Дополнительная общеразвивающая программа Вокальный эстрадный ансамбль


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РЖД»
Принято
педагогическим советом
Протокол №___
от « » ___________ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор НОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД»
_______________________ С.Н. Шатунов
Приказ № ___
от « » ___________ 20___ г.
«ЭДЕЛЬВЕЙС»
Вокальный эстрадный ансамбль
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
для учащихся12-17 лет
cрок реализации 4 года
Составитель авторской программы:
Сухова А. М.,
педагог дополнительного образования
Иркутск - 2013
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» художественной направленности. Направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей.
Вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка; развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную ориентировку. Особенность программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.
Актуальность
Актуальность программы заключается в художественном развитии обучающихся, приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в объединении индивидуального вокального и ансамблевого пения, обуславливающего формирование нравственных ориентиров личности ребенка путем привития эстетического вкуса, создания художественного образа исполняемого произведения, выявления его идейно-эмоционального смысла, работы над словом, музыкальной и поэтической формой всего произведения
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается следующими особенностями от программы педагога дополнительного образования Кузьгова Р.Ж. «Салем», город Павлодар, 2013 года:
Возраст детей – по программе «Салем» от 7 до18 лет, по данной программе от 12 до 17 лет;
Срок реализация программы – программа «Салем» рассчитана на 2 года, данная программа на 4года;
Программа «Салем» предусматривает две возрастные группы, данная программа – четыре;
Данная программа предусматривает занятия не только в индивидуальной форме, но и ансамблем.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников.
По данной программе репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры обучающихся. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Цель программы: Приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, посредством развития мотивации к творчеству.
Задачи образовательной программы
Обучающие задачи:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие задачи:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные задачи:
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность, высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Содержание курса первого года обучения
Раздел I.Вводное занятие.
Теор. - 1ч., практ.-0.
Сведения о предмете. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел II. Постановка голоса.
Теор. - 3ч., практ.-26ч.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Певческая установка и навыки певческого дыхания.Понятие о певческой установке.Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.
Раздел III. Постановка вокального дыхания.
Теор. – 4ч., практ.- 12ч.
Главные принципы дыхания. Технология вдоха.Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Раздел IV. Пение учебно-тренировочного материала.
Теор. – 2ч., практ.- 14ч.
Распевки на дикцию. Основы артикуляционной разминки. Упражнения на развитие гармонического слуха. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Раздел V. Репертуарная практика.
Теор. – 3ч., практ.- 32ч.
Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Раздел VI. Сценическая практика.
Теор. – 3ч., практ.- 8ч.
Тема песни и её сценическое воплощение.
Содержание курса второго года обучения
Раздел I.Вводное занятие.
Теор. - 1ч., практ.-0.
Сведения о предмете. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел II. Постановка голоса.
Теор. – 2ч. ,практ.- 30ч.
Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой. Пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия.
Раздел III. Постановка вокального дыхания.
Теор. – 3ч., практ.- 15ч.
Вдох между фразами в быстром произведении. Диафрагматическое дыхание. «Цепное дыхание». Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».
Раздел IV. Пение учебно-тренировочного материала.
Теор. - 2ч., практ.- 15ч.
Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
Раздел V. Репертуарная практика.
Теор. – 4ч., практ.- 46ч.
Пение по партиям. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Раздел VI. Сценическая практика.
Теор. - 4ч., практ.- 22ч.
Движение при пении. Ощущение пространства на сцене.
Содержание курса третьего года обучения
Раздел I.Вводное занятие.
Теор. - 1ч., практ.-0.
Сведения о предмете. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел II. Постановка голоса.
Теор. -, практ.- 26ч.
Развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы. Резонирование и активность работы артикуляционного аппарата. Упражнения на 3-голосие.Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.
Раздел III. Постановка вокального дыхания.
Теор. – 1ч., практ. – 14ч.
Принципы дыхания. Технология вдоха. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».
Раздел IV. Пение учебно-тренировочного материала.
Теор. – 2ч., практ. – 14ч.
Певческая орфоэпия. Снятие зажатий. Грудной резонатор и головной резонаторы.Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раздел V. Репертуарная практика.
Теор. - 4ч., практ.- 50ч.
Произведения зарубежных авторов. Методика разучивания вокального произведения.Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
Раздел VI. Сценическая практика.
