Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству ДПИ


Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
к реализации МС, протокол № ___ _________________ директор МКУ ДО «ЦРТДиЮ
от «_____» _________ 20 ____ г зам. директора по УВР имени Г.И.Замаратского»
руководитель МС ___________ Н.Г. Кравченко ____________ Е. С. Калениченко Павлютенкова Л.П. приказ № ____ от «____» _____ 20___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности
«Декоративно-прикладное искусство»
детского объединения
«Юные художники»
на 2016 – 2017 учебный год
Возраст обучающихся - 10-15 лет
Срок реализации программы – 2 года
Программу разработала
Романова О.А.
педагог дополнительного образования МКУ ДО «ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского»

г. Железногорск - Илимский
2016 год
Пояснительная записка
- Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное искусство» - общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное искусство» составлена с использованием базовых теоретических основ программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд.1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.
Программа составлена в соответствии с нормами, установленными законодательной базой (нормативно-правовая база, на основе которой была разработана программа, приведена в «Положении о дополнительной общеобразовательной программе Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»») и на основе имеющихся знаний, умений и навыков педагогов Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского», их личностного опыта работы с учащимися по освоению дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности.
- Актуальность программы
Видеть красоту предметов декоративно -  прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?
    В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.Декоративно-прикладное искусство (лат.-украшать) - вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.
Декоративно-прикладное искусство создаёт среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека.
- Отличительные особенности программы
Данная программа по декоративно - прикладному искусству построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов.
Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа позволяет обучать детей, создавать полезные художественные изделия, с учётом требований современного дизайна, эстетики.
Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, формирование эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Основным системообразующим компонентом данной программы выступает народное творчество. Содержание программы, раскрывая понятие красоты, национального своеобразия предметного мира, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. В процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др. Дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий, а так же приобретают навыки исследовательской деятельности. Опыт работы и общения в коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств. Дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое. Программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия.
- Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 10 до 15 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения (постоянный).
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки.
- Объем и сроки освоения программы
Год обучения Количество учебных часов в год
1 год обучения 64
2 год обучения 68
Итого 132
- Форма обучения - очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).
- Особенности организации образовательного процесса

Прием на обучение проводится на основании заявления родителей (законных представителей ребенка).
Группы комплектуется из состава обучающихся одного возраста, являющихся основным составом художественной студии. Состав группы постоянный.
Данная общеобразовательная программа состоит из двух частей: «Народное художественное творчество» и «Современное декоративно-прикладное искусство». Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью, индивидуальных результатов обучения.
Организация образовательного процесса направлена на здоровьесбережение учащихся. Проводятся беседы о здоровом образе жизни, физкультминутки, музыкальные паузы, используется эмоциональная разрядка.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся осуществляется посредством инструктажа по технике безопасности, периодичность которого отражается в журнале по ТБ.При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным: беседы, приглашения на выставки детских работ и мероприятия, привлечение по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.). Необходимо осуществление связи родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).
- Режим занятий
Группы комплектуется из состава обучающихся 1, 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность 1 учебного часа равна 45мин. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы  - 10-15 человек.

Цель программы  – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной культуре через овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере – сформировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – развить способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – сформировать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
Развить умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Сформировать желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Сформировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные:
В познавательной сфере – развить понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей и их отличительные особенности.
В ценностно-эстетической сфере – сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – развить способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – развить умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Содержание программы
Программа задумана как органическая часть всей системы художественного образования и эстетического воспитания на материале народного искусства.
Основные принципы
Поскольку деятельность объединения направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс основывается на концептуальных принципах:
- принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями;
— принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом;
— принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский);
— принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
— принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты;
— принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов;
— принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.
