Методическая разработка классного часа Моя любимая книга, 3-4 класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
( ЧТЕНИЮ).

Учебники и пособия для начальных классов по программе
«Школа 2100» (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева).

Методическая разработка внеклассного мероприятия по чтению (классный час).
Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории.
Тема: «Моя любимая книга» (беседа – викторина) 3 класс.
Цели: развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку; учить детей любить книги и воспитывать бережное отношение к ним; формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки; закреплять знания, полученные при чтении; развивать речь, память, воображение и мышление, совершенствовать свою устную речь; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации и слайды к литературным произведениям.
Ход классного часа:
Введение в тему классного часа
Учитель: Как сказал известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Ничто не заменит книги».
А вы любите читать книги? (Ответы учеников).
Сегодня мы поведём наш разговор о книгах.
Ученик: Хорошая книга привыкла к прочтению
И то получает «5» по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать,
И книжки, как старших, привык почитать.
Учитель: Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Ребята, а какие ваши любимые книги? (Ответы учеников).
Учитель: А вы знаете, как появилась грамотность на Руси? Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука была названа кириллица.
Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками-миниатюрами. Первыми литературными произведениями были летописи, а первыми летописцами (т.е. писателями) являются Митрополит Илларион и монах Нестор.
А каких современных писателей вы знаете? (Ответы учеников).
Учитель: Книг много, они учат нас, помогают ориентироваться в жизни и учёбе. В нашей школе есть библиотека. А кто из вас записан в библиотеку? Какая последняя книга, которую вы взяли в нашей библиотеке? (Ответы учеников).
Чтение и разбор пословиц
Учитель: Существует много пословиц про книги. Давайте познакомимся с ними и попытаемся понять, о чём они нам говорят. (На доске прикреплён плакат с пословицами. Учащиеся зачитывают их вслух и объясняют их значение).
Книга – моя дорогая привычка.
Кто много читает, тот много в жизни знает.
Книга твой друг, без неё, как без рук.
Книга, богатейшая сокровищница, в которую одни вложили свои знания, а другие пользуются ими.
Книга – стол мысли, а за стол приглашается каждый.
Учитель: Не бойтесь читать много. Каждая книга пригодиться. Для того, чтобы жить и развиваться, надо знать необходимое количество книг. А какая наша первая книга в школе? (Букварь, азбука).
Учитель: Казахский писатель Нурпеисов как-то сказал: «Ну что я знал раньше? Свою деревню и на два дня конского бега кругом неё. А книги открыли мне мир». Книг очень много и все они разные. Бывают исторические книги, фантастические книги, книги, рассказывающие о природе, животных. С какими книгами вы уже знакомы? (Ученики рассказывают, какие книги они принесли на классный час и почему выбрали именно данную книгу).
Загадки
Учитель: А теперь отгадайте загадки:
1.Кто молча учит?
Без языка, а обо всём рассказывает?
Без головы, а всё знает,
Без ног, а везде бывает? (Книга).
2.Человечки сели в ряд, обо всём нам говорят. (Алфавит, буквы).
3.У стены - большой и важный – дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф).
Разговор о бережном отношении к книгам.
Учитель: Книга – это источник знаний, зеркало жизни и наш друг. И мы должны бережно относиться к этому источнику и другу. А почему нужно беречь книгу? Как нужно обращаться с книгой? (Ответы учеников).
Примерные варианты ответов:
- книги нельзя рвать;
- вымыть руки перед тем, как начать работать с книгой;
- пользоваться обложками для книг;
- нельзя книги бросать;
- пользоваться закладками при остановках чтения;
- не сгибать книгу пополам и не вырывать страницы;
- не рисовать в книгах и не загибать страницы;
- у каждой книги должно быть своё место;
- если книга порвалась, заклеить её.
Учитель: Правильно, книги надо беречь. С помощью книг мы окунаемся в другой мир – мир фантазий, интриг, знаний, смеха и добра. Книги часто открывают нам то, что мы не знаем, о чём даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений, внутренний мир человека и многое другое. Книги развивают нашу речь. Книги полезны и необходимы человеку. Их нужно беречь, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
А вы знаете, что картон и бумагу делают из дерева? Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей планеты.
Викторина
Учитель: А теперь мы проведём викторину «Кто много читает, тот много знает», которая покажет ваши знания по литературным произведениям. (Класс делится на две команды, которые поочерёдно отвечают на предложенные задания. Каждый правильный ответ оценивается баллами).
Задание №1: правильно ответить на вопросы.
1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)
2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).
3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).
4. Автор сказок «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. (Пушкин).
5. К кому шла Элли? (К волшебнику Изумрудного города).
6. Имя девочки с голубыми волосами? (Мальвина).
7. В какой сказке жила очень маленькая девочка, которая на ласточке улетела в страну эльфов? («Дюймовочка»).
8. Что нашёл Алладин? (Волшебную лампу).
9. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
10. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
11. Кто такой Н.Н. Носов? (Писатель).
12. Автор сказок «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине». (Г.-Х. Андерсен).
13. Умывальник хромоногий, всех мочалок командир? (Мойдодыр).
14.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).
15. Какой дед спасал зайцев? (Дед Мазай).
16. Сколько лепестков было на цветке у девочки Жени? (Семь).
Задание №2: угадать по слайдам героев сказок. (По выбору учителя).
Подведение итогов викторины
Учитель: Подведём итоги нашей викторины и узнаем, какая команда самая читающая в классе. (Учитель награждает победителей).
Подведение итогов классного часа.
Учитель: Существует множество книг: учебники, словари, энциклопедии, справочники, художественная литература. К книге нужно относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Рассматривать, выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Вы будете идти по жизни всё дальше и дальше, а прочитанные вами книги будут идти вместе с вами. Поэтому, читать важно, читать нужно, читать интересно!
Завершая разговор о книгах, хочется напомнить вам народную мудрость, которая гласит: «Испокон века книга растит человека!»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КЛАССНОМУ ЧАСУ.
Проведение классных часов по предмету является дополнительным учебным материалом при усвоении умений и знаний. Такие мероприятия значительно расширяют кругозор учащихся и развивают личность школьника.
Данный классный час предусматривает закрепление знаний, умений и навыков в области литературного чтения, а также формирование бережного отношения к книге.
Перед проведением классного часа надо определить его тему, цели, форму и методы, место и время проведения, а также участников классного часа. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и особенности коллектива. Продолжительность классного часа зависит от возраста учащихся, поэтому учитель может что-то исключить из данного классного часа или что-то добавить.
Для того чтобы классный час проходил более интересно предлагается использовать загадки, пословицы, викторины.
Загадки имеют большое значение для детей младшего школьного возраста, и включение их в данное мероприятие оказывает благотворное влияние на проведение классного часа. Пословицы имеют большое воспитательное значение. (Учителя могут менять загадки и пословицы). Разбор пословиц важен тем, что школьники понимают смысл высказывания, заключённый в них. Дети быстро запоминают их и используют на уроках, и в жизни.
Викторина рассчитана на знание учащимися предложенных произведений. Проведение данной викторины предполагает формирование команд (мальчики-девочки, по рядам, по творческим группам, по интересам, по желанию), жюри. Вопросы к викторине могут быть различными: по сказкам, по изучаемой программе, по произведениям определённого автора.
Предлагаемый классный час нужно адаптировать к уровню развития и возрасту школьников.
15