Теор. - 4ч., практ.- 28ч.
Индивидуальность, драматургия, идея номера.
Содержание курса четвертого года обучения
Раздел I.Вводное занятие.
Теор. - 1ч., практ.-0.
Сведения о предмете. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел II. Постановка голоса.
Теор. – 2ч., практ.- 20ч.
Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.Опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.
Раздел III. Постановка вокального дыхания.
Теор. - 1ч., практ.- 12ч.
Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Автоматическое диафрагматическое дыхание. Распределение дыхания и сценического движения.
Раздел IV. Пение учебно-тренировочного материала.
Теор. - 0, практ.- 20ч.
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Навыки устойчивого двухголосия; трёхголосие. Этюды.
Раздел V. Репертуарная практика.
Теор. – 4ч., практ. – 52ч.
Культура, орфоэпия и логика  речи. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
Раздел VI. Сценическая практика.
Теор. – 2ч., практ. – 30ч.
Драматургия произведения.
Структура программы
Вокальная студия «Эдельвейс» состоит из четырех групп:
Детская группа (12-13 лет).
Младшая группа (13-14 лет).
Средняя группа (14-15 лет).
Старшая группа (15-17 лет).
Отличительные особенности для каждого года обучения заключаются в выборе репертуара и в художественной работе над номером.
Первый год обучения
Знакомство со спецификой вокальной студии. Работа с микрофоном. Работа над сценическим воплощением песни. Осознанное ощущение пространства на сцене.
Второй год обучения
Работа над умением раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Умение не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене.
Третий год обучения
Работа над умением определить его идею номера, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра. Работа над актерскими способностями и танцевальными движениями. Творческая мобилизованность.
Четвертый год обучения
Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Основные принципы поведения на сцене. Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - от 12 до 17 лет.
Формы проведения занятий
Обучение в студии проходит в форме индивидуальных и групповых занятий.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Формы занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Режим занятий
Год обучения Возраст Продолжительность занятия
(час) Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
1 год обучения 12-13 лет 3 1 3 102
2 год обучения 13-14 лет 2 2 4 144
3 год обучения 14-15 лет 2 2 4 144
4 год обучения 15-17 лет 2 2 4 144
Ожидаемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Ожидаемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать мелодии на заданные интонации.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты.
Ожидаемые результаты четвертого года обучения
К концу четвертого года обучения дети должны
знать/понимать:
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь чисто, выразительно, донося смысл и характер песни;
• находить новые движения и драматургические решения;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры обучающихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии оценки результатов и формы их контроля
Содержание критериев оценки по уровням 1 года обучения.
Знания теории предмета Практические умения и навыки, компетенции Уровень освоения
Количество баллов(от 1-10 баллов)
Форма контроля
Понятие и значение мягкой атаки звука, знание вокальной программы. Исполнительский уровень. Знает понятие и значение мягкой атаки звука, вокальную программу.
Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Понимает значение мягкой атаки звука. Знает вокальную программу. Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Понятие и значение пения на опоре, знание вокальной программы. Исполнительский уровень. Пение на опоре. Поет на опоре. Знает понятие и значение пения на опоре. Знает вокальную программу. Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Поет на опоре. Знает вокальную программу. Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Содержание критериев оценки по уровням 2 года обучения.
Знания теории предмета Практические умения и навыки, компетенции Уровень освоения
Количество баллов(от 1-10 баллов)
Форма контроля
Понятия и значение мышечного автоматизма и слухового «контроля». Умеет анализировать внутренние ощущения. Исполнительский уровень. Слуховой «контроль» при пении. Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Анализирует свои ощущения. Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Понятия и значение «цепного дыхания» и «зевка». Исполнительский уровень. Освоено «цепное дыхание» и «зевок». Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Понимает значение «цепного дыхания» и «зевка». Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Содержание критериев оценки по уровням 3 года обучения.
Знания теории предмета Практические умения и навыки, компетенции Уровень освоения
Количество баллов(от 1-10 баллов)
Форма контроля
Сочетание пения с простейшими танцевальными движениями. Исполнительский уровень. Импровизация. Умеет сочетать танцевальные движения с пением, может импровизировать. Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Умеет сочетать простейшие танцевальные движения с пениемХороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Понимание «своей манеры пения и сценического образа». Исполнительский уровень. Импровизация. Умеет показать свою манеру пения и сценического образа. Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Есть своя манера пения. Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Содержание критериев оценки по уровням 4 года обучения.