В программу включены следующие разделы:
1.Основы декоративной композиции
2.Основы русского народного ДПИ
3.Народные художественные промыслы
4.Современное декоративно-прикладное искусство
Виды деятельности:
Роспись красками
Лепка из глины
Работа с тканью и нитью
Работа с природным материалом
Изготовление папье-маше
Изготовление традиционных сувениров
Творческий проект
Выставки, экскурсии, праздники.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
№ Тема Количество часов
теория практика всего
Раздел 1. Основы декоративной композиции 1 Вводная беседа о ДПИ. Первичная диагностика. Виды орнамента. «Букет из осенних листьев». Панно 1 1 2
2 Орнамент в полосе. 0,5 1,5 2
3 Орнамент в квадрате. 0,5 1,5 2
4 Орнамент в круге. 0,5 1,5 2
5 Орнаментальная композиция 0,5 1,5 2
Раздел 2. Основы русского народного ДПИ 1 Древние образы в народном искусстве 1 1 2
2 Русская изба 0,5 1,5 2
3 Внутренний мир русской избы 0,5 1,5 2
4 Предметы народного быта. Русские прялки. 0,5 1,5 2
5 Мезенская роспись 1 3 4
6 Народный праздничный костюм 1 3 4
Раздел 3. Народные художественные промыслы 1 Народная глиняная игрушка. Каргопольская, филимоновская и дымковская глиняная игрушка 1,5 4,5 6
2 Народная игрушка из дерева - матрёшка. 1 3 4
3 Гжельская керамика «Цветы на фарфоре» 1 3 4
4 Искусство Городца «Городецкие бутоны» 1 3 4
5 Хохломская роспись «Золотая Хохлома» 1 3 4
6 Роспись по металлу. «Жостовские букеты». 1 3 4
7 Лаковая миниатюра. Палех 1 3 4
8 Итоговая диагностика 1 1
8 Творческий проект 0,5 5,5 6
9 Анализ работы за год. «Мир красоты» 1 6
ИТОГО 64ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводная беседа. Основы современного дизайна. Первичная диагностика. 2 2
2 Роспись по стеклу 0,5 1,5 2
3 Интерьерные деревца из природных материалов 1 7 8
4 Урало-сибирская роспись 2 10 12
5 Папье-маше «Венецианская маска» 1 7 8
6 Декупаж1 7 8
7 Народная обрядовая кукла 1 7 8
8 Расписные традиционные сувениры 1 7 8
9 Итоговая диагностика 1 1
10 Творческий проект 1 9 10
11 Анализ работы за год «Мир красоты» 1 1
ИТОГО 68ч
Тематический план занятий
1 год обучения
№ Тема занятия Цели и задачи Часы Результаты занятия
Раздел 1. Основы декоративной композиции
1 Вводная беседа о ДПИ. Первичная диагностика. (приложение № 4,5) Виды орнамента.
«Букет из осенних листьев». Панно Сформировать общее понятие об орнаменте, его видах 2 Умение детей составлять орнамент из простых шаблонных форм. Знать технику безопасности на рабочем месте.
2 Орнамент в полосе.
Русская вышивка. «Рушники» Познакомить с правилами построения орнамента в полосе 2 Знать особенности русской вышивки, научиться составлять орнамент в полосе, выполнить эскиз вышитого полотенца
3 Орнамент в квадрате. «Салфетка» Познакомить с правилами построения орнамента в квадрате 2 Умение соблюдать элементарные правила работы с худ. материалами и принадлежностями; ориентироваться на поверхности листа
4 Орнамент в круге. «Тарелочка» Познакомить с правилами построения орнамента в круге 2 Составить композиции орнамента в круглой форме, уметь компоновать крупное и мелкое изображение на листе.
5 Орнаментальная композиция. «Цветущее дерево» Уметь применять полученные знания для декоративного оформления изделия 2 Роспись деревянной заготовки разделочной доски
Раздел 2. Основы русского народного ДПИ
1 Древние образы в народном искусстве. «Чаша» Познакомить со славянской орнаментальной символикой 2 Придумать свою форму чаши и украсить ее знаками-символами
2 Русская изба Познакомить с классической схемой декоративного убранства русской избы, единством ее конструкции и декора 2 Знакомство с новыми понятиями, выполнение эскиза выбранной детали дома
3 Внутренний мир русской избы Познакомить с интерьером русской избы, его значением 2 Выполнение эскиза интерьера русской избы, передача кладки бревенчатого сруба
4 Предметы народного быта. Русские прялки. Северодвинская прялка. Учить понимать органическое единство функционального и эстетического значения вещи в крестьянском быту; конструкцию, символику орнамента на прялке. 2 Выполнение эскиза прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике
5 Мезенская роспись Расширить представления об истории возникновения росписи, ее характерных элементах.
