«Организация внеурочной деятельности – основа формирования компетентной личности» (из опыта работы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов»
Модель по организации внеурочной деятельности
(из опыта работы)
«Организация внеурочной деятельности –
основа формирования компетентной личности»
Заместитель директора по
профессиональной подготовке и
внеурочной деятельности
Барканова Алла Владимировна
Лабытнанги
2010 год
Содержание
1.
Введение ......................
3
2.
Основная часть
4
2.1.
Постановка и обоснование проблемы проекта
4
2.2.
Цель и задачи
5
2.3.
Деятельность. Методы. Этапы
7
2.4.
Используемы и необходимые ресурсы
11
2.5.
Методы оценки
14
2.6.
Риски
17
2.7.
Бизнес – план проекта
18
3.
Заключение
19
4.
Приложения
Приложение 1..
20
Приложение 2 .
21
Приложение 3 .
22
Приложение 4 .
25
Приложение 5 .
26
Второе дыхание школы - жизнь после уроков
Введение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» (МОУ СОШУИП № 3) функционирует с 1977 года. Учреждение расположено в центре социокультурного пространства города Лабытнанги, где сконцентрированы учреждения дополнительного образования детей. В 2007 году в школе завершен капитальный ремонт, полностью обновлена материально - техническая база, созданы условия для урочной и внеурочной деятельности.
На начало 2010-2011 учебного года в школе обучается 1029 человек, на I ступени обучения – 361 человек.
С 2010-2011 учебного года в МОУ СОШУИП № 3 введён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Образовательное пространство начальной школы МОУ СОШУИП №3 представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержки стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границы своих возможностей, расширять собственные знания и умения в школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Коллективом школы разработана модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШУИП № 3 на первой ступени обучения.
Модель внеурочной деятельности (далее Модель) - разработана в соответствии:
с законом Российской Федерации «Об образовании»;
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Модель составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения школы с учетом изменений в процессе реализации, что позволит:
создать условия для овладения обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
содействовать формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
2. Основная часть
2.1. Постановка и обоснование проблемы проекта
Сегодня школа находится в процессе модернизации: меняются учебно-методические комплексы, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 с. 5)
Для обеспечения такого единения (слияния) в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления сущности таких категорий, как «компетенция» и «компетентность» (А.Н. Дахин, О.Е. Лебедев, Г.Б. Голуб, Т.В. Иванова, А.В. Баранников, О.В. Чуркова, В.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.). Большинство ученых склонны к тому, что компетентность – личностное качество человека, причем это широкое понятие, включающее в себя компетенции. Таким образом, компетентность – интегральное качество личности, позволяющее на основе владения совокупностью компетенций, необходимых для осуществления определенной деятельности; компетенция – способность и готовность действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.
В связи с тем, что компетентности формируются и проявляются в деятельности, необходимы изменения не только в содержании; технологии; оценивании инновационных результатов, но и в системе взаимодействия урочного и внеурочного образовательного пространства. В условиях реализации компетентностного подхода внеурочная деятельность обучающихся несет не меньшую образовательную нагрузку.
В МОУ СОШУИП № 3 модель организации внеурочной деятельности младших школьников как основа формирования компетентной личности приобретает особую актуальность в связи с введением, начиная с 7 классов, классов углублённого изучения экономики и права, классов ранней профилизации (информационной и химической направленностей), с реализацией профильного обучения в старшей школе. Разумная организация преемственности внеурочной деятельности между ступенями обучения позволит обучающимся более осознанно подойти к профессиональному самоопределению, выбору профиля обучения в 10-11 классах. Формы внеурочной деятельности позволят расширить и углубить знания обучающихся в области смежных предметов на профильном уровне, удовлетворить познавательные интересы и способности обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Новизна модели по организации внеурочной деятельности как основы формирования компетентной личности заключается в следующем:
в создании условий для обеспечения оптимальной индивидуальной траектории развития личности ученика во внеурочной деятельности;
в изменении подходов к организации воспитательного процесса в начальной школе, роли внеурочной деятельности в учебном процессе;
в создании условий для развития независимого творческого мышления, самообразования, для свободного выбора направленности и самостоятельности в образовании.
2.2. Цели и задачи
Цель реализации модели по организации внеурочной деятельности: создание условий для формирования и развития социально компетентной, успешной личности школьника, для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
создать организационные, правовые, методические, материальные, информационные условия для реализации различных форм внеурочной деятельности;
определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
осуществить поиски оптимальных способов преемственности внутри развивающей образовательной системы.