Знания теории предмета Практические умения и навыки, компетенции Уровень освоения
Количество баллов(от 1-10 баллов)
Форма контроля
Знание специфических приёмов: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.
Исполняет произведения джазового или блюзового стандарта, а также произведения на иностранном языке. Владеет приемами опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо. Высокий исполнительский уровень джазовых и иностранных произведений. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Знает и понимает приемы опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо. Хороший исполнительский уровень джазовых и иностранных произведений. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Формы подведения итогов реализации программы
I год обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны овладеть основами певческого дыхания (спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию, научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, терции, октава; петь в унисон (для ансамбля); разучить 4-8 песен различного характера.
Учащийся должен ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой.
На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 2-3 песни под музыкальную фонограмму.
Формирование внутренней самодисциплины: соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, улыбка во время исполнения; для ансамбля: умение работать в ансамбле, умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, внимание друг на друга.
II год обучения
В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания. Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.
Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Учащийся должен уметь чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, освоить навыки элементарного двухголосия (для ансамбля). Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В течение года учащийся должен разучить 4-8 вокальных произведений различного характера и содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 2-4 песни, научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями.
Личностные качества — повышение интереса к занятиям и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками в области эстрадного вокала; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.
III год обучения
Учащийся должен свободно пользоваться навыками певческого дыхания:
-уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу;
-продолжить нарабатывать физические упражнения для укрепления мышц живота.
Дети должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях (для ансамбля).
Для наработки резонаторных ощущений и развития дыхания отрабатывать упражнения.
Знать правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение. Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство; самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального номера, представить песню в виде небольшой сценки. Показать слаженное звучание голосов и коллективные органичные движения в ритме песни (для ансамбля).
В конце учебного года эмоционально - образно исполнить 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).
Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность, внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене.
IV год обучения
В результате четвертого года обучения учащиеся закрепляют полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками; показать навыки свободного многоголосного пения, включая импровизационные моменты (подголоски) - для ансамбля.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять эстрадные форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой "минус", уметь самостоятельно работать с текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.
Уметь раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Показать ростки своей индивидуальной манеры пения. Научиться самостоятельно осмысливать содержание исполняемого репертуара, разрабатывать драматургическое решение образа песни. Показать знание и умение исполнить вокальные произведения различных стилей и жанров, включая джаз.
Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования вокального мастерства.
Этапы педагогического контроля
Важное место в реализации программы отводится  контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о  процессе обучения, а   в целях    достижения цели,   обеспечения  качества обучения.
Виды контроля:
- входящий  -  диагностика способностей учащихся;
- промежуточный – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских,   окружных и российских мероприятий.
Этапы педагогического контроля 1 года обучения
Формаконтроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторитьзапедагогоммузыкальнуюфразу. Сентябрь
Сводныерепетиции Промежуточный контроль
Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка. Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение произведений. Январь
Творческийотчет Итоговый контроль
Знание вокальной программы. Апрель
Этапы педагогического контроля 2 года обучения
Формаконтроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.
Петь чистый унисон, пение в единой манере. Сентябрь
Открытое занятие или концертные выступления Промежуточный контроль
Теория:Назвать типы дыхания, певческая установка.
Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение вокальных произведений. Декабрь
Творческийотчет Итоговый контроль
Знание вокальной программы. Освоениемногоголосия. Апрель
Этапы педагогического контроля 3 года обучения
Форма контроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.
Петь чистый унисон, пение в единой манере. Сентябрь
Открытое занятие или концертные выступления Промежуточный контроль
Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение вокальных произведений.Драматургия номера. Декабрь
Творческийотчет Итоговый контроль
Знание всей вокальной программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительский уровень. Апрель
Этапы педагогического контроля 4 года обучения
Формаконтроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.
Петь чистый унисон, пение в единой манере. Сентябрь
Открытое занятие или концертные выступления Промежуточный контроль
Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение вокальных произведений. Драматургия номера. Импровизация. Декабрь
Творческийотчет Итоговый контроль
Знание всей вокальной программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительский уровень. Апрель
Учебно-тематический план первого года обучения
Наименование разделов и тем Часы Содержание Деятельность учащихся
теория практика всего Раздел I. Вводное занятие. Тема 1.1. Техника безопасности. Сведения о предмете.
