Игра как ведущий метод обучения детей адыгейскому языку

Игра как ведущий метод обучения детей адыгейскому языку.
На раннем этапе обучения детей адыгейскому языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес.
Использование игрового метода на уроках адыгейского языка способствует благоприятной психологической атмосфере общения и помогает учащимся увидеть в изучаемом языке средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приёмов стали для учащихся приятным занятием.
Игровая деятельность на уроке адыгейского языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на успеваемости. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и ученик может уже говорить наравне со всеми.
Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным пониманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Существуют обучающие игры, ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в ''Репку'' или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.
Выбирая, или придумывая игру для включения в урок, необходимо следовать правилам, сформулированным в книге Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича ''Язык и дети'' (М., 1981):
1. Прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы: какова цель игры, чему в ней должен учиться ребенок? Какое речевое действие он должен выполнять: одно издействий со словом или создание высказывания – тогда какого именно и по какой модели? Умеет ли ребенок строить такое высказывание, нет ли там дополнительных трудностей, ''подводных камней''?
2. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребенка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.
3. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребенку таким образом, чтобы он ее сразу принял
4. С удовольствием играйте с ребенком сами! ''
В этом отрывке учтены главные качества обучающей игры, которые отмечены в самом ее названии: она должна быть обучающей и она должна быть игрой. Игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым преподавателем, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию. Учитель не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что дети с большим удовольствием играют со взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.
Таким образом, обучающая игра – это ориентированная на зону ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности. Основа любой игры – ролевая. Ребенок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, адыгейского ребенка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т. п. – возможности здесь неограничены.
В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.
Одним из инструментов преподавания является игра. Игра – это эффективный способ достичь многих образовательных целей, сделать учебный процесс более привлекательным и интересным для учеников. Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Однако игра на уроках имеет немалую педагогическую ценность. Игра позволяет учителю разнообразить уроки, сделать так, чтобы школьникам не было скучно на уроках, ведь, играя, они с удовольствием включаются в процесс обучения. Игра создает мотивацию учеников, позволяет учителю заинтересовать учеников в изучении предмета.
При помощи игр можно повторять изученное на прошлой неделе или на прошлом уроке. 
Когда можно играть в игры? Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм. Можно прервать урок и поиграть, если учитель почувствовал, что внимание учеников пропадает. Можно немного поиграть и в конце урока. После этого ученики будут ждать следующего урока с нетерпением.
Также игра дает возможность стеснительным, неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая свои комплексы. В данной работе представлены игры, которые чаще всего используются мной на уроках адыгейского языка, и которые больше всего нравятся ученикам.  Можно выделить несколько типов игр при обучении языку: фонетические, лексические и грамматические игры; игры для обучения чтению, говорению и аудированию. 
Фонетические игры. 
Фонетические навыки имеют важное значение при обучении адыгейскому языку. От правильного произношения зависит смысл предложения: неправильное произношение всего лишь одного звука в слове может исказить или полностью изменить смысл.
Игра-загадка "Какой звук я задумала?"
Учитель называет несколько слов, в которых встречается один и тот же звук. Ученик, который отгадал первым, получает право загадать свою загадку. 
Игра с предметом "Назови слово".
Учитель бросает мяч ученикам по очереди, называя звук. Ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. 
Лексические игры. 
Учебный материал содержит множество лексических тем. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо часто повторять. Для того чтобы процесс повторения слов не был утомительным для учеников, можно использовать лексические игры. 
Игра "Части тела".
Учитель называет части тела, а дети показывают их на себе или друг на друге.
Игра "Угадай-ка".
Ученик-ведущий стоит спиной к доске, а учитель пишет на доске и сразу же стирает имя какого-нибудь ученика, присутствующего в классе. Ведущий просит учеников описать ему того, чье имя было написано на доске. Ученики могут рассказать, какого цвета у него глаза и волосы, какого он роста, худой он или толстый, описать черты его характера.
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч ученику и называет слово на русском языке, а ученику нужно бросить мяч назад и назвать слово на адыгейском языке, и наоборот.
Игра "Лишнее слово".
Учитель читает ряд из четырех слов. Три слова в каждой четверке как-то связаны друг с другом, а четвертое – нет. Ученики должны найти и записать выбивающееся из общего ряда слово. 
Игра "Это мое местоимение".
К доске выходит ученик с карточкой "Сэ". К нему встают учащиеся с карточками "О", "Тэ", "Шъо". Итак, по очереди к доске выходят все ученики с карточками – местоимениями и все ученики с карточками – глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением. Для этой игры понадобятся карточки с местоимениями сэ, о, ар, тэ, шъо, ахэр и карточки с глаголами сэк1о, ошхэ, мачъэ, тэтхэ, шъуеджэ, мак1ох.
Игры для обучения чтению. 
Игра "Восстанови слово".
Класс делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, другой – со второй. По сигналу учителя ученики начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся зачитывают слово. 
Игра "Введение новых слов". 
Учитель раздает карточки со словами, которые он собирается ввести. Затем он читает текст, содержащий эти слова, и те ученики, у которых они есть, должны вставать, когда их услышат. 
Игры для обучения говорению. 
Игра "Предпочтения". 
Ученик называет свое имя, говорит, что он любит делать и изображает это действие. Следующий ученик повторяет имя и название любимого действия, а затем называет свое имя и свое любимое действие и т.д. 
Игра "Анкета". 
Ученик составляет вопросы и задает их своему партнеру. Вопросы могут быть разнообразными. Итогом работы должен быть рассказ одного ученика о другом. 
Игра "Угадай профессию". 
Ученик загадывает профессию. Следует задать ему десять специальных вопросов, пытаясь определить, кого он собой представляет. 
Игры для обучения аудированию. 
Данный тип игр тренирует восприятие учениками информации на слух. 
Игра "Хлопаем в ладоши".
Класс делится на две команды. Все ученики становятся в круг. Учитель называет домашних и диких животных. Когда ученики слышат название дикого животного, они хлопают один раз. Когда слышат название домашнего животного – два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков.
Творческий диктант. 
Учитель диктует слова, ученики рисуют то, что слышали.  Таким образом, при помощи игр процесс изучения языка проходит легче и быстрее. Игра способна увлечь даже самых пассивных учеников, что положительно сказывается на успеваемости. Игры позволяют повторить, закрепить и проверить усвоение изученного материала. Поэтому так важно использовать при обучении адыгейскому языку игровые методы.



















Доклад
на тему:
«Игра как ведущий метод обучения детей адыгейскому языку»






Выполнила:
учитель адыгейского языка
МБОУ «СОШ №6»
Дзыбова Светлана Касеевна.



Майкоп
2016г.

ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115