Формирование художественного вкуса, развитие цветоощущения, навыков росписи 4 Научиться изображать элементы мезенской росписи в определенной последовательности, формирование умения составлять из них композицию
6 Народный праздничный костюм Познакомить с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде 4 Выполнение эскиза костюма в выбранной технике (рисунок красками, аппликация из кусочков ткани) с передачей колорита
Раздел 3. Народные художественные промыслы
1 Народная глиняная игрушка. Каргопольская, филимоновская и дымковская глиняная игрушка Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях и росписи, закрепить сведения технологии изготовления глиняной игрушки; воспроизведение элементов росписи 6 Представление о народной игрушке как части культуры русского народа. Отразить в эскизе характерные особенности дымковской, каргопольской, филимоновской росписи
2 Народная игрушка из дерева - матрёшка Закрепить знания о народной игрушке из дерева; умение распознавать по внешнему виду название игрушки (семёновская, загорская, полхов- майданская) 4 Закрепить навыки росписи на эскизе. Самостоятельное решение вопросов композиции (орнамент в круге, в квадрате).
3 Гжельская керамика
«Цветы на фарфоре» Познакомить с Гжельской керамикой, разнообразием ее форм, особенностью росписи. Формировать представление о производстве фарфора 4 Освоение искусствоведческих знаний, закрепление навыков росписи, умение составлять композицию, работать на палитре, закрепить элементы росписи на эскизе.
4 Искусство Городца. «Городецкие бутоны»
Учить изображать характерные элементы Городецкой росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия. 4 Самостоятельное составление узора по мотивам Городецкой росписи на новых по форме изделиях-шаблонах
5 Хохломская роспись «Золотая Хохлома» Закрепить знания и навыки хохломской росписи, ее элементах, композиции и цветосочетании. Учить новой композиции узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; учить рисовать узоры на разных фонах. 4 Освоение новых элементов росписи; самостоятельное изображение элементов росписи на разных фонах; самостоятельный подбор цветовой гаммы для росписи; знакомство с новыми терминами
6 Роспись по металлу «Жостовские букеты» Дать сведенья о декоративно-тематической композиции (плоскостность, подчинение законам симметрии, организовать связь с формой) на примере росписи подноса; научить использовать цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка 4 Освоение искусствоведческих знаний, закрепление навыков росписи; умение составлять композицию; пользоваться основными цветами и оттенками, работать на палитре
7 Лаковая миниатюра. Палех Формирование представлений об изделиях русского народного творчества; знакомство с сюжетами палехской росписи 4 Знакомство с новой терминологией; совершенствование навыков росписи.
Самостоятельный выбор сюжета и роспись «крышки» шкатулки
8 Итоговая диагностика (приложение № 1, 2,6,7 )Определения уровня освоения программы 1 9 Творческий проект 1.Научить вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческого проекта. Познакомить с этапами выполнения творческого проекта. Выбор темы, материала. 2.Эскиз росписи изделия. 3.Роспись заготовки изделия. 4. Защита проекта. Развивать познавательную активность, навыки публичного выступления 6 Творческая работа: роспись изделия и защита проекта (реферат, презентация и др.)
10 Анализ работы за год «Мир красоты» Подведение итогов года 1 Осознание ценности, значимости и красоты творчества.
ВСЕГО 64ч Тематический план занятий
2 год обучения
№ Тема занятия Цели и задачи Часы Результаты занятия
1 Вводная беседа. Основы современного дизайна. Первичная диагностика. (приложение №4,5) . Дать первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Инструктаж по технике безопасности.
2 Знакомство с профессией дизайнера. Эскиз проекта комнаты.
