«ЦВЕТОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
«ЦВЕТОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Земцова Ирина Васильевна
БУ СО ВО "Череповецкий центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, "Навигатор"
г.Череповец, Вологодская область
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты. А педагог, работающий в детском доме, испытывают дополнительные стрессы, связанные со спецификой взаимоотношений «взрослый»- «ребенок».
Исследователи выделяют несколько факторов, которые определяют специфику взаимоотношений воспитателей и воспитанников в сиротских учреждениях. Воспитатель и воспитанник находятся в условиях общения с избыточной эмоциональной насыщенностью, и на их отношения влияет недоверие детей-сирот ко всем взрослым, связанное с их негативным прошлым опытом. Если ребенок находится в учреждениях с самого рождения, то частая смена воспитателей сформировала у него способность не углубляться в привязанности, и его чувства к воспитателю поверхностны. Если ребенок пришел в сиротское учреждение в более позднем возрасте, то он перегружен негативным опытом проживания в асоциальной семье. Усилия педагога в этом случае вынужденно смещаются в сторону перевоспитания. Взаимоотношения воспитанника и воспитателя осложняются преимущественной ориентацией последнего на поддержание порядка, предусмотренного режимом, и соблюдение дисциплины.
У педагогов, работающих в интернатных учреждениях, эмоциональное выгорание является одной из главных проблем, которая проявляется в потере интереса сначала к воспитанникам и работе, а потом и к личному кругу друзей и знакомых, даже к членам семьи. Причина этого - в несформированности у воспитателей способов профессионального общения, в силу чего у них возникают эмоциональные перегрузки. Эмоциональное выгорание возникает и от часто переживаемых стрессов. Одна из причин – неудовлетворенность результатами своей работы, несоответствие, по мнению самих педагогов, вложенных ими усилий получаемым результатам.
В работах Л. X. Пашиной, посвященных изучению эмоциональной сферы сотрудников детских домов, утверждается, что воспитатели этих учреждений «существенно отличаются от учителей общеобразовательной школы и студентов педагогического ВУЗа по показателям социальной эргичности и пластичности, а также эмоционального слуха и уверенности, характеру доминирующего эмоционального фона». С увеличением стажа работы деформация эмоциональной сферы педагога нарастает.
Г. В. Семья выделила те качества специалистов детских домов, которые способствуют профессиональной деформации их личности: высокая нормативность, доминантность, зависимость, подозрительность, обостренные чувствительность и тревожность, фрустрированность. Ею обнаружена также зависимость эмоционального выгорания от стажа работы (более 6 лет) и возраста педагога (старше 37 лет). В структуре эмоционального выгорания наиболее выражен симптом «редукции личностных нарушений», который характеризуется снижением компетентности и негативным отношением к себе как к личности. 2;4;7
Последнее диагностические обследование педагогов детского дома с целью выявления эмоционального выгорания 3 показало, что 40 % педагогов находятся в зоне риска формирования устойчивого профессионального «выгорания». Это педагоги, которые испытывают постоянный профессиональный стресс и в силу своих личностных качеств и особенности копинг-поведения не в состоянии справиться с ним самостоятельно, что приводит к эмоциональному истощению. Педагог вынужден постоянно заставлять себя делать те, или иные необходимые дела, а постоянный самоконтроль усиливает переутомление. Педагогам требуется квалифицированная помощь с целью снижения психо-эмоционального напряжения и преодоления профессионального стресса.
45% педагогов находятся в зоне потенциального возникновения устойчивого профессионального «выгорания». Это педагоги, которые уже испытывают профессиональный стресс, справляются с ним, но внутренние силы и энергетические запасы не всегда вовремя пополняются, что приводит к длинному «шлейфу» снижения работоспособности и возможного исчерпания энергетического запаса.
15% педагогов, испытывая профессиональный стресс, справляются с ним, используя продуктивные копинг-стратегии включая механизмы самостоятельной компенсации профессионального «выгорания».