1ч. - 1ч. Ознакомление обучающихся с рабочим кабинетом. Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Узнают технику безопасности.
Первый опыт певческой деятельности.
Поют несложные распевки.
Раздел II. Постановка голоса. Тема 2.1.Певческая установка. 1ч. 6ч. 7ч. Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Исполняют несколько несложных упражнений. Певческая деятельность.
Тема 2.2. Теория образования звука. 1ч. 10ч. 11ч. Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата. Исполняют упражнения. Певческая деятельность.
Тема 2.3. Атака звука 1ч. 10ч. 11ч. Мягкая атака – основа вокала.
Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.
Приобретают навыки мягкой атаки звука и опёртого звука в исполнительской деятельности.
Раздел III. Постановка вокального дыхания. Тема 3.1. Главные принципы дыхания.
2ч. 6ч. 8ч. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.
Исполняют упражнения на грамотное распределение дыхания. «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», « Собачка» и др.
Тема 3.2.Диафрагматическое дыхание.
2ч. 6ч. 8ч. Дыхательные упражнения на разные виды техники.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Исполняют упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания.
Раздел IV.Пение учебно-тренировочного материала. Тема 4.1.
Разогрев голосового аппарата. 1ч. 7ч. 8ч. Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники. Развиваем способность слушать свои ощущения. Упражнения на развитие гармонического слуха. Поют с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей. Контролируют собственное тело с помощью зеркала.
Тема 4.2.
Развитие дикции. 1ч. 7ч. 8ч. Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту.
Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Распевки на дикцию. Основы артикуляционной разминки.
Вокальные каноны. Произносят скороговорки для дикции. Упражнения для губ, языка, освобождение челюсти.
Раздел V. Репертуарная практика. Тема 5.1.Работа над произведениями.
3ч. 32ч. 35ч. Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.
Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Пение песни по партиям.
Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Выбирают песни, разучивают их и отрабатывают.
Раздел VI.Сценическая практика. Тема 6.1.
Тема песни и её сценическое воплощение. 3ч. 8ч. 11ч. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Эмоциональность при исполнении песни. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.
Изучение правил пользования микрофонами.
Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развить творческое воображение, фантазию. Двигаются под мелодию исполняемой песни. Учатся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен.
Всего: 16ч. 92ч. 108ч. Учебно-тематический план второго года обучения
Наименование разделов и тем Часы Содержание Деятельность учащихся
теория практика всего Раздел I. Вводное занятие. Тема 1.1. Техника безопасности. 1ч. - 1ч. Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Узнают технику безопасности. Певческая деятельность: поют несложные распевки.
Раздел II. Постановка голоса. Тема 2.1.Зевок. 1ч. 15ч. 16ч. Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Осваивают «Зевок». Учатся «Слушать и слышать себя!». Исполняют упражнения на выявление тембровой окраски голоса.
Тема 2.2. Певческий диапазон. 1ч. 15ч. 16ч. Укрепление и развитие певческого диапазона.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.
Раздел III. Постановка вокального дыхания. Тема 3.1. Вдох между фразами.
3ч. 15ч. 18ч. Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании. Исполняют упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники.
Осваивают навыки «цепного дыхания».
Раздел IV.Пение учебно-тренировочного материала. Тема 4.1.Распевание.
1ч. 10ч. 11ч. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста.
Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.
Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Поют с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Упражнения на подачу звука.
Производят анализ внутренних ощущений. Исполняют упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий.
Тема 4.2.Развитие дикции.
1ч. 5ч. 6ч. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.
Дикция и правильное голосообразование. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Исполняют упражнения на создание ритмического ансамбля. Скороговорки.
Раздел V. Репертуарная практика. Тема 5.1.Работа над произведением.
2ч. 40ч. 42ч. Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
Технические моменты репертуара. Разучиваем произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Исполняют произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Учатсяраспределять дыхание во время сценического движения.
Тема 5.2. Художественное исполнение.
2ч. 6ч. 8ч. Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).
Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм. Тренинг на эмоции и сценическую речь.
