Урок по литературе на тему: «Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.»(7 класс)


Открытый урок по литературе в 7 классе.
Тема: «Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.»
Цели:
1.Образовательная: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
2.Развивающая: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности, умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию, формировать умения аргументировать свою позицию;
3.Воспитывающая: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости, помочь осознать ценность совместной деятельности, воспитывать умение общаться между собой.
Оборудование: слайдовая презентация, текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении), фрагменты фильма, аудиозапись.
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В. гоголя «Тарас Бульба» (слайд)
Обратите внимание на эпиграф и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке? (о казаках, о Тарасе Бульбе и т. д) (слайд)
«Нет уз святее товарищества!.Бывали и в других землях товарищи,
Но таких, как в русской земле,
Не было таких товарищей…
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
- Откройте тетради и запишите тему урока «Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей- запорожцев» (слайд)
 
На доске написаны определения слов «нравственность», «нравственный».
Нравственный-соответствующий требования высокой нравственности. Нравственный поступок.
Нравственность- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
Облик-2. Перен. Характер, душевный склад. Нравственный облик человека.
- Итак, ребята, исходя из прочитанных определений, сформулируйте цель нашего урока. О чём мы будем размышлять? (мы должны будем рассмотреть, какими качествами руководствовался Тарас Бульба и его товарищи и где эти качества они проявили.)
- Любой образ в произведении складывается из (слайд) Дома вы работали с авторской характеристикой Тараса Бульбы. Зачитайте и проверьте себя. (слайд)
- Какая главная деталь в интерьере дома Тараса Бульбы говорит о тревожной, кочевой жизни хозяина? (Оружие. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки).
-Какую давнюю мечту решает осуществить Тарас в 1 главе? (отправить сыновей в Запорожскую Сечь)
- С какой целью? (воспитать в них дух товарищества, патриотизма, веры в вольную Украину)
-Что представляет собой Запорожская Сечь? Каковы здесь нравы и законы? (текст)
(Вольные казаки, вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они стали пренебрежительно относиться к хозяйственным заботам, обменивали добытые в бою трофеи на необходимые вещи и еду. Целые дни они проводят в пирах и разгуле, если врага нет близко. Такова обратная сторона их долгой войны во имя воли.)
-Каков основной закон Сечи? (основной закон Сечи-закон товарищества).
- Дайте определение понятиям «товарищ», «товарищество» (это было домашнее задание)
-Что же объединяет казаков? (вера, патриотизм)
Беседа по репродукции картины И. репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ. Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, ничему не подчинилось…»
Учитель: Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н.В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести «Тарас Бульба».
Консультант: Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как «Запорожцев». Художник работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно сдаться, запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.
И. Репин изобразил момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…
В центре картины изображён атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него- писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо.
Учитель: Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах? Что объединяет эти произведения? (Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н.В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство «по духу»)
Учитель: Итак, мы выяснили, что главными ценностями в жизни запорожцев были любовь к родной земле, преданность православной вере, мужество и самоотверженность, товарищество и братство. Назовите эпизоды, в которых эти качества проявляются наиболее ярко. (в бою).
Учитель: Послушайте фрагмент в исполнении мастера слова А. Петренко и ответьте на вопрос: Какова основная мысль речи Т. Бульбы? Какие слова в этой речи являются главными, ключевыми?
Прослушивание записи.
Учитель: Почему «породниться родством по душе», не по крови может только один человек? (только человек может отдать свою жизнь за жизнь другого).
Учитель: Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением? Каково влияние речи Тараса на запорожцев? (во-первых, он хочет избавить товарищей от уныния, во-вторых, хочет, чтобы они достойно      встретили смерть. Недаром в конце он говорит, что «уж если на то пошло, чтобы умирать…Речь Тараса  имела сильное влияние на запорожцев. Они храбро сражались и умирали за русскую землю, за православие. Таким образом они подтвердили слова Тараса о товариществе).
