Статья ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Автор: Бороденко Сергей Николаевич, учитель истории Новоазовской ОШ 1-3 ст. №1, ДНР
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема формирования исследовательской компетенции и аспекты ее применения в процессе реализации новых государственных стандартов , которые определяют приобретение глубоких знаний и воспитания гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству на основе археологических материалов исторического краеведения
Ключевые слова: исследовательская компетентность, педагогическая археология, краеведческая работа, историко-краеведческий музей
Целью работы является изучение вопроса использования педагогического потенциала археологической науки в процессе формирования исследовательской компетенции на уроках истории общеобразовательной школы для создания устойчивой системы исторических знаний по периоду Древности и Средневековья . И , как следствие, установление причинно-следственной связи между наличием определенного ряда выявленных археологических памятников эпох Древности и Средневековья на территории Новоазовского района и воспитанием гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа Донецкой Народной Республики.
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос использования археологического краеведческого материала для формирования исследовательской компетенции на уроках истории, собранного на территории Новоазовского района разработан слабо. Теоретическая разработка этого вопроса может, с одной стороны, оказать помощь учителям истории при изучении темы "Наш край в период Древности и Средневековья", а с другой стороны - создать условия для проведения более детального археологического исследования части территории Новоазовского района.
В ходе выполнения этой работы установлено, что историческое краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Принципы «педагогической археологии» обладают мощным педагогическим потенциалом археологической науки и должны, как можно шире, практиковаться в учебном процессе на уроках истории общеобразовательной школы с целью формирования исследовательской компетенции.
Текст статьи. Государственные образовательные стандарты школьного образования ставят перед современной школой ДНР задачи не только дать глубокие знания по предмету история, но и посредством разнообразного набора педагогических технологий воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему народа Донецкой Народной Республики.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории Донбасса, как одному из важнейших факторов духовно-нравственной консолидации народа Донецкого края. Одна из причин этого явления – желание найти ответы на вопросы современности в прошлом: как шло складывание государственности, какие устанавливались взаимоотношения между народами, какова роль духовных ценностей в истории народа Донбасса.
Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни народа Донбасса и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней советской системы ценностей создало определенный духовный вакуум. Украинское государство попыталось заполнить этот вакуум, но наполнитель оказался отторгнут народом Донбасса, так как в основу его был положен национализм, замешанный на густой ксенофобии.
Становление Донецкой Народной Республики происходит в сложных условиях войны. Войны не только физической , но и идеологической. Победу одержит та сторона, которая будет идеологически более стойкая. На этом фоне задачи образования ДНР строятся на определенных принципах. Помимо глубоких знаний, которые сами по себе делают любого человека более уверенным в жизни, республика предлагает воспитывать в молодых гражданах, обучаются в школе, ряд личностных принципов. Эти принципы будут цементировать полученные знания и формировать достойного гражданина страны.
Государственные образовательные стандарты , которые были приняты в ДНР в июле 2015, года четко определяют цели школьного образования в ДНР:
«Личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия.» Историческое краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности.
Педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени, опыт использования педагогической составляющей археологии нашел свое отражение в термине «педагогическая археология». Принципы «педагогической археологии» обладают мощным педагогическим потенциалом археологической науки и должны, как можно шире, практиковаться в учебном процессе на уроках истории общеобразовательной школы.
В этом случае, соединение принципов педагогической археологии и исследовательской компетенции дают мощный толчок для формирования не только базы знаний по истории, а и стремление ученика добывать эти знания самостоятельно.
Исследовательская компетенция – это набор определенных знаний и навыков, использование которых приводит к появлению определенного нового знания, интеллектуального продукта.
Формирование исследовательской компетенции в союзе с педагогической археологией позволяет усовершенствовать исторические знания учащихся по трем направлениям.
Первым аспектом формирования исследовательской компетенции является традиционный урок истории. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов на уроках истории может не только украсить урок, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.
Образовательный компонент использования археологического материала на школьных уроках предполагает знакомство учащихся с дополнительными историческими знаниями, что расширит их кругозор и дополнит сведения учебника. Например, большой период истории человечества - каменный век - изучается на основе данных археологии и этнографии, по причине отсутствия других категорий источников.
Возьмем для примера урок истории в 6 классе при изучении Древнего мира. Рассказывая о мамонтах, которые составляли основной объект охоты в период палеолита, учитель демонстрирует зубы мамонта , которые хранятся в школьном краеведческом музее. Учитель ставит задачу перед учениками – изучив зубы мамонта, ответить на вопрос - почему мамонты не представляли опасности для человека? В этом коротком эпизоде школьного урока отражается система формирования исследовательских навыков маленьких учеников.
Есть проблема, определен объект исследования ( система охоты у древних людей), предметом исследования являются останки мамонта в виде зуба, определяется цель этого мини-исследования. Учитель помогает ученикам при помощи наводящих вопросов прийти к правильному ответу. Дети составляют логическую цепочку. Зубы хищников острые - зубы мамонта плоские – плоские зубы позволяют перетирать ими траву – мамонт питался травой, он травоядное животное – травоядные животные не представляли угрозы для людей – не представляющие для людей угрозы животные могут легко стать добычей охотников. И вот шестиклассники делают маленькое открытие на уроке! И одновременно они получают знания, которые помогут им в дальнейшем не только на уроке истории, но и на уроках биологии.
Вторым аспектом формирования и применения исследовательских компетенций в школьной практике является работа в Малой академии наук, в секции археология. В Новоазовской ОШ 1-3 ст. № 1 в последние годы активизировалась работа с обучающимися в этом направлении . Старшеклассниками подготовлены несколько научно-исследовательских работ в том числе и в отделении «История» секции «Археология».
Территория Северного Приазовья богата историческими памятниками, которые подтверждают насыщенность истории края событиями. Интересными периодами является эпохи каменного и бронзового века, раннего Средневековья и эпоха кочевников. Изучая эпоху кочевников, например, мы можем увидеть, что существование государства у половцев совпадает по своей сути с периодом существования Древнерусского государства, а приход на наши земли монголо-татар и расцвет Золотой Орды связан непосредственно с зарождением нового русского государства – Московского царства. Все это является очень важным при изучении истории Отечества.
Во время подготовки и написания научно-исследовательской работы обучающимися, четко проявляются основные принципы формирования исследовательской компетенции. Научность исследовательской работы определяет изначально поиск, установление причинно-следственных связей и , в итоге, формирование новых выводов и определений. Это является маленьким научным открытием. В 2015 году ученица 10 класса стала победителем Республиканского конкурса исследовательских работ МАН . Основным итогом ее работы стало определение возможного расположения средневековых стойбищ половцев на территории Новоазовского района. Прийти к этим выводам стало возможным только использую принципы исследовательской компетенции.
Третьим аспектом формирования исследовательской компетенции является работа школьного краеведческого музея.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, требуют новых методов обучения. В краеведческой работе нашей школы широко используется метод исследования, метод проектной деятельности учащихся. Это объясняется тем, что основная функция краеведения заключается в сборе необходимого материала, последующий анализ которого поможет выявить ту или иную закономерность. Такие формы предполагают активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. Это позволяет формировать не просто умения, а компетенции т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Историко-краеведческий школьный музей, с его археологическими экспонатами, является естественной составляющей оборудования, которое использует учитель на уроке истории Отечества и всеобщей истории. Археологический материал на уроке истории может выполнять основную роль в решении поставленных учителем задач или иллюстрировать и дополнять текст учебника.
Важное место в историко – краеведческой работе музея занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.
Подводя итог вышесказанному мы можем сделать выводы, что широкое использование археологического материала собранного в Новоазовском районе на протяжении десятилетий позволяет увеличить спектр направлений образовательной деятельности ребенка на уроках истории. Учебный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций. Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому и тем событиям , которые происходили на территории города Новоазовска, Новоазовского района и всего Донецкого края который реализуется через формирование исследовательской компетенции.
Список использованной литературы
1. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Ростов-на-Дону, 2000..
2.Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии// http://teacher.org.ru/iles0/iles1/ iles40/iles555/iles167/static/statya.rtf.
3. Буровский А.М., Предмет и проблемы «педагогической археологии»//Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск, 1990.
4. Захарук Ю.Н., 1992. К дискуссии о статусе археологии / Российская археология, № 4;
5. Кручинина Т.А., 1987. Археологический отряд как форма трудовых объединений старшеклассников / Преподавание истории в школе, № 4;
6. Липавский С.А., Школьный археологический кружок / Преподавание истории в школе, № 1, 1993.;
7. Мартынов А.И. Археология. М. «ВШ»;. Матюшин Г.Н. 1967. Археология в школе, 2000.
8. Пежемский В.Г. , Педагогический потенциал археологической деятельности// Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях. Межвузовский сборник научных трудов. Ч.1. С-Пб., 2002.
9. Сейненский А.Е. 1988. Музей воспитывает юных, 2004.
10. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.; Музееведение. Музеи исторического профиля. 1988. М.;
11. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. От 24.05. мая 2002.// Российская газета 29 06. 2002. № 116- 117. WWW.rg.ru.