Раздел VI.Сценическая практика. Тема 6.1.Драматургия в пении.
4ч. 22ч. 26ч. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
Костюмы, сценические атрибуты, декорации. Исполняют этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учатся сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Работают с микрофонами.
Всего: 16ч. 128ч. 144ч. Учебно-тематический план третьего года обучения
Наименование разделов и тем Часы Содержание Деятельность учащихся
теория практика всего Раздел I. Вводное занятие. Тема 1.1. Техника безопасности. 1ч. - 1ч. Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Узнают технику безопасности. Певческая деятельность: поют несложные распевки.
Раздел II. Постановка голоса. Тема 2.1. Возрастные особенности состояния голосового аппарата. - 26ч. 26ч. Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.
Артикуляционный аппарат. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Развитие певческого диапазона до 2 октав.
Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во время пения. .
Продолжаем работу по выработке навыков резонирования и активности работы артикуляционного аппарата.
Продолжение работы в упражнениях над унисоном, 2-голосием; упражнения на 3-голосие от унисона, через квинты к трезвучиям; на выравнивание тембров (для ансамбля). Работают над певческой установкой и навыками певческого дыхания. Работают над голосом (мероприятия, направленные на здоровый образ жизни). Работают над своей манерой пения и сценического образа. Поют с микрофоном упражнения и отрывки из сольной песни (их запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи).
Раздел III. Постановка вокального дыхания. Тема 3.1.
«Искусство пения есть искусство дыхания». 1ч. 14ч. 15ч. Певческое дыхание и развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Цезуры. Исполняют упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.
Раздел IV.Пение учебно-тренировочного материала. Тема 4.1.Распевание.
1ч. 10ч. 11ч. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на необходимые виды техники.
Развитие вокального слуха - способность слышать и "видеть" работу органов голосообразования. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Критическое восприятие своего голоса.
Грудной резонатор и головной резонаторы. Вокальные ощущения зевка, купола. Вырабатываем устойчивое ощущение резонаторов.
Вокальные каноны; упражнения на развитие гармонического слуха; совершенствуем навыки устойчивого двухголосия - усложнённые вокальные произведения; фрагментарное трёхголосие (для ансамбля). Поют с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей в различных темпах.
Упражнения на выработку ощущений грамотного микста.
Тема 4.2.Развитие дикции.
1ч. 4ч. 5ч. Внятная дикция - значимая составляющая хорошей песни.
Орфоэпия певческая. Снятие зажатий и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества.
Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр. Секрет вокальной кантилены. Исполняютраспевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Скороговорки. Чистоговорки. Артикуляционная гимнастика (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти).
Раздел V. Репертуарная практика. Тема 5.1.Работа над произведениями.
4ч. 50ч. 54ч. Усложняем произведения репертуарного списка для развития и укрепления голоса. В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную манеру исполнения.
Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои этапы – слушание песни, её анализ, разучивание и осмысливание текста песни, отработка мелодии песни (отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов). Способ исполнения – манера пения.
Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности. Исполняют произведения на иностранном языке. Этюды для развития артистизма. Работают над исполнением песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь, отрабатывают навыки актёрского мастерства.
Раздел VI.Сценическая практика. Тема 6.1.
Индивидуальность исполнителя. 4ч. 28ч. 32ч. Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями.
«Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.
Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность.
Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах, смело двигаться с микрофоном в руках, сохраняя правильное его положение. Учатся действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.
Всего: 12ч. 132ч. 144ч. Учебно-тематический план четвертого года обучения
Наименование разделов и тем Часы Содержание Деятельность учащихся
теория практика всего Раздел I. Вводное занятие. Тема 1.1. Техника безопасности. 1ч. - 1ч. Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Узнают технику безопасности. Певческая деятельность: поют несложные распевки.
Раздел II. Постановка голоса. Тема 2.1.Укрепление диапазона. 1ч. 10ч. 11ч. Работа над укреплением и раздвижением границ голосового диапазона, выработкой устойчивого микста, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования.
Продолжение работы над многоголосием: смелое двух и трёхголосие (для ансамбля). Исполняют вокальные упражнения на разнообразные виды техники, на расширение и сглаживание диапазона, на навык резонирования..
Тема 2.2. Вокальные приемы. 1ч. 10ч. 11ч. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.
