Планирование блока программы по изобразительному искусству В мире декоративно-прикладного искусства и дизайн 9класс
МБОУ «Школа №12»
г.Саров Нижегородской области
Инновационное планирование
блока программы
«В мире декоративно – прикладного искусства и дизайн»
Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 2-е
Выполнила: учитель изобразительного искусства
Кудрявцева Вера Васильевна
МБОУ «Школа№12» г.Саров
Нижегородской области
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи изучаемого раздела « В мире декоративно – прикладного искусства и дизайн».
3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями на уроках изобразительного искусства.
4 . Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программных образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся .
5 Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
6. Система знаний и система деятельности.
7. Список используемой литературы.
1.Пояснительная записка.
Народное декоративно-прикладное искусство
является одним из самых действенных и что
очень важно, деятельных средств эстетического
воспитания, так как дает возможность не только
воспринимать красоту, но и создавать ее своими
руками.
Одной из важных задач, стоящих перед обществом в настоящее время является его духовное возрождение, которое должно осуществляться через изучение народного творчества, через традиции, через исторический опыт народа и создание изделий своими руками.
Реализация этих задач по эстетическому воспитанию подрастающего поколения проводится в МБОУ СОШ №12 на уроках изобразительного искусства по программе Изобразительное искусство. 5-9 классах: программа для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 2-е изд., М.:Дрофа,2009г.
Учебная нагрузка по данному курсу составляет 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель планирования: Формирование интеллектуально – познавательных качеств в личности.
Содержание и средства планирования: Содержание художественно – эстетического образования, основанное на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на создание художественного образа.
Обучение народному и декоративно – прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов.
Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д. ), декоративно – прикладное искусство (художественно-бытовые изделия) и оформительское искусство.
Для эффективности изучаемого раздела на уроках вводятся различные методы и формы обучения. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Особенности планирования : При изучении проблемы развития творческих способностей школьника (выступление на школьном методическом объединении с докладом «Роль изобразительного искусства в воспитании творческой личности») данный вопрос остается до сих пор не достаточно изученным. В настоящее время этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если на первом этапе художественного развития обучение протекает на эмоционально – чувственной основе, то с 5 класса обучение строится на познавательно – аналитическом уровне, обязательно сохраняя эмоционально- образное начало. Уроки декоративно – прикладного искусства - это организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Именно на таких уроках создаются благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.
Основной целью своей работы я хочу научить размышлять, анализировать, формировать художественный вкус, опираясь на традиции народного искусства, формируя эстетически развитого будущего человека.
Главная задача это выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе «В мире декоративно – прикладного искусства и дизайна», разработка и апробация различных приемов обучения.
Для повышения интереса к данному разделу было спланировано и групповые творческие задания ( например : создание книжки – загадок для 1 класса по теме «Искусство оформления книги», « На ярмарке» по теме «Дымковская игрушка») , создания декоративного панно «Лес» по теме « Прикладное искусство и дизайн» «Гжельская роспись», и др. работы выполнялись индивидуально.
По программе данный раздел изучается в 3 четверти 8 класса. Мы изучаем эту тему в 3 четверти 9 класса т.к. изобразительное искусство в 8 – 9 классах изучается 0,5 часа в неделю. Третья четверть самое оптимальное количество часов для изучения этого раздела. По программе на изучение этого раздела отводится 10 часов, а я отвела 12 часов. Урок – игра проводим на 1 уроке четвертой четверти. Каникулы позволяют привлечь ребят к подготовке данного урока.
Инновационное планирование
«В мире декоративно – прикладного искусства и дизайна»
9 класс (12 часов)
№п/п
Содержание материала
Вид деятельности
Количество
часов
1.
Росписи декоративных работ
Гжельская роспись
Групповая работа
1
2
Дымковская игрушка
(На ярмарке)
Групповая работа
2
3
Хохломская роспись
Индивидуальная работа
1
4
Орнамент в архитектуре
Индивидуальная работа
1
5
Искусство оформление книги
«Книжка – загадка»
Групповая работа
2
6
Знакомство с различными гарнитурами шрифта ( шрифтовая композиция
Индивидуальная работа
2
7
Прикладное искусство и дизайн
эскиз панно «Лес»
Индивидуальная работа
2
8
Закрепление темы «В мире декоративно – прикладного искусства и дизайна
Урок – игра
1
Всего часов
12
По окончании изучения данного раздела программы «В мире декоративно – прикладного искусства и дизайна» мною был проведен мониторинг изучения учебных достижений учащихся при 10 часах ( в 2009 – 2010 уч.год) и при 12 часах ( в2010 -2011 уч.год).