Учитель: Какие качества проявили казаки в бою? (слайд) С какими словами на устах умирали казаки? Почему так схожи их последние слова? (их предсмертные слова похожи, потому что они выполняют единое дело, в их речи нет ни единого слова о себе. Они сражаются не за себя, а за веру, родину, товарищей. В этом их сила и мощь).
Учитель: «Узы этого братства» - писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях» - для него выше всего, сильнее любви…умирающий казак лежит среди…девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув ещё раз на своих товарищей…Увидевши их, он насыщается и умирает».
Учитель: Какое качество объединяет казаков? (героизм) Что такое героизм?
Учитель: Посмотрите эпизод из фильма и ответьте на вопрос: как речь Тараса помогает нам понять поступок отца с младшим сыном? (сын стал врагом, а враг должен быть убит, даже если это родной сын, сын-предатель перестал для него существовать. (Нет уз святее товарищества-эти слова объединяют страшный поступок героя. Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от дома, но изменилось его сознание. Узы товарищества стали для него дороже кровных).
Учитель: Совершенно по-другому умирает Остап. С какой речью Остап обращается к казакам? Как это его характеризует? (учащиеся зачитывают, говорят, что Остап в своей речи не говорит ни слова о себе. Цель его речи-поддержка товарищей)
Учитель: Почему перед смертью Остап хотел видеть именно отца? (он хотел видеть отца, который бы поддержал его в смертных муках, разумным слово, освежил и утешил при кончине)
Смерть Тараса.
Учитель: Почему Тарас попал в плен? О чем говорит неосмотрительный поступок Тараса? О ком думает Тарас перед смертью? В чём заключается величие Тараса? (он не думает о себе, все его мысли о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе)
Учитель: Какую черту характера Тараса Бульбы вы выделите прежде всего? (преданность общему делу)
Учитель: Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»? (Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типичные  черты запорожца.)
Учитель: можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем? (в образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души, лучшие черты народа. Тарас Бульба- народный герой.)
Итог урока.
Учитель: В заключении подумаем над высказыванием В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе.» Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением?
Дайте определение идеи художественного произведения. Какова идея повести? (патриотизм-это активная любовь к своей земле).
Заполнение вывода.
Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев-
____________________________________________________________________
Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают_____________________________________________________________,
Основанные на __________________________________________. На __________________________________________________________
Держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство-это то, за что Гоголь любит своих героев.
Слова для справок: сильные, воинственные люди, презирающие тепло и уют, битвам, братство, мужественные, скучающие в тихом семейном кругу, к жестоким сражениям, самоотверженные, привыкшие к вольной казацкой жизни, товарищество, вера, патриотизм.
(Вариант заполнения. Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев- сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и патриотизме держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство- то, за что Гоголь любит своих героев.
Какие качества казаков вы хотели бы воспитать в себе?
Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его- подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества»
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по плану. (план раздается)
Тарас Бульба- герой повести Н.В. Гоголя.
План. №1
1.В чём видит Тарас Бульба смысл своей жизни?
2. Почему стремиться он в Запорожскую Сечь?
3. Как относится он к своим сыновьям? Чем гордится и с чем не примиряется?
4 Как выражает Тарас заботу о казаках, являясь их наказным атаманом? О чём думает он в последние минуты своей жизни?
5. Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает казаков?
6. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
7. Что привлекает нас в характере и в поступках Тараса Бульбы?
План №2.
1.Каким событиям посвящается повесть Н.В. Гоголя и кто её главный герой?
2. Образ главного героя повести:
Что узнаем мы о нем из первой главы?
К чему стремиться Тарас и в чем видит смысл своей жизни?
Как проявляет себя Тарас Бульба:
А) в отношении к сыновьям;
Б) в речи о товариществе;
В) при подготовке к бою и в битве под Дубно;
Г) в момент гибели.
4. Чем особенно дорог герой автору?
III. Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы.