Программа элективго курса Официально-деловой стиль речи в 9 классе
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса
«Официально-деловой стиль речи».
Пояснительная записка.
Программа курса “Деловой русский язык” предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.
Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых знаний о структуре и особенностях официально-делового стиля, а с другой - это главное - в профессиональной ориентации учащихся 9 классов.
Данная программа представляет официально-деловой стиль в системе изучения стилистики как наиболее полный и самостоятельный с практической точки зрения курс.
Практический подход позволяет, во-первых, наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об официально-деловом стиле и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения, позволяющие составлять и редактировать деловые бумаги, во-вторых, даёт возможность учащимся научиться ориентироваться в мире профессий.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:
•ознакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля;
•расширить и углубить знания учащихся об языковых особенностях официально-делового стиля;
•отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами делового русского языка;
•ознакомить учащихся с миром профессий.
В результате изучения курса “Деловой русский язык” учащиеся должны: •понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
•усвоить понятия “стили и подстили речи”, “функциональные стили русского литературного языка”, “ официально-деловой стиль”, “жанры официально-делового стиля”, “стилистическая норма”;
•знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
•уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового ртиля: дипломатические статьи, статьи закона, служебную Переписку, заявления, автобиографию, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
•ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “деловой русский язык”.
Касаясь технологии обучения деловому русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия - практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела, может быть изменено.
В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы, адресованной учителю и учащимся.
Учебный план.
Наименование тем Количество часов Форма контроля
1.Стили русского языка. Официально-деловой стиль речи. 2 Тестирование
2.Официально-документальный подстиль. Язык дипломатии. Мир профессий «человек-человек» 2 Составление документа
3Официально-документальный подстиль. Язык законов .Мир профессий «Человек-техника» 2 Составление документа
4.Обиходно-деловой подстиль. Служебная переписка .Мир профессий «человек -природа» 2 Составление документа
5Обиходно деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий «человек-художественный образ»
2 Редакция текста
6.Опасные какнцеляризмы.
2 Защита творческой работы
Программное содержание.
Тема1.
Стили русского языка. Официально-деловой стиль.
Функциональные стили русского языка, их основные черты. Понятие официально-делового стиля. История развития официаг^>но-деловой речи на Руси. Особенности официально-делового стиля.
Официально-документальный и обиходно-деловой подстили.
Тема 2.
Официально-документальный подстиль.
Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”.
История языка дипломатии. Система терминов. Правила дипломатической вежливости в языке.
Синтаксическое построение дипломатических статей.
Связь официально-документального подстиля и языка дипломатии с профессиями группы “человек - человек”, труд которых направлен на воспитание, обучение, информирование. Психологическая характеристика людей, относящихся к профессиям “человек - человек”.
Составление дипломатической статьи.
Тема 3.
Официально-документальный подстиль.
Язык законов. Мир профессий “человек - техника”.
Язык законов - официальный язык государственной власти. Особенности языка законов: точность выражения мысли, обобщенность выражения.
Терминология и синтаксис языка законов.
Применение языка законов в профессиях группы “человек - техника11. Составление статьи закона.
Тема 4.
Обиходно-деловой подстиль.
Служебная переписка. Мир профессий “человек - природа”.
Понятие служебной переписки, её отличие от произведений эпистолярного жанра.
Стандартизованность - главная особенность языка служебной переписки.
Содержательные аспекты делового письма. Синтаксическая модель предложения и её речевые варианты.
Необходимость использования служебной переписки в профессиях группы “человек - природа”, деятельность которых связана с растительностью, животными организмами, микроорганизмами.
Составление служебного письма в организацию, нарушающую закон об экологии.
Тема 5.
Обиходно-деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий “человек – художественный образ”.
Виды деловых бумаг: заявление, автобиография, расписка, доверенность, счет, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отйет о работе.Форма деловых бумаг. Синтаксические конструкции и речевые обороты в деловых бумагах.
Связь профессий группы “человек“Художественный образ” и понятия “деловые бумаги”.
Редакция автобиографий писателей в соответствии с требованиями официально-делового стиля.
Тема 6.
"Опасные канцеляризмы”
Что такое канцеляризмы. Какие слова и выражения становятся канцеляризмами. Отрицательное влияние канцеляризмов на литературный язык. Оправданное употребление канцеляризмов.
Сочинение-рассуждение Ты по какому вопросу плачешь? или правильное использование канцеляризмов в русском языке”.
Литература
Для учителя
Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика,- М., 1978.
Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. - М., 1994.
Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. - М., 1997.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. - М., 1988.
Для ученика
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка (10-11 классы). - М.,2001.