Развитие художественного вкуса, воображения, ассоциативно-образного мышления.
2 Роспись по стеклу Познакомить с историей росписи по стеклу. Инструменты и приспособления. Знакомство с техникой росписи.
2 Знание истории и техники росписи по стеклу.
Роспись стеклянной бутылки. Развитие художественного вкуса, воображения.
3 Интерьерные деревца из природных материалов Познакомить с технологией изготовления деревца из природных материалов, с гармоничными пропорциями и сочетаемостью материалов. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа 8 Знание гармоничных пропорций и сочетаемости материалов, технологии изготовления деревца.
Интерьерные деревца из природных материалов. Выполнение творческого задания в материале. Развитие дизайнерских навыков.
4 Урало-сибирская роспись 1.Знакомство с историей урало-сибирской росписи.
2.Особенности отдельных мотивов росписи и их значение. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности.
3.Технология урало-сибирской росписи. Выполнение упражнений с графическими элементами росписи.
4.Выполнение упражнений с живописными элементами
5. Принципы построения орнаментальных композиции.
6.Практическая работа 12 1.Знание истории развития урало-сибирской росписи
2.Знание семантических особенностей отдельных мотивов росписи
3.Овладение умением выполнять графические элементы росписи
4.Овладение умением выполнять живописные элементы росписи
5.Разработка орнаментальных композиций. Применение ритма и симметрии, умение размещать элементы декоративной композиции в зависимости от формы
6.Выполнение творческого задания в материале. Развитие коммуникативных умений, художественного вкуса.
5 Папье-маше «Венецианская маска» 1.Познакомить с историей возникновения маскарада, разновидностями масок и их роли. Знакомство с материалами и технологией изготовления масок. Инструктаж по технике безопасности. 2.Изготовление пластилинового слепка маски и работа с бумагой 3. Изготовление папье-маше
4. Роспись и украшение маски декоративными элементами 8 Групповая творческая работа - венецианская маска из папье-маше. Развитие дизайнерских навыков.
6 Декупаж 1. Знакомство с техникой декорирования – декупаж. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. 2.Выполнение работы в технике прямого декупажа.
3. Знакомство с техникой обратный декупаж. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. 4. Выполнение работы в технике обратного декупажа. 8 Работы в технике прямого и обратного декупажа.
Развитие художественного вкуса, воображения, ассоциативно-образного мышления.
7 Народная обрядовая кукла 1. Знакомство с историей и принципами создания народной обрядовой куклы, материалами и инструментами. Инструктаж по технике безопасности 2. Познакомить с технологией создания куколки Подорожницы 3. Познакомить с технологией создания куколки Кормилки 4. Познакомить с технологией создания куколки на здоровье 8 Знание принципов создания обрядовой куклы. Развитие художественного вкуса, воображения, ассоциативно-образного мышления. Обрядовые куколки из ткани и ниток.
8 Расписные традиционные сувениры Дать понятие о традиционных сувенирах. Формирование умения применять знания на практике. 8 Роспись пасхального яйца, деревянного сундучка, расчески и др.
Итоговая диагностика
(приложение№1,3,6,7) Определения уровня освоения программы 1 10 Творческий проект 1.Познакомить с этапами выполнения творческого проекта. Выбор темы, материала 2. Сбор и систематизация материала 3.Эскиз изделия. 4.Изготовление изделия. 5.Защита проекта(реферат, презентация и др.). Развивать познавательную активность, навыки публичного выступления. Формировать умение вести исследовательскую деятельность. 10 Творческая работа: изготовление изделия и защита проекта.
