Формирование толерантного сознания по отношению к другим людям
СПБ ГУ « Центр Адмиралтейский»
по работе с подростками и молодежью»
ПРОГРАММА
ТРЕНИНГ
«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ»
Составитель программы:
Педагог – организатор
Психолог
Ананьева О.А.
Санкт- Петербург
2011г.
Цель тренинга: сформировать толерантное сознание по отношению к другим людям
Задачи:
объяснить подросткам, что такое толерантность и интолерантность;
развить компетенции: представление о сходстве людей и умение находить сходства в других людях;
предоставить знания о приветствиях в различных культурах;
сформировать компетентность: осознание стереотипности восприятия других людей;
развить компетенции проявлять толерантность к другим людям.
МОДУЛЬ №1
Знакомство с участниками группы и правилами тренинга.
Введение в тему «Что такое толерантность и интолерантность?»
Упражнение № 1 Знакомство
Цель: знакомство и запоминание имен всех участников игры
Процедура знакомства:
- психолог приветствует всех учащихся тренинговой группы и представляется им;
- знакомство с участниками группы проходит в игровой форме;
- знакомство с правилами работы в группе.
Продолжительность упражнения: 10 минут.
"Снежный ком"
Участники по кругу называют свои имена следующим образом:
1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.После того, как успешно прошла процедура знакомства с участниками, теперь можно перейти к процедуре знакомства участников с правилами работы в группе.
«Правила нашей группы»
Продолжительность: 5 минут
Доверительный стиль общения.Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
Общение по принципу "здесь и сейчас".Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.
Персонификация высказываний.Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня").
Искренность в общении.Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
Недопустимость непосредственных оценок человека.При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!".
Уважение говорящего.Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.
Активное участие в происходящем.Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.
Правило "СТОП".Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.
Дискуссия на тему что такое толерантность и интолерантность
Продолжительность 10-15 мин
Цель: Дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения о данных понятиях. Вести поправку в умозаключения и рассказать в конце дискуссии, какие бывают виды толерантности.
Мини – лекция
Продолжительность: 5-10мин
Толерантность - это проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран: они не хуже и не лучше других, они просто – другие.
Толерантность – взаимопонимание.
Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
Виды различий субъектов
Объект проявления толерантности / интолерантности (нетерпимость)
расовая
Лица другой расы
Национально-этническая
Лица, принадлежащие другой этнической группе и национальности
Языковая
Лица, использующие для общения другой язык
Социальная
Лица, принадлежащие другой социальной группе (рабочие, служащие, интеллигенция, бомж, мигранты и др.)
Профессиональная
Лица другой профессии
Политическая
Лица, принадлежащие различным партиям и политическим блокам
Конфессиональная
Лица, исповедующие другую религию
Имущественная
Лица, обладающие большим или меньшим благосостоянием
Гендерная
Лица противоположного пола
Возрастная
Лица другого возраста (проблемы молодого и старшего поколения)
Региональная
Лица, проживающие в других регионах (центр-периферия и др.)
Упражнение № 2 «Мы похожи»
Цель: закрепить представление о сходстве разных людей.
Продолжительность: 15-20мин
Описания упражнения:
Участники группы разбиваются на пары. Перед каждой парой стоит задача: найти сходства между собой. Например: цвет глаз, стиль одежды, традиции празднования дня рождения и. т. д.
В конце упражнения подвести итог, о том, что каждый из нас обладает общими чертами и сходством, не взирая на национальную принадлежность и образ жизни.
Упражнение № 3 «Приветствие»
Цель: познакомить детей с различными культурами и стереотипами.
Продолжительность: 10 мин
Участники получают карточки с рисунками - приветствиями
разных стран: сложить руки ( как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Упражнение № 4 «Интересные люди»
Цель: осознать стереотипность восприятия других людей
Продолжительность: 10-15 мин
Участникам группы раздать по одной фотографии. Каждая фотография должна быть в двух экземплярах.
Задание:
Что за человек изображен на этой фотографии?
Как его зовут?
Откуда он?
Сколько ему лет?
Где он работает?
Как живет? и т. д. (Придумать про него рассказ)
Итог: сравнить с рассказами других детей.
Обсудить задание.
Соответствует ли их предположение действительности?
Упражнение № 5 «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам. Сознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Продолжительность: 20 мин
Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Список использованной литературы:
1. Толерантность: путь к развитию. Учебное пособие / Автор составитель Е.И. Казакова. (2- изд) – СПБ.: Изд-во Ютас, 2008. 148с.
2. Учимся играть и дружить: Учебно – методическое пособие для детей и родителей / Под ред. Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 167 с.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615
503 Service Unavailable
Service Unavailable
The server is temporarily unable to service your
request due to maintenance downtime or capacity
problems. Please try again later.