Эмоциональная сфера ребёнка при ЗПР
Кавкайкина Е.В.
Сущность феномена задержки психического развития и его характеристика. Эмоциональная сфера ребёнка при ЗПР.
Статья посвящена эмоциональному развитию ребёнка в период от 0 до 7лет. Понятие «Задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогинетической базой этих симптомов является перенесённые ребёнком органическое поражение центральной нервной системы(ЦНС) и её резидуально органическая недостаточность. Другой причиной может быть, функциональная незрелость ЦНС.
Исследования, проведённые в ИКП РАО, выявили электрические феномены, указывающие на наличие у детей с ЗПР выраженной незрелости механизмов формирования основного ритма электрической активности, коры головного мозга (альфа-ритма), обусловленного нарушением нормального развития глубинных структур мозга. Эти нарушения приводят к диффузной несформированности высших психических функций.
Временная задержка психического развития может возникнуть у ребёнка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности или родов у матери, перенесённые ребёнком травмы, тяжёлые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребёнка происходит, приостановка или искажённое развитие определённых структур коры головного мозга.
С точки зрения развития эмоциональной сферы освятить задержку и как можно понять, как идёт отставание в развитии эмоций. С точки зрения эмоций можно понять такое «отношение» потому что непосредственно эмоции связаны с тем как строятся наши отношения и с миром и с близкими людьми и с самими собой. Совершенно не верно считать, что эмоции у ребёнка появляются когда-то спустя год жизни на самом деле развитие аффективной сферы начинается с первых дней момента рождения. Когда ребёнка приносят из роддома буквально месяц, два ребёнок спит, кушает, в большинстве времени находится в спящем состоянии.
В два месяца ребёнок начинает проявлять живой интерес, начинают проявляться первые эмоции это внутренняя радость на материнскую заботу которая начинает проявляться в ответной улыбке. В 2-2,5 начинают в виде ответной улыбки, попытки передавать мимику. Допустим над ребёнком наклоняется лицо близкого человека он это чувствует, ему что-то говорят слышит фонемы-нотки голоса ребёнок даёт понять «я чувствую, что ты рядом» улыбается, водит глазками. Вот это уже первый фундамент в эмоциональном развитии ребёнка. Если у ребёнка есть эмоциональное неблагополучие это будет проявляться через беспокойный сон если это не связано с какой –либо физиологической проблемой и если на осмотре у врача всё в порядке или что-то не так, врач вам об этом обязательно подскажет, но мы не берём этот случай мы рассмотрим тот случай когда ребёночек здоров. Врачи осматривают и говорят что всё формируется по нормам нет у вас никаких расстройств, но почему-то ребёнок часто просыпается, плачет. Это уже его попытка эмоционально сигнализировать. Всё что мама для него может сделать это, создать через свою внутреннюю атмосферу создать такое состояние, чтобы ребёнок в её поле успокоился. Если вы хотите чтобы ребёнок в первые месяцы жизни был максимально благополучным и спокойным и его эмоциональное развитие проходило легко, нужно чтобы рядом с ним находилась спокойная уравновешенная, расслабленная мама. Конечно чтобы мама была спокойная и расслабленная в этот период и папе нужно правильно себя вести, поддерживать маму создавать атмосферу понимания и поддержки.
В шесть месяцев когда ребёнок начинает активно лепетать, с 6 до 12 месяцев у ребёнка появляется интонация. Эмоциональное состояние ребёнка мы можем считать по его голосу. Если у ребёнка слабый, хриплый голос, он не выражает никаких переживаний значит эмоционально ребёнок может себя не очень хорошо чувствовать. Ребёнку в этом случае нужно помочь. В раннем возрасте мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет его потребности, физические и психические. Мама и малыш развиваются как одно целое. Между матерью и ребёнком развивается «связь» которая останется главной до того момента, когда ребёнок научится говорить. Пока у ребёнка нет речи не возможно спрятать от ребёнка негативный эмоциональный фон, пока у него нет речи на уровне прямой коммуникации он полностью считывает маму на не вербальном уровне, при помощи тела при помощи телесных импульсов. Если у мамы есть внутри какое – либо сложное состояние напряжённая тревога, может в этот период развиваться послеродовая депрессия, мама находится в угнетённом состоянии, она не чувствует радости от материнства, возможно считает ,что у неё не получается справляться с ребёнком. Самая эффективная помощь малышу происходит через маму, обязательно нужно обратиться к врачу неврологу который назначит правильное лечение, чтобы поддержать нервную систему мамы. Беременность и роды это энерго-затратный процесс и вполне вероятно, что мама устала, её нервную систему нужно поддержать, возможно нужно пройти физио- процедуры.
Мама внутри себя успокаивается приходит в хорошее состояние, в её жизни появляются нотки радости она настраивается на своего малыша. Большинство эмоциональных проблем ребёнка уходят.