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов
При изучении данного раздела учитывается не только возрастные и индивидуальные особенности учащегося, но и особенности их мышления, круг запросов и интересов. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие памяти и мыслительных способностей.
Содержание занятий по данному разделу определяется на основе соответствия содержания предлагаемого объема знаний общим требованиям и задачам учебно – воспитательного процесса.
Для формирования творческой индивидуальности и социальной активности личности, учащимся не дается сумма готовых знаний, а предлагается самостоятельный поиск, отбор и анализ используемой информации.
Кроме того, учитываются базовые знания, умения и навыки учащегося, способность организовать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, использовать информационные и исследовательские учения.
Базисный компонент программы определяет структуру содержания предмета и выдвигает основные требования к общим компетенциям учащегося. Система учебно – творческих заданий направлена на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей учащегося.
2. Цель и задачи раздела
«В мире декоративно – прикладного искусства и дизайн»
Цель: Через декоративно- прикладное искусство и трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей воспитывать чуткое отношение к прекрасному , способное формировать гармонично развитую личность. Через художественные традиции и народное искусство формировать будущего человека.
Должны знать:
После прохождения тем учащиеся должны знать:
как использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
процесс стилизации природных форм в декоративные;
взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
различные виды декоративной росписи;
способы работы с различными материалами и в различных техниках;
взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе работы над предметом декоративно- прикладного искусства;
как создаются предметы декоративно-прикладного искусства;
Смысл и символ цвета;
Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Знать виды художественной деятельности
Должны определять сущность понятий:
Стилизация
Символическое изображение
Цветовая согласованность
Цельность композиции
Контрастность
Иметь представление о многообразии форм декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен и видеть в его произведениях социальную значимость.
Должны уметь:
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Уметь использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
уметь понимать образною природу искусства;
Выявление эстетических качеств и внутреннего содержания художественного образа в своих работах должны уметь таких выразительных средств декоративной композиции, как ритм, симметрия, ассиметрия, равновесие, контраст и нюанс.
Воспитательные задачи:
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
формировать эстетические чувства художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформировать эстетические потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
воспитывать толерантность .
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями
на уроках изобразительного искусства.
Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя в процессе обучения. С переходом в подростковый возраст существенно меняется отношение к учебной деятельности. Это обусловлено со степенью их самостоятельности. Для подростка раскрывается смысл учебной деятельности по самообразованию, направленные на удовлетворение познавательной деятельностью
В развитии художественного творчества подросток сталкивается с определенными трудностями:
1. Недостаточные знания о профессиональной направленности в области изобразительного искусства.
2. Нет необходимых умений в этой области.
Опираясь на теоретические обоснования психологов, сложность и проблема формирования творческих способностей обусловлена большим числом разноплановых факторов. Учащихся в классе (в школе и т. д.) можно разделить на три группы:
учащиеся с природными задатками и индивидуальными способностями.
Учащиеся подверженные влиянию социальной среде
Учащиеся, зависимые от деятельности окружения ( близких).
Главной особенностью учителя состоит в том, чтобы дать понять осознания собственной индивидуальности, непохожести, неповторимости. Необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности различными формами и видами занятий, такими как проектирование, конструирование, макетирование и т.д., т.е. направить в ту область, в которой проявится интерес и творческое воображение. К важным психологическим процессам, влияющим на развитие творческой деятельности, играет мышление и восприятие.
Мышление – творческий познавательный процесс, который осуществляется в двух формах: чувственного познания и абстрактного мышления.
Подросток умеет рассуждать, абстрагировать, соотносить конкретно образное и абстрактное мышление переходить к доказательному мышлению. Нельзя игнорировать и особенности к наглядно действенному мышлению, т.к. при однообразии или ограниченности наглядности тормозится вычленение абстрактных признаков объекта. В этом случаи непроизвольная память без каких либо усилий поддерживает интерес ребенка .