Результатом реализации модели внеурочной деятельности является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Очевидным является поиск путей развития компетентной личности. Школа создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач. На наш взгляд, все это прекрасно реализуется через внеурочную деятельность, так как внеурочная деятельность – это:
интерес,
безотметочное обучение (нет страха),
свобода общения,
в основе нестандартные задания,
временные рамки расширены,
опора на опыт,
получение опыта в общении с разными людьми, сверстниками в деятельности (команда),
развитие толерантности,
разные формы занятий (КВН, «Поле чудес», «Что, где, когда?» и т.п.)
опыт общения с другими педагогами.
Опираясь на проведенные исследования учёных (Тришина С.В., Хуторского А.В., Краевского В.В.), можно выделить следующие группы ключевых компетенций, предполагающих умение:
№ п/п
Компетентности
1
Ценностно-смысловые компетенции:
1.1.
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
1.2.
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
2.
Учебно-познавательные компетенции:
2.1.
уметь выбирать собственную траекторию образования;
2.2.
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
2.3.
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
2.4.
выступать устно о результатах своего исследования.
3.
Социокультурные компетенции:
3.1.
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; владеть эффективными способами организации свободного времени
3.2.
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя,
слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.
4.
Коммуникативные компетенции:
4.1.
уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;
4.2.
уметь представлять свой класс, школу,
4.3.
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;
4.4.
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо;
5.
Информационные компетенции:
5.1.
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями;
5.2.
самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
5.3.
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.
6.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
6.1.
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
6.2.
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
6.3.
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
2.3. Деятельность. Методы. Этапы.
Согласно ФГОС, в учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводятся 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, лаборатории, секции, НОУ, олимпиады и др.
Внеурочная деятельность – деятельность, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности.
В соответствии с требованиями Стандартов внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности; основанием для построения основной образовательной программы начального общего образования.
Организовать внеурочную деятельность учащихся – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована.
Внеурочная деятельность учащихся реализуется в основном в коллективных формах. План внеурочной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:
Направление
Виды деятельности
Формы работы
Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное
Секции:
- «Мини-футбол»,
- «Настольный теннис»,
- «Белая ладья»,
- «Лыжи»,
- «Хоккей»,
- массовые катания на коньках.
Клуб «Здоровье»:
(Занятия «БОС – Здоровье», корригирующая гимнастика.
Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Общекультурное
Кружки:
- студия изобразительного искусства «Гармония»,
- «Рукодельница»,
- «Школа ремесел».
Занятия в кружке, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, посещение выставок.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Духовно-нравственное
Кружки:
- «Юный правовед»
Клуб «Юный патриот »,
Клуб «Горница»
Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом коренных жителей округа.
Привитие любви к малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
Общеинтеллектуаль ное
Кружки:
- «Почемучка»;
- «Хочу все знать»
- «Эрудит»,
- «Я познаю мир»,
-«Юный математик»,
- «Секреты письменной речи»,
Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности
Социальное
Кружки:
-«Юный инспектор дорожного движения»,
- «Азбука по уходу за животными»
Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности
Разработанная нами модель внеурочной деятельности предоставляет каждому ребенку возможность пройти через весь спектр предлагаемых направлений.
Этапы реализации модели по организации внеурочной деятельности
I этап – подготовительный:
разработка и составление программ внеурочной деятельности;
формирование групп обучающихся для занятий внеурочной деятельностью;
поиск критериев оценки эффективности внеурочной деятельности.
В целях выбора внеурочной деятельности проводится предварительная работа:
1. Диагностика способностей обучающихся:
анкета для родителей «Способности моего ребенка» (Приложение 3). Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь учителю и родителям при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка;
тест для исследования личностных особенностей младших школьников, разработанный Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном.
2. Анкетирование родителей «Выбор форм внеурочной деятельности».
3. Составление совместно с родителями и обучающимися индивидуальной карты внеурочной деятельности на 4 года обучения (Приложение 4).