В период после года в плане аффективного развития у ребёнка идёт следующий скачёк. Если до года с точки зрения эмоций и чувств он крайне привязан к матери то есть период нормального симбиоза «я и мама единое целое», «я полностью настроен на маму». То после года малыш начинает ходить и когда он начинает ходить у него возникает первый кризис «период самостоятельности», «я уже могу передвигаться сам, мне нужно исследовать этот мир». Возникает противопоставление себя родителям, первые попытки независимости в его активных словах появляется «эмоциональная поза», «я хочу, я могу». В кризисе первого года в связи с активным отдельным хождением, начинается моторное развитие, у ребёнка начинается сопоставление себя и своих родителей. В этот период в плане эмоционального развития ребёнка важно поддержать, не ломать его, а его протесты «да, ты имеешь право так чувствовать, я не против твоих чувств, ты имеешь право так себя выражать, проявляться, ты можешь по бубнить, протестовать», но в месте с тем поддерживать адекватную дисциплину и режим. В этом периоде с точки зрения эмоций возникает много сложностей связанных с кормлением, формируется привычка самостоятельно кушать, но если родители уступают ребёнку, к кормлению привязывают мультики фильмы. В связи с этим возникает огромная проблема, без сопровождения ярких элементов ребёнок кушать отказывается, во вторых у нас на пищевом поведении откладывается эмоциональная реакция. В идеале приучать ребёнка к еде без посторонних ярких стимулов, тогда с точки зрения питания у ребёнка усваивается всё хорошо, но ничего плохого нет если в период кормления мама сама может петь песенку или очень мягко эмоционально общаться с малышом, что-то ему рассказывать. Создавать живое общение в период кормления, живые впечатления для ребёнка будут только в пользу во благо аффективного эмоционального развития.
В период к 2.5 годам мы переходим к очень важной фазе, к трём годам у нас формируется самосознание, возникает самостоятельная речь и возникает новый уровень чувств ребёнка. Он проявляет себя как независимое существо со своим мнением со своим правом на взгляды. В его эмоциональной сфере возникает следующий кризис «Я сам». В этом периоде самое главное удержать спокойное состояние, отношение, дать ребёнку право на его чувства между тем удержать дисциплинарный режим. Родителей должно насторожить если кризис у ребёнка не наступает отсутствие кризиса, не является хорошим показателем, значит в психике что- то не формируется, ребёнок не проявляет себя интонационно. Например у ребёнка есть только две формы, «он отстранён», беспокоен, плачет, проявляет недовольство. Он не может объяснить, что с ним не так, почему ему плохо, ему сложно выразить, что у него болит почему он огорчился и сложно ему это передать. С точки зрения эмоционального развития, что-то происходит не так. Очень важно обратиться к детскому психологу, детскому психоневрологу. После того, как специалист обследовал вашего ребёнка подскажет что делать дальше.
Задержка психического развития это интеллект и эмоции, умение навыки и способности распределяет интеллект ребёнка, но кроме интеллекта существуют ещё эмоции разного характера на ту или иную ситуацию. Эмоции можно разделить на базовые проявления и стрессоустойчивость. К базовым эмоциям относится- агрессия, аффект, ненависть, злость, счастье, счастье, разум. Эти эмоции находятся в глубинных структурах мозга. Проявление этих эмоций нужны для того, чтобы ребёнок реагировал на те, или иные воздействия на организм, на мозг. Воздействие идёт через, слух, зрение, мышцы (тактильное восприятие). Если воздействие увеличивается, стрессоустойчивость снижается, он проявляет свои базовые эмоции аффект и агрессию. Если ребёнок стоит на утреннике в детском саду, знает стихотворение, но забывает его от волнения. Что происходит в мозге, клетки мозга размыкаются, нарушается синаптическая реакция, передача импульсов от одной группы клеток к другой. В это время ребёнок проявляет более примитивную форму поведения, у него включаются базовые эмоции. В комбинации проблем ЗПР снижение эмоциональной сферы или неуравновешенность, может быть в комбинации, эмоции с интеллектом. Снижение интеллекта это олигофрения, не олигофрения когда человек волнуется он не может проявить свои знания и кажется, что ребёнок ничего не знает, но в спокойном состоянии он может рассказать всё, показать всё и объяснить своё собственное состояние. В этой ситуации показано, что головной мозг состоит из клеток и взаимодействует с функцией психика и поведение. Мозг проявляет свою деятельность через процессы возбуждения или торможения, то есть через электрические процессы. Активность мозга тормозится через медикаментозные препараты, ребёнок не прыгает не бегает он и не проявляет свои эмоции. Его человеческие характеристики, его психические процессы искажаются. В данном случае нужно стимулировать упражнениями зрительные, слуховые нагрузки в рамках занятия. Возбуждая нервные клетки эти контакты постоянно находятся в сомкнутом состоянии и любое воздействие, если даже его пустить через три анализатора у ребёнка можно выработать стрессоустойчивость. Базовые эмоции он не будет проявлять, то есть те эмоции которые воспитываются в вашей семье.