Рабочая программа по биологии 7 класс на 1 час по ФГОС Линия жизни под. ред.Пасечника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель:
Анфиногенова Любовь Анатольевна,
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ-лицей « ВКШ», в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С. Калинова. Биология .7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2016 г.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Сокращено число часов:
Введение.Многообразие организмов, их классификация (1 ч)
Глава 1.Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч)
Глава 2.Многообразие растительного мира (12 ч)
Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч)
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч)
Глава 5. Экосистемы (2 ч)
В виду ограниченности учебного времени (34 часов вместо 68 часов), ряд вопросов рассматривается обзорно.
Уменьшается количество лабораторных и практических работ.
Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 7 классе.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными картами;
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
В процессе изучения данного курса
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов -растений, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – животных их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений,
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию животных в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного курса «Биология» для 7 класса.
Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторная работа №1: • Изучение строения плесневых грибов. Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком. Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания. Лабораторные работы: №2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
№3 Изучение органов цветкового растения. №4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. №5 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Практические работы: • Распознавание наиболее распространенных растений своей местности. • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными картами;
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека. Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана. Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц. Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей. Лабораторные работы: •№6.Изучение многообразия одноклеточных животных. №7. Изучение внешнего строения дождевого червя. наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. №8. Изучение внешнего строения моллюсков. №9.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода. №10. Описание видового состава рыб местных водоемов. №11. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.\ Экскурсии: • Разнообразие и роль членистоногих в природе. • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк). Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных. Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (2 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем. Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Резерв. 1 час.
Календарно-тематический план
по учебному предмету
«Биология»
Для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Номера уроков
по порядку № урока
в разделе, теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
Введение (1 час)
1 1 Многообразие организмов, их классификация. Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 часа)
2 1 Бактерии. 3 2 Грибы. Л.р.№1:Изучение строения плесневых грибов. 4 3 Лишайники. Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч)
5 1 Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей 6 2 Высшие споровые растения. 7 3 Голосеменные. 8 4 Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян. 9 5 Виды корней. Видоизменения корней. 10 6 Побег и почки. Строение стебля. Видоизменения побегов.Л.р.№2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). 11 7 Внешнее и клеточное строение листа. 12 8 Цветок,соцветия, плоды. №3 Изучение органов цветкового растения. 13 9 Размножение покрытосеменных растений. 14 10 Классификация покрытосеменных. №4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. 15 11 Класс.Двудольные. №5 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. 16 12 Класс Однодольные. Письменный зачет по теме: Покрытосеменные. Глава 3. Многообразие животного мира (14 часов)
17 1 Простейшие. №1.Изучение многообразия одноклеточных животных. 18 2 Тип Кишечнополостные. 19 3 Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, тип Кольчатые черви. №2. Изучение внешнего строения дождевого червя. 20 4 Тип Моллюски. №3. Изучение внешнего строения моллюсков. 21 5 Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
22 6 Тип Членистоногие. Класс Насекомые №4.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.
23 7 Тип Хордовые. 24 8 Класс Рыбы. №5. Описание видового состава рыб местных водоемов. 25 9 Класс Земноводные. 26 10 Класс Пресмыкающиеся 27 11 Класс Птицы. №6. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. 28 12 Класс Млекопитающие. 29 13 Обобщение по теме: Многообразие животного мира. 30 14 Письменный зачет по теме: Многообразие животного мира. Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч)
31 1 Этапы эволюции органического мира. Глава 5. Экосистемы (2 ч)
32 1 Экосистема. Экологические факторы. 33 2 Искусственные экосистемы. Резерв.1 час
34 1 Итого часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных) работ уроков развития речи
по программе 34 2 11 выполнено СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/