Продолжаем отрабатывать навыки резонирования и активности работы артикуляционного аппарата в виде вокальных упражнений. Поют с микрофоном упражнения и отрывки из сольной песни
Раздел III. Постановка вокального дыхания. Тема 3.1.
Опора звука. 1ч. 12ч. 13ч. Совершенствуем до автоматизма певческое дыхание – опору звука.
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Автоматическое диафрагматическое дыхание. Распределение дыхания и сценического движения.
Исполняют упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники, звукоизвлечения, на формирование ощущения резонаторов. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.
Раздел IV.Пение учебно-тренировочного материала. Тема 4.1.Мышечная память.
- 20ч. 20ч. Секрет вокальной кантилены – упражнения.
Самоконтроль и мышечная память.
Вокальная "маска".
Вокальные каноны: навыки устойчивого двухголосия; трёхголосие (для ансамбля).
Этюды – тренировка актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Распевания на необходимые виды техники. Исполняютраспевки на дикцию. Микст - упражнения на выработку. Упражнения на поиск своей манеры пения и сценического образа. Вокальные ощущения зевка, купола. Упражнения на развитие многоголосия. Исполняют упражнения с мотивами джазового или блюзового стандарта.
Раздел V. Репертуарная практика. Тема 5.1.Работа над произведением. 4ч. 52ч. 56ч. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих. Поют осмысленно и одушевлённо сольные и ансамблевые песни. Работают над поиском своей манеры пения и сценического образа.
Тема 5.2.Певческая орфоэпия.
Культура, орфоэпия и логика  речи. Исполняют произведения джазового или блюзового стандарта, а также произведения зарубежных композиторов на иностранном языке.
Раздел VI.Сценическая практика. Тема 6.1.Создание сценического замысла.
2ч. 30ч. 32ч. Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.
Основные принципы поведения на сцене.
Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Основными факторами способности создания сценического замысла являются: восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональность, непосредственность, выразительность.
Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Работают над творческой раскрепощённостью. Исполняют джазовые стандарты с характерной импровизацией.
Всего: 10ч. 134ч. 144ч. Условия обеспечения программы
Методическое обеспечение
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Образовательные технологии
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Техническое оснащение занятий
Наличие видео и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов.
Наличие фоно и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Дидактический материал
Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.
Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.
Каждый учащийся должен иметь тетрадь в клетку, канцелярские принадлежности, папку для песенных текстов и партитур, форму для занятий.
Литература для учителей:
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
Бахуташвили Н.К. Упражнения для постановки певческого голоса.
Белоброва Е. Техника эстрадного и рок –вокала. 2002.
Васильева И.В. Целитель набирает силу. М., 1993.
Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып.7. М., 1984.
Все хотят быть счастливыми. Сб., Свердловск, 1991.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1996.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты. СПб.: «Детство-Пресс», 1999.
Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: АСТ: Астрель, 2006.
Кондрашин К.П. Мир дирижера. Л., Музыка, 1976.
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М., 1982.
Развитие детского голоса. Сб., М., 1963.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1985.
Струве Г. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981.
Стулова Г.П. Хоровой класс. М., 1988.
Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М.: АСТ, 2006.
Хоровая самодеятельность как средство воспитания. Сб. научных трудов. Л., 1981.
Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Ч., 1998.
Литература для учащихся:
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г.
Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. 
Приложение 1.
Методические рекомендации
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.
1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.
2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
3. Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков. Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.
4. Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука.
5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно. С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.
6. На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата обучающегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.)
Приложение 2.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков.
5. Работа с фонограммой:
повторение ранее усвоенного материала;
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических оттенков;
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
технические параметры;
восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки звуковой обработки;
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене.
Приложение №3.
Примерный репертуарный список:
В. Матецкий - Однажды.
М. Минков - Ты на свете есть; Не отрекаются любя; Эти летние дожди; Вербочки.
Ю. Началов - Герой не моего романа.
А. Максимов - Если в сердце живёт любовь.
Ю. Варум - Ля-ля-фа; Мой сон;
В. Меладзе - Самба белого мотылька; Ночь накануне Рождества;
И.Матвиенко - Колечко.
«Крапива-лебеда» из репертуара Н.Пушковой.
А.Джобим - Девушка из Ипанемы.
