поведением, будут пытаться избавиться от своих дурных привычек, сравнивая привлекательность образа жизни в объединении и во дворе.
6д. Следую нормам, которые вспоминаются.
Кончается сбор, который прошел в соответствии с традициями детского объединения. Ребята в форме возвращаются по улице домой. Они ценят нормы, принятые в отряде. Своим примером, поведением, делами они стремятся сделать жизнь чуточку лучше, привлекательнее, добрее. Они замечают, что образ жизни детского объединения привлекателен для других ребят, жителей села, микрорайона и стремятся достойно представлять в обществе детское движение.
Советуем педагогу: старайтесь создать такие ситуации, в которых искатели официально или неофициально, в форме или без формы, могли бы представлять свой отряд. Сориентируйтесь, нравится ли ребятам переносить свое поведение за пределы отряда. Поговорите об этом с ребятами.
6е. Личное удовлетворение от нравственного поведения.
Искатели знают, что позитивное поведение всегда получает поддержку, а негативное - порицание. Это закрепляется в их сознании и привычках, поэтому и вне отряда они также поступают правильно. Награда или похвала почти не нужны, поскольку ребятамстановится важна радость от поведения в соответствии с собственными представлениями.Советуем педагогу: если заметите, что некоторые ваши воспитанники уже получают удовлетворение от нравственного поведения, расскажите им у костра о жизни других людей, руководствующихся в жизни нравственными принципами, о важности подобного поведения.
6ж. Взаимодействие идеалов и норм с жизнью. Полученные навыки нравственного поведения становятся - ценностями, выражающими отношение ребенка к жизни. Привычный в детском объединении стиль поведения начинает взаимодействовать с окружающей реальностью. Ребята начинают искать союзников в людях другого окружения, открывают, что есть люди и коллективы, в которых приняты совершенно другие нормы. В итоге, будут пытаться перенести принятые ими нормы поведения, доставляющие удовлетворение, в другие сферы жизни, и будут либо выигрывать в этой ситуации, либо терпеть поражения.
Советуем педагогу: это ваш главный воспитательный результат и одновременно труднейший экзамен. Вы должны помочь ребятам самим убедиться в важности и эффективности норм и традиций детского движения для их дальнейшей профессиональной и личной жизни, для достижения значительных жизненных успехов.
Внимание! Найдите свое место в таблице!
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ
1. Позиция вожатого на этапах развития коллектива Этапы развития самодеятельности коллектива 4. Этапы налаживания, установления связей ребенка с коллективом 5. Развитие индивидуальных мотивов поведения 6. Закрепление нравственных норм
2.Развитие Совета отряда 3. Развитие звеньев
1а.
Вожатый заботится обо всем
2а.
Работу оценивает педагог
За.
Звено выбирает своего лидера.
4 а.
Каждый ждет чего-то своего
5 а.
Каждый хочет удовлетворить свои потребности 6а.
С «семейным багажом»
1б.
Вожатый мотивирует необходимость работы. 2б. Инициативные ребята проявляют лидерские качества 3б.
Звено выполняет поручения
4б. Небольшие группы и отверженные
5б.
Наличие приемлемого и неприемлемого в предлагаемой работе 6б.
Первый конфликт
1в.
Вожатый предлагает задания на выбор 2 в.
Совет начинает организовывать и оценивать работу Зв.
Звено организует свою работу
4в.
Большое влияние «звезд»
5в.
Знаю чего хотел бы, но остальные хотят чего-то другого 6в.
Принятие или отказ (неприятие) нового опыта
1г.
Вожатый принимает предложения ребят 2г.
Совет делит задания между звеньями Зд.
Звено оценивает и награждает 4г. Необходимо работать вместе с другими 5г.
Стараюсь делать то, что находит поддержку в коллективе 6г.
Поступаю правильно, но только в коллективе
1д.
Вожатый помогает коллективу наладить связи 2д.
Совет составляет план работы
Зд.
Звено организует свою работу
4д.
ы не хуже других
5 д.
Достигаем баланса «приобретений» и «потерь» 6д.
Следование нормам, принятым в коллективе
1е.
Педагог передает инициативу и права принятия решения отряду 2е.
Совет инициирует формирование принятие норм жизни коллектива Зе.
Звено вносит свои предложения.
4е.
Все чувствуют себя в безопасности
5е.
Понимаю, что надо ладить с другими
6е.
Личное удовлетворение от нравственного поведения
Зж.
Звено выбирает ответственных5ж.
Начинаю понимать, что интересы других обогащают мои интересы 6ж.
Взаимодействие идеалов и норм с жизнью
Зз.
Звено оценивает работу отряда
5з.
Получаю удовлетворение от того, что вместе помогли другим