Проблеме эмоционального выгорания педагогов в современной литературе уделяется много внимания. Разработан ряд научных концепций, теорий возникновения и протекания данного процесса. Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Данной проблематикой занимались такие ученые как: К.Маслач, С.Джексон, А.Пайнс, Б. Перлман и Е.А.Хартман, В.В. Бойко и многие другие. Существует множество различных способов и приемов работы с эмоциональным выгоранием педагогов. 5,8,10
В своей работе мы остановили внимание на цветотерапии - давно зарекомендовавшей себя как отличный метод работы с эмоциональным состоянием человека. Особенно эффективно влияет на эмоциональное состояние человека, сочетание цветотерапии с музыкальной терапией, ароматерапией или телесной терапией. Комплексное воздействие позволяет не только в короткие сроки справиться с конкретной проблемой, но и восполнит запас жизненный энергии.
Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Вся наша жизнь наполнена цветом. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать целителем.
В своей повседневной жизни мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях, например в одежде, в косметике, в выборе интерьера для дома. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. По тем цветам, которые выбирает человек, определяется его эмоциональное состояние.
Экспериментально доказано, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели. Обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом. В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи новорожденных. Хирурги в операционной одеты в тёмно- зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно- зелёный цвет помогает остановить кровотечение. Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.
Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определённые цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.1;5;9
За основу нашей программы цветового тренинга был взят "Цветовой игротренинг" Н.М.Погосовой, который мы использовали для коррекции эмоционально-волевой сферой детей-сирот имеющих ограниченные возможности здоровья, в течение четырех лет. Проанализировав эффективность проведенной работы, мы решили, применить эту, уже хорошо себя зарекомендовавшую, форму работы коррекции с эмоциональным состоянием, для коррекции и профилактики эмоционального "выгорания" педагогов нашего детского дома. Ведь терапия цветом давно с успехом применяется в лечении эмоциональных проблем. 6
Целью разработанной нами программы является профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов.
Основные задачи заключаются в следующем:
Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения
Обучение способам саморегуляции (отреагирование негативных эмоций, поиск дополнительных ресурсов стрессоустойчивости);
Снятие мышечного напряжения;
Улучшение эмоционального климата в коллективе, создание условий для открытого, доверительного общения;
Создание творческой атмосферы профессиональной деятельности, оказание поддержки в работе, активация творческого самовыражения педагога;
В программе цветового тренинга мы использовали следующие цвета: зеленый, желтый, оранжевый, красный, синий (голубой), коричневый, розовый, белый.
Почему именно они: так как мы решаем проблему профилактики эмоционального выгорания, то посчитали логичным не использовать депрессивные и «тяжелые» цвета, такие как черный, фиолетовый, серый и т.д. Мы дополнили наши занятия по цвету музыкальным сопровождением, соответствующим тематике каждого занятия. Так же мы задействовали вкусовые, обонятельные и осязательные рецепторы.
Программа состоит из цикла занятий (8 занятий). Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, с периодичностью один раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 до 1,5 часов.
Каждое занятие включает в себя:
Ритуал приветствия;
разминку;
погружение в цвет;
ощущение цвета;
Упражнение «вкус цвета» - дегустацию пищевых продуктов (фруктов, овощей и т.д.) определенного цвета;
Упражнение «запах цвета» - подбираем ароматические компоненты к каждому цвету;
релаксация;
самовыражение в цвете - творческое задание;
рефлексия;
ритуал прощания.
О результативности проводимой профилактической работы мы будем судить после проведения повторной диагностики, но уже сейчас мы имеем положительные отзывы от самих педагогов, видим с каким желанием и готовностью они посещают наши занятия, имеем данные экспресс диагностики эмоционального состояния педагогов, что позволяет нам говорить об эффективности разработанной нами программы цветового тренинга.
Список литературы:
Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: 2000.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.СПб., 1999.
Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с. – Гл. 7. – С.205-235.
Горовая В.И., Палиева Н.А. Трудная профессия. Журнал Детский дом № 33(4,2009).
Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».-СПб.: Речь, 2009.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь 2007.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
Радионов В.А. Прививка от стресса.- Ярославль: Академия развития, 2006.
Серов Н.В. Лечение цветом. СПб., 1997.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.