Для отслеживания занятости обучающихся во внеурочной деятельности разработана «Индивидуальная карта внеурочной деятельности обучающегося» В карте индивидуального маршрута занятость внеурочной деятельностью отражена по всем направлениям в течение обучения в начальной школе. Эта карта составляется совместно с педагогом, учеником и его родителями. По карте классный руководитель может отследить занятость ребёнка в соответствии с учебным планом. В графике занятий внеурочной деятельности, который составляется ежегодно (Приложение 4) отражаются виды деятельности, дни недели и время, место проведения занятий, предварительный результата деятельности в течение года. Зная предварительный результат, ребёнок будет стремиться достичь его, что способствует самореализации и развитию целеполагания младшего школьника
Чтобы обеспечить оптимальную индивидуальную траекторию развития личности ученика, необходимо:
выявить психофизиологические и социологические особенности каждого ребёнка при его поступлении в школу;
разработать и использовать дидактический материал, позволяющий выявлять познавательную избирательность, её устойчивость на разных этапах обучения;
определить и апробировать требования к подготовке и проведению занятия, обеспечивающего выбор учеником способов работы с заданиями, различающимися типом, видом и формой, а также выбор организации сотрудничества на занятиях (работа индивидуально, в группе, паре, фронтально);
разработать технологию изучения личности ученика, используя в качестве основного метода – педагогическое наблюдение на занятиях внеурочной деятельности.
II этап – практический.
На данном этапе осуществляется реализация программ внеурочной деятельности. Данный этап нацелен на то, чтобы привести младших школьников в состояние готовности к предстоящей деятельности. На этом этапе должно быть реализовано два направления: мотивационное и ориентировочное. Мотивационное направление связано с формированием позитивного отношения младших школьников к предстоящей деятельности, а также к ее содержанию. Данный этап характеризуется преобладанием совместно-индивидуального взаимодействия младших школьников с учителем и одноклассниками при решении поставленных задач. В ходе второго этапа формируется первичный опыт младших школьников строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль, коррекцию выполняемых действий.
III этап – оценка эффективности реализации внеурочной деятельности
В качестве методического пособия, позволяющего учителям грамотно в соответствии с новыми целями выстроить систему оценки эффективности внеурочной деятельности, можно рекомендовать пособие из серии «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио» как средство учёта достижений учащегося (основа - модель «Портфеля» авт. Сметанникова Н.Н.). Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной, и в конце года ребёнок может показать свой отчёт о проделанной работе за четверть, полугодие, год.
Для исследования уровня компетентности у обучающихся 4 классов можно использовать методику С. Хартер для детей младшего школьного возраста (шкала оценки своей компетентности).
Методика разработана С. Хартер и предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Шкала С. Хартер позволяет выявить оценку детьми собственной умелости («компетентности») в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.
В пособии для учителя Д.В. Григорьева «Внеурочная деятельность школьников» даны виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся, на которые мы ориентируемся при оценке эффективности реализации модели по организации внеурочной деятельности.
2.4. Используемые и необходимые ресурсы
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, начальная школа располагается в отдельном корпусе, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, открыты группы продленного дня, имеются медицинский, физиотерапевтический и стоматологический кабинеты.
Архитектурные особенности здания школы и оснащённость новейшей техникой позволяют свободно разместить объединения учащихся, стимулировать и формировать интересы с учётом их потребностей и способностей. Возможно одновременно использование актового, тренажёрного, спортивных залов, рекреаций с теннисными столами, библиотеки, лингафонного кабинета, автокласса, кабинета корригирующей гимнастики, кабинета «БОС – Здоровье», классных кабинетов, школьного музея, стадиона.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет.
Кадровое обеспечение проекта
Рабочая группа
Функции
Состав
Административно-координационная
Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС, обеспечивает своевременную отчетность о результатах введения, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации модели внеурочной деятельности, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.
Директор
МОУ СОШУИП № 3
Заместители директора по УВР, ВР, НР, заведующая Центра ДО
Консультативно-методическая
Обеспечивает проведение семинаров и совещаний с участниками апробации модели внеурочной деятельности, распространение опыта участников апробации на городском уровне, оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам.
Заместитель директора
по НР, МР
Профессиональные сообщества
Выносят решения по результатам апробации модели внеурочной деятельности
Педагогический совет, школьные методические объединения учителей
Педагоги школы
Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями
Педагогические работники школы, специалисты МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
Привлеченные специалисты
Организация внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное
Специалисты учреждений дополнительного образования города, культуры и спорта
Художественно-эстетическое
Общественнополезная деятельность (через классные часы)
Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (Приложение 1. «Схема микрорайона школы»).
Согласно договорам о сотрудничестве, на базе школы работают объединения дополнительного образования учреждений дополнительного образования города, культуры и спорта (Приложение 2).
Такое выгодное соседство школы с учреждениями дополнительного образования даёт школе возможность в перспективе расширить виды внеурочной деятельности за счёт привлечения специалистов и проведения занятий на базе этих учреждений.