11 Анализ работы за год «Мир красоты» 1 Осознание ценности, значимости и красоты творчества
ИТОГО 68ч - Планируемые результаты
В итоге освоения программы учащиеся должны:
приобрести знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
сформировать представление  о месте  и роли  декоративно - прикладного  искусства в жизни человека;
познакомиться с видами декоративно - прикладного искусства;
расширить знания в области композиции, формообразовании, цветоведения;
приобрести знания о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;
приобрести знания о росписи и ее отличительных особенностях; об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных  промыслов;
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
расширить знания о русской национальной одежде,  народной вышивке;
уметь работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
лепить на основе традиционных  приемов, применять разные формы лепки;
расширить представление о современном декоративно-прикладном искусстве, об основах дизайна;
овладеть технологией росписи на стекле, объемным конструированием из бумаги (папье-маше), технологией изготовления народной куклы;
 познакомиться с техникой декорирования - декупаж; технологией изготовления сувениров;
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;
вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов;
-Компетенции и личностны качества, которые могут быть сформированы у обучающихсяЛичностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – сформированность эмоционально-ценностного отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознанность своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – развитость способностей к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – сформированность навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
Развитость умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Сформированность желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Сформированность мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Сформированность способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – развитость понимания значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды росписей и их отличительные особенности.
В ценностно-эстетической сфере – сформированность умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – развитость способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умения обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – развитость умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения Продолжительность занятия Количество занятий в неделю Количество учебных недель Количество часов в год
1 2 часа 1 32 64
2 2 часа 1 34 68
Всего часов по программе: 132
Продолжительность каникул:
2016г - 2017 г 2017г -2018г
Осень - 29.10.16 г– 06.11.16г Зима – 28.12.16г - 08.01.17г Весна – 25.03.17г – 02.04.17г для 1 класса – 15.02.17г – 21.02.17г Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение занятий
Для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается расположение студии в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий. Столы и стулья соответствуют росту обучающихся. На настенной магнитной доске мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраиваются кратковременные выставки работ.
- Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.
- Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, образование высшее, I кв. категория.
Формы аттестации
- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения.
Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД.
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
В конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень овладение навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанников по образовательной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Для мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе рекомендовано использовать методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н., которые предлагают воспользоваться двумя таблицами (Приложение№ 1).
Они позволяют представить:
набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;
определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям
 Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся выступает сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в художественно-эстетическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Методические материалы
-Особенности организации образовательного процесса – процесс организации образовательного процесса очный.
-Методы обучения
При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.
-Формы организации образовательного процесса: групповые занятия, совместная работа ребенка с педагогом, а также самостоятельная творческая деятельности детей.
-Формы организации учебного занятия: беседа, лекция, выставка, мастер-класс, практическое занятие, творческая мастерская, защита проектов.Педагогические технологии:
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Применение данной технологии, помогает ребенку в расширении кругозора, развитии познавательной деятельности, в формировании и развитии общеучебных определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.
Информационно- коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
-Алгоритм учебного занятия
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
-Дидактические материалы
- методические пособия «Виды Хохломской росписи», «Виды Городецкой росписи», «Цветовой круг», «Светлота и насыщенность», «Поэтапное выполнение цветов и листьев Городецкой росписи», «Поэтапное выполнение Хохломской росписи («под ягодку», «под листок»)», «Виды художественной росписи матрешек» и др.
-образцы изделий народных промыслов
Полученные знания и умения на данном этапе жизни дети могут применить для украшения своего дома, одежды, для изготовления подарка друзьям и близким, а в будущем, при выборе профессии – педагога дополнительного образования, учителя технологии и изобразительного творчества, модельера, дизайнера.
Наглядные пособия: иллюстрации изделий русских народных промыслов, изделия русских мастеров (глиняные игрушки, матрешки, расписные ложки, посуда мастеров Хохломы, изделия с городецкой росписью и т.д.). Для росписи по дереву нужны: бумага для рисования, кисти круглые беличьи разных размеров, гуашь, крахмал, лак ПФ 283, деревянные заготовки, наждачная бумага, банки для воды. Для изготовления кукол – ткань (хлопок, лен, шерсть), нитки полушерстяные, мулине, тесьма, цветные ленты, вата, ножницы. Для декупажа - салфетки, акриловые краски, клей ПВА, деревянные заготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство: Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 класса.- М.: «Просвещение», 2013 год.
Величко Н.К. «Русская роспись: Энциклопедия».- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016 год.
Юсель С.- М.: ООО «ТД «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 год.
