Конспект занятия кружка Петелька

Конспект занятия
«Введение в образовательную программу
«Петелька», 5 класс
Учителя
Харченко Татьяны Николаевны МБОУ «Пухновская СОШ» Куньинского района Псковской области
Боровково, 2017г.
Тема занятия: «Введение в образовательную программу»
Цель занятия: познакомить учащихся с программой объединения «Петелька», заинтересовать детей деятельностью объединения «Петелька».
Задачи:
Образовательная: 
Создать образ солнца из окружности и лучей, выполненных из цепочек воздушных петель.
Познакомить с работой объединения «Петелька».
Развивающая:
Способствовать развитию мышления, фантазии, художественного вкуса.
Воспитательная: 
Воспитывать любознательность, аккуратность, умение выполнять последовательные действия.
Материалы и оборудование: цветной картон для основы, шерстяные нитки желтого цвета, крючки, клей, кисточки, салфетки для промокания клея. (для воспитателя - линейка, простой карандаш. Рисунки разных образов солнца, книга со стихотворением К.И. Чуковского «Краденое солнце».
Для учителя
Для учащихся

Презентация, мультимедийный проектор;
Образцовые работы;
Материалы для раздачи.
Позитивный настрой на работу;
Хорошее настроение.

План занятия:
Организационный момент
Вводная беседа
Демонстрация образцовых  работ
Практическая работа
Демонстрация готовых работ, рефлексия
Выводы по занятию
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Вы пришли на занятие кружка «Петелька». Я руководитель этого кружка, меня зовут Татьяна Николаевна.
Знакомство с детьми при помощи игры «Я». Суть игры состоит в том, что педагог держит в руках вырезанную большую букву «Я» и говорит:
-Я Татьяна Николаевна
-Я люблю то-то...
-Я хочу то-то
После этого передаёт букву ребёнку. На эти же самые вопросы отвечает каждая девочка. Благодаря этой игре мы быстро познакомимся и запомним, как кого зовут.



Вводная беседа
Еще раз напомню вам, что наш кружок называется «Петелька».
Отгадывание загадки.
Ну – ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнышко)
Вы правильно отгадали. Это солнышко. Сегодня на занятии мы будем говорить о солнце.

В фольклоре разных народов солнце называли ясным и красивым, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Как вы думаете, почему?
Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца. Творческая и плодородная сила солнца заключается в его ярких весенних и летних лучах.
В старину люди использовали заклички про солнце, когда, например, долго шли дожди и небыло тепла. Слово закличка образовано от слова клич, что означает возглас, призыв. Кликнуть, значит обратиться с призывом ко многим. Заклички - народные призывные песенки - кричалки про солнышко, дождик, радугу.
Вот послушайте.
Солнышко – ведрышко
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.  
Или
Радуга – дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка –
Колоколнышка!
Кто запомнил как в закличках называли солнышко? Называли его солнышко – ведрышко, солнышко - колоколнышко
Обозначали люди солнце по – разному (показ рисунков)
- просто кругом;
- кругом с расходящимися лучами;
-прямыми и косыми крестами;
- кругом с крестом внутри;
-несколькими концентрическими кругами с розеткой.
Знак, похожий на изображение колеса, служил в далекой древности символом солнца. Солнце «катится как колесо». Этот символ бывал, изображен на лодке или повозке. Что соответствовало известным мифическим представлениям о том, что солнце едет или плывет в ладье или катится на колеснице. В Египте или в Китае встречается кружок с точкой в центре. Этот знак тоже служит обозначением солнца.
Древние славяне изображали и «подземное» солнце и его фазы. Такой рисунок вырезали на прялках, так как пряхи работали по ночам при свете не ярко горящей лучины от которой было очень мало света.




Ответы учащихся:
Солнышко.
























































































Ответы учащихся:
Называли его солнышко – ведрышко, солнышко - колоколнышко

Демонстрация образцовых  работ
Мы вяжем крючком и спицами (игрушки, одежду для кукол, мячи)
Я покажу вам, какие игрушки связали ребята в нашем кружке.


Практическая работа
А теперь мы с вами сами побудем творцами! Сегодня мы сделаем солнышко. Для этого нам нужен крючок и нитки
Физ минутка:
3. Выборочное чтение отрывков из сказки Чуковского «Краденое солнце». Установление причинно – следственных связей.
Итак, рассматривая рисунки, мы обратили внимание, что почти во всех них солнце изображалось в форме..(круга). Именно таким оно видится нам и на небе (показ фигуры – круг). Таким оно изображено и на иллюстрациях книжки к сказке К. И.Чуковского «Краденое солнце». Посмотрите на одну из них. Расскажите, что на ней изображено (учитель, обобщая ответы детей, зачитывает строчки стихотворения «не стерпел медведь, заревел медведьстали зайки на лужайке кувыркаться и скакать)
Скажите, ребята, что бы было, если бы медведь солнышко не освободил? (ответы детей обобщить строчками из текста «наступила темнота», «кто на улицу попал – заблудился и пропал», «без солнышка в поле зернышка не видно», «Зайки сбились бедные с пути, им до дому не дойти»)
4. Постановка задачи и мотивация
Чтобы крокодил больше солнце в небе не глотал и зверей не обижал, чтобы в небе солнышко сияло и за тучку не убегало, надо солнышко на небе прикрепить и лучики его во все стороны направить. Будем зверям помогать солнышко на небе прикреплять?
Предлагаю сделать это известными нам способами. Кружочек нужного цвета приклеить на голубой фон неба и от него во все стороны провести лучики, связанные из цепочек воздушных петелек.
5. Планирование предстоящих трудовых операций
Выберем кружок подходящего к солнышку цвета. Приклеим его в правый верхний угол голубого картона. Прижмем его салфеткой и прогладим рукой. Затем изготовим лучики. Для этого свяжем лучики – веревочки из воздушных петелек. Их должно быть 8 (показ действий педагогом). Нитку после последней восьмой петли отрежем и затянем. Потом каждую цепочку приклеим   вокруг кружочка, и получится солнышко. Чтобы знать, где наносить клей, я нарисую по линейке карандашом прямые линии (показываю несколько линий). Кисточкой с клеем вы намажете эту линию и приклеите на нее свою цепочку.
Физ минутка:
6. Самостоятельная работа, оказание помощи детям.
7. Оценка результатов (обратить внимание на равномерность петель, одинаковую их длину; аккуратное приклеивание к фону)
8. Итог: вот и будет солнышко опять в небе голубом сиять, крокодилу его не достать, тучки на него не набежать. Будет в небе сиять всех нас радовать.

Выполняют рекомендации учителя: Лучики, связанные из цепочек воздушных петелек.


Демонстрация готовых работ, рефлексия
Давайте посмотрим, на работы, которые у вас получились.
Все справились с работой.
Делятся впечатлениями, демонстрируют свои работы

Выводы по занятию
Буду рада, встретиться с вами снова на занятии «Петелька»!



15