2.5. Методы оценки
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
Все разнообразные виды внеурочной деятельности, которые будут практиковаться в школе, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров из других школ, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности.
При этом существенная роль отводится педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить достижения детей в системе дополнительного образования, каждого партнёра школы для того, чтобы расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Классификация результатов
внеурочной деятельности обучающихся
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников
Результаты
Реализация
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Школьник ценит общественную жизнь
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).
Информационно-методическую поддержку при реализации проекта будут оказывать муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Лабытнанги», методическая служба школы, служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:
разработка программ внеурочной деятельности;
повышение педагогического мастерства учителей через проведение тематических педагогических советов, практических семинаров, конкурсов;
организация и проведение психодиагностических процедур.
Важнейшим звеном организации информационно-методической поддержки модели внеурочной деятельности в работе школы является Интернет-ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На данном ресурсе собрана информация о внеурочной деятельности школы: учебный план, расписание занятий, объявления о проведении внеклассных мероприятий, конкурсов, акций и т.п.; фотогалерея; форум для гостей сайта.
Риски
Основные факторы, способные повлиять на результаты реализации Модели:
Фактор риска
Возможные пути разрешения
отсутствие достаточного финансирования
привлечение средств из внебюджетных источников (спонсоры)
низкая мотивация педагогов
мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов
привлечение специалистов дополнительного образования
дефицит учебно-методических пособий
ресурсы Интернет-пространства
недостаточная методическая подготовка педагогов
проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации
Бизнес – план проекта
№ п/п
Направление
расходов
Всего
(тыс. рублей)
В том числе
Местный бюджет
Бюджет субъекта РФ
Внебюджетные средства
1
Приобретение программного и методического материала: лицензионные программные продукты, электронные образовательные ресурсы.
100 000
100 000
2
Приобретение лабораторного оборудования для исследовательской деятельности младших школьников (чемодан «Юный исследователь») и костюмов для клуба «Горница»
50 000
50 000
3
Поездки на Всероссийский конкурс «Познание и творчество»
100 000
50 000
50 000
4
Повышение квалификации педагогических работников по направлениям внеурочной деятельности
50 000
50 000
Итого
300 000
50 000
150 000
100 000
Заключение
Развитие модели по организации внеурочной деятельности будет продолжаться и на II и на III ступенях образования, предполагается расширить формы и виды внеурочной деятельности в зависимости от способностей и потребностей подростков. Реализация данной модели будет способствовать не только формированию ключевых компетенций школьника, но в будущем и сознательному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Хочется надеяться, что творческая работа педагогов, реализующих модель внеурочной деятельности поможет школе обрести второе дыхание – жизнь после уроков.
Приложение 1
Приложение 2
Услуги внеурочной деятельности, предоставляемые обучающимся МОУ СОШУИП №3 по направлениям
Спортивно-оздоровительное направление
Духовно-нравственное направление
Социальное направление
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное направление
МОУ СОШУИП №3
Спортивный зал «Олимп»; ДЮСШОР, корт «Кристалл»
МОУ СОШУИП №3
Городской краеведческий музей, городская детская библиотека
МОУ СОШУИП №3
МУ «Управление образования», администрация МО г. Лабытнанги
МОУ СОШУИП №3
МУ «Управление образования», администрация МО г. Лабытнанги
МОУ СОШУИП №3
ДШИ, ДХШ, МОУ ДОДЦДТ, ДК «30 лет Победы»
Секции:
- «Мини-футбол»,
- «Настольный теннис»,
Клуб «Здоровье»:
(Занятия «БОС – Здоровье», корригирующая гимнастика.
- «Белая ладья»,
- «Лыжи»,
- «Хоккей»,
- массовые катания на коньках,
- «Волейбол»,
- соревнования,
- спортивные праздники
Кружки:
- «Юный правовед»
Клуб «Юный патриот »,
Клуб «Горница»
-Кружок «Мир памяти человека»,
- экскурсии,
- акции,
- конкурсы,
- музейные уроки,
- литературные праздники,
- встречи с интересными людьми,
- литературные чтения,
- издание журнала.
Кружки:
-«Юный инспектор дорожного движения»,
- «Азбука по уходу за животными»
- встречи с представи-телями разных профессий
- акция «Чистый город»,
- выставки поделок и детского творчества
Кружки:
- «Почемучка»;
- «Хочу все знать»
- «Эрудит»,
- «Я познаю мир»,
- «Юный математик»,
- «Секреты письменной речи»,
- НОУ,
- клуб «Что?Где?Когда?» исследовательские проекты,
- акции,
- олимпиады,
- конференции.