Горяева Н.И., Островская О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса. - М: Просвещение, 2013 год.
Горячева И.А. «Топиарии: простые модели». - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2015 год.
Орлова Е.А. «Декупаж». –М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015 год.
Денисова Т. «Народные куклы - обереги».-Санкт-Петербург: ООО «Питер Пресс», 2016 год.
Интернет – ресурсы
Необходимость использования Интернет-ресурсов при составлении списка литературы для организации образовательного процесса обусловлена невозможностью использования только имеющейся у педагога литературы по ряду причин, главная из которых отсутствие литературы современного года издания предусмотренного требованиями.
1. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
Информационный портал системы дополнительного образования детей содержит материалы по следующим разделам: нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская, образовательные программы, профессиональные объединения.
3. Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
В разделе «Дополнительное образование» каталога представлены в онлайновом режиме различные викторины, кроссворды, филворды.
4. Педсовет
http://pedsovet.org/m/
Ресурс выходит под патронажем Фонда поддержки российского учительства. Содержит большое количество материалов по различным дисциплинам, в том числе по искусству, хореографии, театру, спорту, туризму, экологии, шахматам.
5. Внешкольник. РФ
http://dop-obrazovanie.com/
Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. Представлена законодательная база, публикации материалов по Дополнительному образованию, новейшие методики и разработки, каталог учреждений дополнительного образования и многое другое.
6. Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/
Здесь педагоги могут создавать свои мини-сайты, вести блоги и сообщества, обмениваться опытом, найти различные материалы: сценарии мероприятий, презентации, сборники.
7. Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/
Сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт. Содержит разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе.
http://masterica.maxiwebsite.ru/http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.htmlhttp://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc
https://infourok.ru/avtorskaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-502594.html
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Рабочие тетради для уроков изобразительного искусства, раскраски: «Народные костюмы», «Матрешки» и т.
Приложение №1
Мониторинг результатов обучения обучающегося
по дополнительной общеобразовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности Оцениваемого качества Возможное кол-во баллов Методы диагностики
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1.Теоретические знания(по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1
5
10 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
2.Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) 1
5
10 Собеседование
II.Практическая подготовка ребенка:
1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). 1
5
10 Контрольные задания
2.Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 1
5
10 Контрольные задания
3.Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 1
5
10 Контрольные задания
III.Общеучебные умения и навыки ребенка:
1. Учебно-интеллектуальные умения:
Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и анализе литературы минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Умение пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Самостоятельность в учебно-исследовательской работе минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 2. Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (воспринимает информации, с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) Умение выступать перед аудиторией Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации минимальный уровень умений (…)средний уровень (…)максимальный уровень (…) Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств минимальный уровень умений (…)средний уровень (…)максимальный уровень (…)3. Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой минимальный уровень умений (…)средний уровень (…)максимальный уровень (…)Наблюдение
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям минимальный уровень умений (…)средний уровень (…)максимальный уровень (…) Умение аккуратно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе Удовл .- хорошо - отлично Наблюдение
Приложение №2
Определение уровня теоретической подготовки (тестирование)
1 года обучения.
Контрольные вопросы.
Как художники называют цвета, приближенные к цвету огня?
а) теплые, б) холодные, в) горячие
Какие цвета относятся к ахроматическим?
а) черный, б) красный, в) белый, г) серый
Когда зародился Хохломской промысел?
a) вторая половина XVII века
б) вторая половина XVIII века
в) первая половина XVII века
4. Кто выточил первую русскую матрешку?
а) М. Смирнов, б) В. Звездочкин 5.Какая основная цветовая палитра Хохломской росписи?
а) красный, синий, золотой
б) красный, зеленый, белый
в) красный, золотой, черный
6. Откуда пошло название матрешки?
a) от имени Мария, б) от имени Матрена
7. Какие этапы соответствуют Городецкой росписи?
a) подмалевок, тенежка, разживкаб) подмалевок, разбел, чертежкав) тенежка, бликовка, разживка 8. Какие есть виды композиций Городецкой росписи?
а) «цветочная роспись»
б) «цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»»
в) сюжетная роспись
9. В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская б) Городецкая в) Гжель
Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл).
