Физико-географическое положение Австралии 7 класс
Урок № 59
Тема урока: "Физико-географическое положение Австралии"
Цели урока:
сформировать представление о физико-географическом положении Австралии;
познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;
продолжить формирование умения составлять физико-географическую характеристику материка;
Задачи:
- углубить знания об Австралии, как о материке контрастов
-развивать у учащихся творческий потенциал, способность к непрерывному образованию, развивать воображение, умение работать с картой;
- эстетическое и экологическое воспитание;
Тип урока: комбинированный
Методы: частично - поисковыйФорма: индивидуальная работа, групповая работа
Ожидаемые результаты обучения: учащиеся должны иметь представления о географическом положении и об истории исследовании Австралии
Ключевые идеи: при групповой работе и в процессе сотрудничества учащиеся узнают о географическом положении Австралии, дополнят свои знания и соберут информации о материке.
Оборудование:
Физическая карта Австралии.
Физическая карта мира.
Мультимедийная презентация.
І. Побуждение. Психологический настрой (тренинг) 2 мин
Здравствуйте, ребята! Пожелайте друг другу удачи. Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего урока.
ІІ. Контроль знаний: «Время круга», дети встают в круг, задавая вопросы и отвечая на них они бросают друг другу мячик.
К какому древнему материку принадлежит Африка?
Площадь Африки?
IІІ. Изучение нового материала.
Урок начинается с просмотра видеоролика. Просмотр кинофрагмента «Общий обзор Австралии». Наш урок мы проведем под девизом "Путешествие продолжается и продолжается в Австралию".
Далее
Сегодня, мы продолжаем совершать виртуальную экскурсию на материки. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадались сами. А перед тем как принятся за работу я хочу разделить вас на группы. Перед вами лежат конверты, и в этих конвертах:
1 группа – аборигены
2 группа – папуасы
3 группа - маори
ІV. Актуализация знаний:
- Сколько на Земле материков? (6)
- Назовите самый большой из них? (Евразия)
- А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)
- Назовите материки по мере убывания размеров их площади? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).
- Назовите материк, занимающий 6-е место по занимаемой площади? (Австралия)
(все названные географические объекты показываются на настенной карте).
Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами,Там наизнанку вывернутый год,Там расцветают в октябре сады,Там в январе, а не в июле лето,Там протекают реки без воды(Они в пустыне пропадают где-то).Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи,Рождаются зверята из яиц,И там собаки лаять не умеют,Деревья сами лезут из коры... Г. Усова
Изучение нового материала мы начинаем с определения географического положения материка Австралия. Объяснение нового материала будет сопровождаться работой в контурной карте. Используя атлас, и раннее полученные знания, мы определим географическое положение материка Австралия.
Под физико-географическим положением материка следует понимать положение по отношению:
к экватору;
к начальному меридиану;
к другим материкам;
к морям и океанам;
к поясам освещенности.
1). Определение географического положения материка по плану:
- Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана.
- Какие океаны и моря омывают материк?
- Как расположена Австралия относительно других материков?
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
2). Сравнение физико-географического положения Австралии и Африки.
- В чем сходство? (Пересекаются южным тропиком, омывает Индийский океан, климатические пояса, природные зоны).
- В чем различие? (Австралию не пересекает экватор и северный тропик. Ее не омывает Атлантический океан, а омывает Тихий океан. Австралия полностью расположена в восточном полушарии).- Почему так много общего в географическом положении материков? (Расположены оба материка в одних широтах. Оба являются частью расколовшейся Гондваны).Очертания материка просты, берега слабо изрезаны. Больше всего расчленено северное побережье, где находится мелководный широко открытый в океан залив Карпентария. На юге расположен Большой Австралийский залив. Самый большой остров – Тасмания, полуостров – Кейп-Йорк. Большая часть побережья неудобна для судоходства. Только на востоке и юго-востоке довольно много относительно небольших бухт. Значительные трудности для судоходства создают гряды коралловых островов, которые у восточных берегов материка образуют Большой Барьерный риф.
3) Определение географических координат крайних точек:
м. Йорк - 11 ю.ш. и 142 в.д.
м. Юго-Восточный - 39 ю.ш. и 146 в.д.
м. Байрон - 28 ю.ш. и 153 в.д.
м. Стип- Пойнт - 26 ю.ш. и 113 в.д.
4) Определение протяженности Австралии:
а) с севера на юг поб) с запада на восток по5) Путешествие вокруг Австралии - отработка номенклатуры.
Моря: Арафурское, Коралловое, Тасмановое, Тиморское;
Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;
Проливы: Торресов, Басов;
Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр;
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.
6) Первичное закрепление материала о географическом положении Австралии.
- Может быть, зря мы вначале определили географическое положение Австралии? Может быть, нам надо было начинать с изучения природы материка?