- предметные недели,
- праздники,
- уроки Знаний,
- конкурсы
-Интеллектуальный марафон,
- олимпиады,
- конкурсы,
- исследовательские проекты
Кружки:
- студия изобразительного искусства «Гармония»,
- «Рукодельница»
- «Школа ремесел»,
-вокальная студия «Звездный дождь»
- «Вязание»,
- «Искусство танца»,
- «Оригами»,
- «Рисунок»,
- «Лепка»,
- выставки,
- конкурсы.
- игра на музыкальных инструментах,
- концерты,
- театральная студия,
- фольклорная студия
Приложение 3
Анкета для родителей
Способности моего ребенка
Уважаемые родители! Просим Вас дать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
Литературные способности
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Способности к занятию научной работой
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к усвоению абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. Интересуется актерской игрой.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10. Проводит много времени за созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Музыкальные способности
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое настроение.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Технические способности
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в "капризах механизмов", любит загадочные поломки и вопросы "на поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Интеллектуальные способности
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Артистические способности
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Пластичен и открыт всему новому, не "зацикливается" на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Художественные способности
1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Обработка результатов
Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.
Попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей ребенка.
Приложение 4
Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности (пример)
Ф.И.О обучающегося Иванов Сергей
Направления внеурочной деятельности
Место деятельности
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
Спортивное оздоровительное
Клуб «Здоровье»
МОУ СОШУИП № 3
3 часа
Лыжная секция
ДЮСШОР г. Лабытнанги
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
Духовно-нравственное
Клуб «Юный Патриот»
МОУ СОШУИП № 3
1 час
1 час
1 час
1 час
Общекультурное
Студия изобразительного искусства «Гармония»
МОУ СОШУИП № 3
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
Социальное
Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»
МОУ СОШУИП № 3
1 час
Обще интеллектуальное
Кружок «Хочу всё знать»
МОУ СОШУИП № 3
1 час
Кружок «Юный математик»
1 час
Кружок «Эрудиты»
МОУ СОШУИП № 3
3 часа
3 часа
Итого:
10 часов
10 часов
10 часов
10 часов
Приложение 5
График занятий внеурочной деятельности
1 класс
Виды деятельности
Дни и часы недели
Место деятельности
Предварительный результат
Клуб «Здоровье»
Понедельник, среда, пятница
15.00 – 16.00
МОУ СОШУИП № 3
Коррекция плоскостопия, приобретение навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Лыжная секция
Вторник, четверг:
16.00 – 17.30
Суббота:
9.00 – 10.00
ДЮСШОР г. Лабытнанги
Участие в городских соревнованиях по лыжным гонкам
Клуб «Юный Патриот»
Вторник:
14.30 – 15.30
МОУ СОШУИП № 3
Оказание помощи ветеранам ВОВ
Студия изобразительного искусства «Гармония»
Понедельник, пятница
16.30 -
МОУ СОШУИП № 3
Участие в конкурсах и выставках по изобразительному искусству
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
МОУ
СОШУИП №3:
Кружки, клуб.
Городской краеведческий музей, городская детская библиотека:
Кружок, экскурсии, акции, конкурсы, музейные уроки, праздники.
Духовно-нравственное направление
МОУ СОШУИП №3:
Кружки, клуб, Исследовательские проекты, акции, олимпиады, конференции, конкурсы.
МУ «Управление образования», администрация МО г. Лабытнанги: Интеллектуальный марафон, научные конференции.
МУ «Управление образования», администрация МО г. Лабытнанги:
Акция
«Чистый город»,
выставки.
МОУ СОШУИП №3:
Кружки, встречи с представителями разных профессий, интересными людьми.
Социальное
направление
Спортивный зал «Олимп»;
ДЮСШОР, корт «Кристалл»:
Массовые катания на коньках, соревнования, спортивные праздники.
МОУ
СОШУИП №3:
Секции, Клуб «Здоровье».
Спортивно-оздоровительное
направление
ДШИ, ДХШ,
МОУ ДОД ЦДТ,
ДК «30 лет Победы»:
Кружки, студии, выставки, конкурсы, концерты.
МОУ СОШУИП №3:
Кружки, студия.
Общекультурное
направление
Общеинтеллектуальное
направление
Модель по организации внеурочной деятельности МОУ СОШУИП № 3
Заголовок 1Заголовок 315