Эссе на тему: Социальная адаптация школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Социальная адаптация школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Ольга Владимировна Яцуценко,
учитель начальных классов,
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» РФ
Краткая аннотация:
Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений в области организации инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья
Формируемые знания:
теоретические основы социальной адаптации школьников с ОВЗ, психофизиологические особенности детей с ОВЗ,
технологии организации комплексного сопровождения (проектирования коррекционно-развивающей работы),
организационно-педагогические условия комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Формируемые умения:
использовать полученные знания в деятельности по организации инклюзивного образования.
Введение
Сегодня одним из ключевых направлений в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья становится социальная адаптация в условиях инклюзивного образования, то есть в общеобразовательных учреждениях.
Под социальной адаптацией подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социальная адаптация предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях в рамках и вне рамок учебной деятельности.
Особо важное значение имеет социальная адаптация в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретические основы социальной адаптации школьников с ОВЗ
Социальную адаптацию понимают как процесс приспособления человека к новым условиям социальной среды. На сегодняшний день существуют несколько теоретических моделей, объясняющих механизмы процесса адаптации. Наиболее распространенными являются: а) гомеостатическая модель, основывающаяся на идее поддержания динамического равновесия между потребностями организма и внешней среды; б) субъектная модель, основывающаяся на идее активного субъекта, способного изменять окружающую среду и меняться самому в процессе удовлетворения собственных потребностей.
Первая модель объясняет адаптацию как процесс подстройки личности к новым условиям окружающей среды. Центральным моментом этой модели являются требования и вызовы окружающей среды к личности человека и способность адекватно на них реагировать. При этом главным психическим процессом, «отвечающим» за адекватное распознавание внешних требований и подбор адекватных реакций, является интеллект. Основной проблемой личности, которая рассматривается в рамках данной модели, являются конфликтные отношения между «адекватным» интеллектуальным реагированием и «неадекватным» эмоциональным. Таким образом, собственные потребности и мотивы личности, с точки зрения этого подхода, чаще всего мешают беспристрастно рассматривать вызовы и угрозы среды и являются фактором, который препятствует хорошей адаптации личности в обществе.
Во второй модели, напротив, центральное значение приобретает собственная активность личности, а значит, ее источник – потребности и мотивы. В этом случае факторами успешности адаптационного процесса являются, с одной стороны, характеристика действий субъекта (его тактика и стратегия), а также особенности окружающей социальной среды, которую можно охарактеризовать по шкале от доброжелательной (принимающей), до враждебной (отвергающей).
Современные исследования, выполненные в рамках субъектно-деятельностной методологии, ориентируют нас к принятию второй модели. Это означает, что отправным пунктом исследования должны служить потребности личности и способы их реализации. Именно они определяют направления поведения человека и характер его взаимодействия с объектами предметной и социальной среды.
Каждый новый уровень потребностей порождает новые ведущие мотивы личности, подчиняющие низшие уровни потребностей. Однако этого может и не произойти в случае депривации каких-то потребностей личности, то есть при отсутствии адекватных способов или возможностей их удовлетворения. Тогда может произойти переоценка значимости депривированных потребностей. Они становится главными в структуре мотивации личности, подчиняя все остальные социальные потребности. Особое беспокойство вызывают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своего дефекта уже воспитываются в сложных социальных условиях. Нередко они испытывают на себе неприятие своих родных и близких. Ситуация усугубляется, если характер патологии непосредственно затрудняет процесс удовлетворения потребностей, снижая тем самым адаптационные возможности личности. Например, при речевых и слуховых нарушениях снижается способность к общению (второй уровень). При нарушении зрения затрудняется ориентировка в окружающей среде, что в свою очередь создает трудности при проявлении деятельностной активности (третий уровень). При нарушениях опорно-двигательного аппарата снижается способность к реализации ролевого поведения (третий и четвертый уровни). При интеллектуальных нарушениях снижается способность к интерпретации знаковых и символических взаимодействий, и как следствие, выбору адекватной адаптационной стратегии (пятый уровень). Таким образом, характер патологии также во многом определяет направление коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психофизиологические особенности детей с ОВЗ
Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом.
