Статья по теме «Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Тема: «Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Человек играет только тогда, когда он – человек в полном смысле этого слова,
и он бывает вполне человек, только когда играет. Фридрих Шиллер
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Нет ни одного народа на Земле, который не прошел бы через игровую стадию развития.
В народных играх отражаются национальные особенности эпоса: Италия – венецианский фестиваль; Испания – коррида; Франция – спокойные, настольные игры; Россия – кулачные бои.
На Руси бытовала традиция, играть пока хватит сил. Существовало до 1000 игр. Игровая деятельность особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме удовольствия.
Существует два типа игр, в которые играют все народы мира. Эти игры обусловлены двумя главными инстинктами человека: самосохранения (прятки), продолжение рода (дочки-матери).
Каждый народ создает свою игровую структуру. В латинском языке понятию игра соответствует понятие – воспитание. У древних греков игра – действие свойственное детям, выражающее то, что у нас называется ребячеством. Они выделяли три типа игры: педия (детская игра), аторо (игра-забава, пустяк, развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование).
У древних евреев игре соответствовало понятие о шутке и смехе.
В санскрите игры классифицировали как: игры представления, игры шутки и фокусы, игры как ряд случайных совпадений, игры как притворство.
У немцев игра означала легкое, плавное движение наподобие маятника, доставляющее при этом удовольствие.
У римлян – радость, веселье.
В России в 1863 году появился словарь для справок, где отмечено: игра – это свободное упражнение духа или тела, без особых усилий для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.
В. Даль рассматривает игру как забаву, забвение, отдохновение. Игра предоставляет возможность человеку дать выход чувствам и настроению.
Игришка – это плохая игра, игорка – игры ряженых или окрутников, игрища – большая, сильная игра либо лицедейство в театре. Для тех, кто устраивает игры для детей, существуют понятия: игрец, игорщик, игрунка, играчиха, игруша.
Игра такое явление, которое нельзя заковать в определенные рамки.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность прогрессивна. Она развивает интеллектуальную, эмоциональную и физическую сферы человека. Эти три сферы в зависимости от возраста должны развиваться на одном уровне. Игровая деятельность нормативна, она устанавливает законы, правила, по которым живут и действуют дети. Эта деятельность обучающая, она развивающая. Она соединяет реальный и иллюзорный мир. Это деятельность целостно адаптационная.
Через игру легко усваиваются ценности, и происходит приспособление к окружающему миру. Эта деятельность диагностична – в ней выявляются положительные и отрицательные качества людей; эмоциональна – она снимает реальные жизненные ситуации и трансформирует их в игру; синкритична – соединяет все виды искусства.
В своей работе воспитателя ГПД я уделяю особое значение игровой деятельности. Потому что мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в игре.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную – это основная функция игры: доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную: установление эмоциональных контактов общения; самореализации в игре;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
развивающую: гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
воспитательную: психокорекция проявления личности в игровых модулях жизненных ситуаций;
релаксационную: снятие эмоционального напряжения вызванного перегрузками нервной системы;
социализации: усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»):
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п. («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
В игре формируются такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста: рефлексия; анализ; внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; качественно новый уровень развития регуляции поведения и деятельности; ориентация на группу сверстников.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире ценностей и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающиеся.
По основному фактору развития: психогенные.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды – от системы обучения до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Педагогические игры
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовое, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, конторолирующие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.
По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения, с предметами.
Классификация педагогических игр
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Игра – вечный спутник детства. Все следующие за дошкольным, возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы; это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя ГПД.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самый» В.В. Репкина, «Мум-ми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т. д.), встроенных в основное содержание обучения.
Игровые технологии в среднем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Детские творческие способности – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчета является норма, и чем дальше от нее, тем показатели творчества выше. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры (головоломки, кроссворды, ребусы, викторины, загадки), направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей; наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию пространственного представления и воображения, устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Не следует беспокоиться за перегрузки. Ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности. В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки, ведь это не урок.
Для развития личности ребенка младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс рекомендуется включать дидактические игры познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно переходить от игровой к учебной деятельности.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность.
В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, те есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Ребята играют на прогулке, во время самоподготовки, при проведении клубных часов, во время праздничных представлений, экскурсий и конечно свободного времени. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность.
Планируя игровую деятельность игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Причем мудрые педагоги проводят такие игровые занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших детей.