(Нет, потому что географическое положение оказывает влияние на природу. Австралию пересекает почти посередине Южный тропик, поэтому она находится в пределах тропического, субтропического и субэкваториального климатических поясов).7) Решение логической задачи:
Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)
8) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.
Открытия и исследования Австралии
Географы древности и средневековья долго верили в существование неизвестного материка, который, служа противовесом континентам севера, «не позволял Земле опрокинуться». Европейцам Австралия стала известна позже других материков. Первое их появление у берегов Австралии относится к эпохе Великих географических открытий. Европейцы узнали о существовании Австралии в эпоху великих географических открытий, когда испанцы, португальцы, а вслед за ними и голландцы устремились в поисках океанских путей в Индию и Китай.
Сообщение Болатовой Даны: В 1606 г. испанский мореплаватель Торрес прошел к югу от Новой Гвинеи через пролив, носящий его имя. Он доказал, что Новая Гвинея является островом, и одним из первых европейцев увидел берег какой-то земли, лежащей к югу от пролива, т. е. Австралию. (В том же году к северным берегам Австралии подошел голландский мореплаватель Виллем Янцзон, но о его плавании имеется очень мало сведений.) Однако открытие Торреса держалось испанцами в тайне.
Через несколько десятилетий (в 1642—1643 гг.) голландец Абель Тасман нашел) далеко на юге землю, названную им землей Ван-Димен (по имени пославшего его губернатора о. Ява), а в 1644 г. обследовал северо-западное и северное побережье материка. Несколько ранее другие голландские экспедиции проплыли вдоль западного и северного берегов Австралии. На картах до сих пор сохранились некоторые голландские названия, именно для очертания береговой линии: заливы Карпентария, о. Тасмания. Этот остров считался продолжением Австралии, его южной оконечностью, до тех пор, пока в 1798 г. Басс не прошел через пролив, названный его именем.
Плавание Абеля Тасмана показало, что материк Австралии, или Новой Голландии, как он в то время назывался, не простирается на юг дальше 42° ю. ш. и не связывается с гипотетическим «Южным материком», который обозначался на географических картах со времен Птолемея. Оставалось неизвестным, как далеко тянется материк в восточном направлении. Восточные берега Австралии были открыты в апреле 1770 г. знаменитым английским мореплавателем Куком, который, подойдя к материку со стороны Новой Зеландии. 28 апреля на 34°ю.ш.
Состоялась первая высадка на побережье. Аборигены при виде пришельцев скрылась в лесу. До конца мая корабль Кука «Индевор» шел вдоль центрального участка восточного побережья. В опасной зоне коралловых рифов и мелей корабль распорол днище. После ремонта корабль продолжил путь на север. Следуя узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 года вышла к северной оконечности пятого материка. 22 августа 1770 года Кук высадился на небольшом острове в Торессовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента.
V.Практическая работа.
Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение
Цель: проверить умение:
получать информацию из карты;
оформлять полученную информацию в флипчарт.
Проверка выполнения работы (группы выступают, защищают свою работу)
Оценивание: После выступления учащиеся крепят смайлики, в флипчарт понравившейся группы, кроме своей.
Критерий: Больше 5 смайликов – отлично, 5 смайликов – хорошо, меньше 5 – удовлетворительно.
Далее группы по степени активности награждаются глобусами
Отлично – золотой глобус
Хорошо – серебряный глобус
Удовлетворительно - бронзовый глобус
VI.Закрепление:
Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, “плюшевые медвежата” коала или замечательные прыгуны кенгуру?
Австралия, вправду, самый... Какой?”
Во-первых,
Самый маленький материк.
Площадь Австралии с Океанией составляет всего 9 млн. км2, что, например, в 6 раз меньше Евразии (54 млн. км2).
Однако Австралия – единственная в мире страна, занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза крупнее Великобритании.
Во-вторых
Самый сухой материк: ведь большую часть его территории занимают пустыни.
Материк-пустыня!
В-третьих
Самый удаленный материк, именно поэтому Австралия позже других
была заселена и освоена европейцами.
В-четвертых
самый малонаселенный материк т. к. численность населения
материка сопоставила с численностью крупнейших городов мира: в Австралии проживает приблизительно 20 млн. человек, в Токио – 12 млн. человек.
Наконец
Самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира:
ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше
нигде на земном шаре. Австралия - материк реликтов – животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.
VII.Домашнее задание: §59
VIII.Рефлексия: «Рефлексивный экран»
Ученики по кругу высказываются одним предложением. Выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал… я попробовал …
было интересно … меня удивило …
было трудно … урок дал мне для жизни …
я выполнял задания … мне захотелось…
я понял, что …
теперь я могу …
я почувствовал, что …
я приобрел …
я научился …
у меня получилось …
я смог …