Особый психологический процесс подростка это воображение.
Подросток помещен в мир реальности, связанный с учебной деятельностью. Именно в этом возрасте ему уже недостаточно иметь одну деятельность творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, нарисованный кое как , ему необходимо приобрести художественные навыки и умения. Кроме того его творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта с точки зрения восприятия искусства.
Внимание в подростковом возрасте является произвольной и может быть полностью организовано и контролируемо.
В развитии художественных способностей затрагиваются личностные качества подростка. Необходимо быстро и четко реагировать на образное мышление и художественное восприятие, чтобы устранить недочеты в работе. Необходимо на уроке создавать благоприятную атмосферу для развития идей психологической и позитивной защищенности.
В этом возрасте у подростка снижается напряженность, что позволяет позитивно воспринимать окружающий мир. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность есть реакция на неудовлетворенность в себе.
Связь памяти и мыслительной деятельностью с интеллектуальными процессами приобретают самостоятельное значение – это и есть индивидуальные способности подростка. Различают способности творческие и учебные. Учебные способности, связанные с усвоением известных способов деятельности, а творческие связаны с созданием нового, оригинального.
Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности. Велика роль педагога в развитии восприятия т.е. процесса сравнения.
Учитывая психолого – педагогические особенности подросткового возраста учитель способствует повышению уровня знаний , умений и навыков в усвоении данного предмета учениками.
Для успешного проведения уроков по разделу «Декоративно – прикладного искусства и дизайн» мною, по совету психолога, была проведена работа по изучению мышления учеников 9го класса.
В данной версии опросника типы мышления рассматривались в соответствии с имеющимися классификациями:
Предметно – действенное
Абстрактно – символическое
Словесно – логическое
Наглядно – образное
Креативность
Обработав данные опроса выяснилось, что из 26 учащихся у 12 -преобладает предметно – действенное мышление. И у 10 ребят преобладает наглядно образное мышление. У 3 – словесно –логическое. И только у 1 – креативное. Учащиеся 1 и 4 группы мышления относятся к типу людей с художественным складом ума, они могут создавать не только предметный мир, но и предметные образы.
На основании этих данных, я построила уроки опираясь на большое количество наглядности и изменяющимися видами деятельности.
Мониторинг мышления обучающихся 9 Б класса
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программных образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащегося.
Главным принципом уроков по искусству предоставление свободы для самовыражения.
Достичь высоких результатов обучающихся на уроке можно только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми.
Для поддержания творческого процесса на уроке необходимо создание условий:
Поиск суждения определенного факта, явления.
Выдвижение своих предположений
Обмен мнениями, признания и поощрения
Коллективная генерация идей.
Достичь результативности в выполнении творческих заданий предусматривается как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Приемы, методы, средства обучения и технологии используемые на уроке:
Типы занятий: постижения новых знаний, урок контроля и коррекции, обобщения и систематизации, комбинированный, урок формирования и закрепления знаний.
Виды: работа с литературой, ИКТ, практическая работа, игра, путешествие в историю.
Графические работы: Наброски, зарисовки, рисунки, графические работы,
Методы:
- репродуктивная деятельность; беседы, повторение описания наглядного изображения объекта,
- метод проблемного изложения; постановка проблемного вопроса, объяснение понятий, терминов, определений, самостоятельный поиск решений и ответов.
- Частично поисковый; организация и поиск решения поставленных задач через схемы, вопросы, ситуации.
- Исследовательский метод; выполнение творческих задач через самостоятельную и групповую деятельность, добывание и применение дополнительных материалов, дифференциацию в зависимости от подготовки и возможности ученика.
Выбранные мною приемы и методы обучения на уроке был продиктован задачей, содержанием и осмыслением учебного материала. Учитывался уровень подготовленности и особенностями личности учащегося.
Достичь результативности на уроке не возможно без средств обучения. Учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. позволили эффективно достичь цели образования.
В процессе занятий на уроках удачно проходили групповые занятия. Учащиеся с удовольствием подчинялись общему замыслу, стремление сделать работу как можно лучше. Обстановка на уроке позволила создать ситуацию успеха. Творческая деятельность, эмоциональность, игра стала не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству.