В исследованиях состояния психомоторики прежде всего указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
- нарушения активности;
- трудности переключения, координации и автоматизации движений;
- наличие синкинезий;
- выраженная быстрая истощаемость.
Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом:
- низкая активность и целенаправленность;
- замедленная скорость;
- сниженные объем, точность и прочность запоминаемого.
Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования.
Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории.
К ним относятся:
низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
недостаточность организованности и целенаправленности;
выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
большое количество ошибок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
технологии организации комплексного сопровождения (проектирования коррекционно-развивающей работы)
Цель программы коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Согласно Стандарта, программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;
- возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
организационно-педагогические условия комплексного сопровождения
детей с ОВЗ
В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. При этом форма сопровождения и его структурно-функциональная модель вариативны и определяются администрацией и педагогическими работниками ОУ самостоятельно, исходя из контингента лиц с ОВЗ, материально-технических, кадровых и иных ресурсов учреждения.
Результативность такой деятельности напрямую определяется четким соблюдением следующих условий:
соблюдение правил реализации комплексного сопровождения, включающего медико-психолого-диагностический, аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения образования лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальное развитие;
нацеленность работы всего педагогического коллектива на создание условий, обеспечивающих не только учебную, но и социальную, личностную успешность всех обучающихся, в том числе и лиц ОВЗ и их социальную интеграцию;
наличие у специалистов образовательного учреждения и педагогических работников положительной устойчивой мотивации к решению задач комплексного сопровождения;
вовлечение в процесс сопровождения всех заинтересованных субъектов (семья, педагогический коллектив, общественные организации и др.), организация их взаимодействия.
В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считается комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ОУ.
Процесс сопровождения включает в себя:
разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность службы сопровождения: приказ руководителя ОУ о создании службы сопровождения, о создании школьного ПМПк, положение о ПМПк, должностные инструкции специалистов, включенных в его деятельность и др.
разработку «Программы коррекционной работы» и «Программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ»;
разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития.
Служба сопровождения – это команда специалистов: педагог - психолог, учитель- логопед, социальный педагог, медицинские работники и учитель- дефектолог, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь основным принципом своей работы: «Для детей и с детьми».
С момента поступления ребенка в школу специалисты службы сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации.
Процесс индивидуального сопровождения проходит несколько этапов: можно описать через последовательную реализацию следующих этапов:
Диагностика. Сбор первичной информации, обозначение проблемы.
Проектирование коррекционно – развивающих задач (составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы).
Функционирование коррекционно- развивающей среды (реализация программы и анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий).
Мониторинг развития ученика (рубежная диагностика с целью фиксации изменений в развитии личности ребенка).
Только благодаря совместной деятельности всех школьных служб достигаются положительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.
Заключение
Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования « должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся с ОВЗ, в силу своих особенностей в развитии, нуждаются в особых формах педагогического воздействия.
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе.
Школы была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения детей не зависимо от уровня их интеллектуального развития. Грамотная организация инклюзивного образования детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача. Но мы должны создать подходящие условия для их обучения, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них.
Список использованных источников и литературы
а) основная литература:
Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под
ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.
б) дополнительная литература:
2. Бгажнокова, И. М. Общее и специальное образование: пути к
взаимодействию и интеграции / И.М. Бгажнокова. – (Образовательная политика) //
Вопросы образования. – 2006. – № 2. – С. 30-38.
3. Гончарова, Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными
потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии /
Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние,
перспективы развития: тематическое приложение к журналу «Вестник
образования». – 2003. – № 3. – С. 72-82.
4. Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст]:
материалы международной научно-практической конференции / Моск. гор.
психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В. Алехина и др.. – М.: МГППУ, 2011.
5. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования.
[Электронный ресурс]. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному
образованию. [Электронный ресурс]. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
7. Концепция федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Малофеев Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению
интегрированного обучения в условиях специальных образовательных
учреждений [Текст]: Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. – М.: Российская
академия образования, 2006.
9. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс].
– [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
10. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология
[Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е
изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.
11. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
12. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Адрес ссылки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» [Электронный ресурс]:
Президент России. – Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
от 29.12.2012 № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской
Газеты» // 31 декабря 2013 г. – Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15