1- а; 2 – а, в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7-а; 8-а; 9-в
Результативность:
Менее 5 баллов – низкий уровень;
От 6 до 7 – средний уровень;
От 8 до 9 - высокий уровень.
Приложение №3
Определение уровня теоретической подготовки (тестирование)
2 года обучения.
Контрольные вопросы
1. Что такое эскиз?
а) рисунок будущей игрушки, б) нарисованный контур деталей на бумаге
2. Какие виды русских народных кукол вы знаете?
а) игровые, б) обрядовые, в) куклы-обереги
3. Почему кукле не рисовали лицо?
а) чтоб в нее не вселялся злой дух, б) т.к. не умели красиво рисовать
4. Какую куклу давали в руки ребенку в качестве массажера?
а) куклу Пеленашку, б) куклу Закрутку
5.Что расписывали на Урале помимо домашней утвари?
а) только наличники окон, б) только наличники и ворота, в) внутреннюю часть избы
6. Когда появился обычай расписывать избу?
а) в конце 18 века, б) в начале 19 века, в) в середине 19 века
7. Какие краски используют для выполнения уральской росписи по дереву?
а) только масляные, б) масляные и темперные, в) только темперные
8. В какой последовательности выполняется уральская роспись?
а) подмалевок, тенёжка, разбел, бликовка, чертёжкаб) подмалёвок, тенёжка, разживкав) подмалёвок, разбел, приписка
9.Чем декорируют изделия в декупаже?
а) газетой, б) салфетками, в) шпагатом
10. Дизайн-это искусство…?
а) создания зданий и сами здания, б) создания облика вещей, их формы
Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл).
1 - а; 2 –а, б, в; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6 – в;7 – а; 8 – в; 9-б ;10- б.
Результативность:
Менее 6 баллов – низкий уровень;
От 7 до 8 – средний уровень;
От 9 до 10 высокий уровень.
Приложение №4
Методы для определения самоотношения личности
Тест «Автопортрет»
Данный тест в интерпретации Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной может быть использован в данном варианте, начиная с младшего школьного возраста. Данный тест позволяет выявить представления человека о себе, своей внешности, личности, отношениях. Дайте ребенку карандаш и один лист белой бумаги. Скажите ему: «Нарисуйте свой портрет». Проанализируйте полученный рисунок, используя следующие комментарии.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок явно имеет художественные способности. Этот тест очень показателен для выявления будущих художников. На таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетаются с большой выразительностью изображения.
СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Лицо в профиль или анфас прорисовывается схемой. Такое изображение характеризуется интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению поступающей информации.
РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Рисунок насыщен тщательными подробностями. Прорисовано лицо, волосы, одежда и т.п. Это характеризует педантичного человека, склонного к детализации. Это мыслительный аналитик.
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют художественные личности. Они обладают развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора.
Приложение №5
Методы для определения творческих способностей
Тест «Неоконченный рисунок» П. ТорренсаТест исследует фантазию и образное мышление. Предлагается для младших школьников и подростков. Он может быть использован также как развивающее упражнение для указанных функций.
Занятие проводится поэтапно. Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. На втором этапе ребенку предлагается изображение (частичное) собачки. Необходимо последовательно дорисовывать образ собачки, так, чтобы каждый раз это была разная собачка. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Посчитайте, сколько кружков превратил в новые образы ребенок (1 балл), сколько нарисовал разных собачек (1 балл). Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка.
Результативность:
От 0 до 4 баллов – низкий уровень;
От 5 до 8 – средний уровень;
От 9 до 12- высокий уровень.

Приложение №6
Методы для определения положения личности в коллективе
Методика «Атмосфера в группе»
Для младших школьников и подростков. Замерить психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки задающие дистанцию между парами, кодируются по пятибалльной шкале слева направо по схеме:
5 4 3 2 1.Чем выше суммарный балл, тем выше уровень психологической удовлетворённости отношениями в группе.
Результативность:
От 0 до 30 баллов– низкий уровень;
От 30 до 40 – средний уровень;
От 40 до 50- высокий уровень.