Ricchi e Poveri - Мама-Мария, Cosasei.
М.Джексон – Спасём наш мир.
А.Кравченко – Вместе со своей страной.
О. Наумов - Сон дождя.
А.Ягольник - Малыш; Танцуй со мной; Оранжевый мальчишка.
Н. Могилевская – Подснежник; Я-весна; Самая.
К. Брейтбург – Две снежинки; Ивушка; Зажигай; Простая арифметика.
П. Джейсон - Пятый океан.
В.Семёнов – Звёздная река; Акварель.
В.Пак - Блюз.
Песни к Новому году из репертуара группы ABBA, гр. «Дискотека Авария», Ю.Савичевой.
Песни о войне, патриотические песни.
Ю. Началов - Ах, школа, школа; Дюймовочка.
М. Дунаевский - Леди совершенство; Цветные сны
В. Цветков - Снова вместе; Может это не любовь.
Ж. Колмагорова - Это весна; Музыка моя; Святая Россия.
А. Ермолов – Осенний блюз; Ты так красиво, Подмосковье; Музыка рисует дождь; Сегодня дождь.
И.Черник - Алые паруса; Улетают сны.
В.Дашкевич (Ю.Ким) –Пэппи.
Н. и В. Осошник – За окнами дождь; Васильковая страна; Школьный блюз.
С.Аувстрецкий (С.Минаков) – Я попрошу тебя, господи.
И.Крутой – Я пою; Музыка.
А. Вербицкий – Идёт девчонка.
Дм.Пилов - Детство; Праздник-король.
Заволокины – Русский перепляс.
В. Купревич (М. Хотимский) - Пряники русские.
В. Алексеев – Что такое счастье; В небе облака; Песня о школе.
Г.Струве – Спасибо вам, учителя.
Е.Крылатов – Ваши глаза; Кабы не было зимы; Ведьма-речка; Будь со мною.
Н. Богословский - Тёмная ночь.
М. Фрадкин - Случайный вальс.
М. Блантер - Катюша; В лесу прифронтовом.
И. Дунаевский - Как много девушек хороших.
Г. Петербургский - Синий платочек.
А. Владимирцов - О любви не говори.
В.Львовский - Новогодний сундучок; Зимние сюрпризы; В новогоднюю сказку поверь.
В. Гаваши - Люди встречаются.
Б.Потёмкин - Сосед.
Т. Хренников - Московские окна.
А. Островский - А у нас во дворе
А. Пугачёва - Звёздное лето; Папа купил автомобиль.
И. Дунаевский - Школьный вальс; Весна идёт из к/ф "Весна".
Р. Паулс - Чарли.
Я.Дубравин – Что такое снеженика; Сочиненье о весне; Огонёк добра.
Д. Херман - Привет, лето! (на музыку «Hello, Dolly»).
А. Варламов - Подари улыбку миру.
Л. Деревягина - Звёзды надежды; Прощание.
В. Ударцев - Зажигаются звёзды; В мире доброты.
А.Петряшева - Человек-чудак; Про песенку; Новый год; Мама.
Ж Колмагорова - Мама; Звёздная ночь; Дай мне руку; Надежда есть!
И. Черник - Танец под дождём; Мама.
М. Таривердиев «Маленький принц»
М. Минков - Старый рояль; Дорога добра; А знаешь, всё ещё будет; Куда уходит детство.
В. Юмекс - Чай вдвоём.
Ф. Лоу - "Я танцевать хочу" из мюзикла "Моя прекрасная леди"
Дж. Герман - "Хелло, Долли!" из мюзикла "Хелло, Долли!"
А. Зацепин - Песни из кинофильма "31 июня"; Звёздное лето.
А.Зубков (И.Каминская) - Россия-Матушка.
К. Брейтбург (Мельник Э.) - Мамино сердце; Дорога к солнцу.
Ж. Колмагорова - Отчий дом; Святая Россия; Вечерняя Москва; Колыбельная Москве; Привет, Голливуд!
А. Ермолов - Косые дожди; Баллада о солдатской матери; Звезда; Я желаю тебе.
Песни из репертуара группы «Любовные истории» - Школа; Новогодняя; Летящий снег.
Н. и В Осошник – Весну звали; На Ивана на Купала; Blackandwhite; Закаты алые.
Песни военных лет и о войне.