5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела программы «В мире декоративно – прикладного искусства и дизайн» учащиеся должны знать и уметь:
Знать:
как использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
процесс стилизации природных форм в декоративные;
взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
различные виды декоративной росписи;
способы работы с различными материалами и в различных техниках;
взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе работы над предметом декоративно- прикладного искусства;
как создаются предметы декоративно-прикладного искусства;
Смысл и символ цвета;
Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Знать виды художественной деятельности
Должны определять сущность понятий:
1. Стилизация
2. Символическое изображение
3. Цветовая согласованность
4. Цельность композиции
5. Контрастность
Иметь представление о многообразии форм декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен и видеть в его произведениях социальную значимость.
Должны уметь:
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Уметь использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
уметь понимать образною природу искусства;
В ходе изучения раздела программ «В мире декоративно – прикладного искусства и дизайн» у учащихся разовьется умение добывать дополнительные знания через ИКТ, дополнительную литературу систематизировать и обобщать данную информацию. Раскрывать социальную принадлежность и познавательную ценность полученной информации. Сформируются умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научится творчески подходить к выполнению задания путем поиска оригинальных решений, Быть толерантным, участвовать в конкурсах.
Мониторинг изучения учебных достижений обучающихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
6. Система знаний и система деятельности
Ведущим способом на уроке становится система, направленная на адекватную познавательную и самостоятельную деятельность учащегося.
Эта система позволяет организовать работу на уроке таким образом, что они сами преодолевают затруднения, выделяют наиболее важный материал и выражают потребность в познании.
Все виды деятельности позволяют соединить в единую логическую цепочку процесс реализации своего замысла:
Определение смысловой завязки.
Осмысление композиции и ее своеобразия.
Соотношение с реальностью и фантазией.
Определения приемов и методов выразительности.
Сопоставление со смежными видами искусств
Анализ своей деятельности.
Для преобразования полученных знаний в форму понятий, учителю необходимо продумать систему контрольных вопросов, вынуждая учащихся проходить стадию осмысления от простого к сложному. Обеспечить восприятия легкого перевода наглядных представлений в понятия и наоборот. (например, как использовать преобразование простых геометрических форм в необычные), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, использую их в нестандартных темах.
Для осмысления и последовательной деятельности на уроке учитель избегает формулировки « познакомится с информацией»(не направляет на самостоятельный поиск), а говорит: «хочу знать и уметь определять виды, уметь отличать, уметь выполнять» и т. д.
Учитывая учебную деятельность учителя на уроке важно помнить и о воспитательных особенностях.
7. Список литературы
Педагогическая практика сегодня, впрочем, как и много лет назад, одним из плодотворных путей воспитания культурного человека считает работу по формированию творческого читателя. Список литературы, который здесь представлен , большинство из моего личного библиотечного фонда.
Т.Я.Шпикалова . Народное искусство на уроках декоративного рисования. М;П 1974
Н.И. Каплан Т,Б.Митлянская Народные художественные промыслы. М; «Высшая школа»1980
Л.Д.Роднели Народное декоративно-прикладное искусство.«Просвещение» 1984
Е.В. шорохов Н.Г.Козлов Композиция. М;П 1978
Г.В.Беда Основы изобразительной грамоты. М;П 1989
З.А.Богатеева Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М;П 1986
С.А.Соловьева Декоративное оформление М;П 1987
О.И.Нестеренко Краткая энциклопедия Дизайна. М.»Молодая гвардия» 1994
М.О.Сурина Дизайн, искусство, архитектура. изд. «МарТ» 2003.
Т.Копцева Изобразительное искусство и мир интересов человека. М. 1994
А.С.Питерских Дизайн и архитектура в жизни человека. М;П 2009.
В.А.Яблонский Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»М.»Высшая школа»1989
Искусство в школе №3 -1999
Юный художник №8 1990
Юный художник №4 – 1983
Творчество № ? и № 8 – 1980
Методика художественного конструирования. Изд 2 М. 1983
18. С.В.Ковалев Психологическая наука школе М.П. 1989
19.М.П.Попова Психология растущего человека М 2002
20. А.В. Батаршев Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. М 2002.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Root Entry