Дружелюбие - - - - - Враждебность
Согласие - - - - - Несогласие
Удовлетворённость - - - - - Неудовлетворённость
Увлечённость - - - - - Равнодушие
Продуктивность - - - - - Непродуктивность
Теплота - - - - - Холодность
Сотрудничество - - - - - Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка - - - - - Недоброжелательность
Занимательность - - - - - Скука
Успешность - - - - - НеуспешностьМетодика цветописи Лутошкина Л. Н.
Для младших школьников и подростков. Определение уровня эмоциональной удовлетворённости отношениями в коллективе. Детям предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. д.
При этом используются следующие цвета: красный – восторженное настроение, оранжевый – радостное (высокий уровень); жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, уравновешенное (средний уровень); фиолетовый – тревожное, напряжённое, чёрный – уныние, полное разочарование (низкий уровень).Приложение №7
Методы для определения нравственных, гражданско – патриотических,
волевых качеств личности
Методика для определения уровня нравственной воспитанности учащихся
Пословицы Методика разработана С.М. Петровой.
Для детей от 10 лет и старше. Определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.
Учащимся предлагается бланк с тридцатью пословицами каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («А», «Б») и выбрать ту из них, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
1. А. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Б. Стыд не дым, глаза не выест.
2. А. Не хлебом единым жив человек.
Б. Живется, у кого денежка ведется.
3. А. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.
Б. Где счастье плодится, там и зависть родится.
4. А. Бояться несчастья и счастья не видать.
Б. Людское счастье, что вода в бредне.
5. А. Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
Б. Береженого Бог бережет.
6. А. Всяк сам своего счастья кузнец.
Б. Бьется как рыба об лед.
7. А. Добрая слава лучше богатства.
Б. Уши выше лба не растут.
8. А. Мир не без добрых людей.
Б. На наш век дураков хватит.
9. А. Что в людях живет, то и нас не минет.
Б. Живу, как живется, а не как люди хотят.
10. А. Всякий за себя отвечает.
Б. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
11. А. Сам пропадай, а товарища выручай.
Б. Делай людям добро, да себе без беды.
12. А. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Б. На обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода.
13. А. Учение – свет, неучение – тьма.
Б. Много будешь знать, скоро состаришься.
14. А. Без труда нет добра.
Б. От трудов праведных не наживешь палат каменных.
15. А. На что и законы писать, если их не исполнять.
Б. Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет.
Обработка данных. Методика содержат 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в пословицах и противоречащих друг другу по смыслу.
А – духовное отношение к жизни;
Б – бездуховное отношение к жизни.
А – незначимость материального благополучия в жизни;
Б– материально благополучная жизнь.
А. – счастливая, хорошая жизни;
Б– трудная, сложная жизнь.
А – оптимистическое отношение к жизни;
Б – пессимистическое отношение к жизни.
А – решительное отношение к жизни;
Б – осторожное отношение к жизни.
А– самоопределение в жизни;
Б – отсутствие самоопределения в жизни.
А– стремление к достижениям в жизни;
Б– отсутствие стремления к достижениям в жизни.
А – хорошее отношение к людям;
Б– плохое отношение к людям.
А – коллективистское отношение к людям;
Б – индивидуальное отношение к людям.
А – эгоцентричное отношение к людям;
Б – эгоистичное отношение к людям.
А – альтруистическое отношение к людям;
Б – паритетное отношение к людям.
А – значимость дружбы;
Б– незначимость дружбы.
А – значимость ученья;
Б – незначимость ученья.
А – значимость труда;
Б– незначимость труда.
А – значимость соблюдения законов;
Б – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается количество выборов по ответам «А»- 1 балл.
Большее количество выборов по ответам «А» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, людям, самим себе; по ответам «Б» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений. Уровень нравственной воспитанности определяется так: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «А», и меньше с «Б», тем он выше, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «А», больше с «Б», тем он ниже. Результативность:
От 0 до 5 баллов– низкий уровень;
От 6 до 10 – средний уровень;
От 11 до 15- высокий уровень