Беседа Мотивация К и ОТ
Беседа на тему: «МОТИВАЦИЯ «К» и «ОТ»»
26987528384500
Быть эффективным в этом мире означает
добиваться тех результатов, которые вы выбираете
(Д. О'Коннор, Д. Сеймор)
Деятельность является основанием личности и занимает важное место в жизни человека.
От чего же зависит успешность деятельности? Почему одни добиваются успехов в учебе, высот в профессиональной деятельности, в жизнедеятельности вообще, а другие только сетуют, что им не повезло, они бы тоже так смогли, но…?
Ответы обучающихся
В основе любой произвольной деятельности находится мотивация.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивационная сфера человека разнообразна. Один из компонентов мотивационной сферы – преобладающие мотивы, которые определяют отношение к достижению целей. Они опираются на две тенденции: мотивация к достижению успеха и мотивация к избеганию неудачи. Еще их называют мотивация “К” (добиться успеха) и мотивация “ОТ” (избежать неудачи). Конечно, каждый человек хочет чувствовать себя на высоте. Никому не нравиться ошибаться. Но у каждого человека при достижении цели преобладает какой-то один тип мотивации.
Далее сопровождать беседу рисунком на доске
Есть цель.
Один человек будет упорен в достижении цели, будет стараться преодолевать препятствия. И даже если цель с первого раза не покорилась – продолжит ее достижение с установкой «это мне надо, мне интересно, я все равно добьюсь и т.д.» Такая мотивация называется мотивация «К».
Другой - достигая цели с установкой избегания неудачи, будет думать о том, что главное - не совершать ошибок, избежать порицания и т.д., а не сделать лучше. Если цель не покоряется - может изменить ее для облегчения достижения или вообще от этого отказаться. Такая мотивация называется мотивацией «ОТ»
Мотивация достижения успеха – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.
Человек, мотивированный на достижение успеха:
целеустремлен, настойчив в достижении своих целей;
стремится к достижению и улучшению высоких результатов;
старается сделать все как можно лучше;
выбирает самый результативный путь, а не легкий или короткий.
Например, два раза в год цель практически всех обучающихся – сдать сессию. Какие установки будут у мотивированных на достижение успеха? Как будут действовать?
Ответы обучающихся
(У мотивированных «К» – сдать ее как можно лучше: (повышается самооценка – я смог, буду получать стипендию, проверю качество своих знаний, доставлю радость родителям – мне это будет очень приятно). Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях; связан с оценкой другими людьми результатов его деятельности. По мнению Конюхова Н.И. (доктор психологических наук) для личности с преобладанием мотивации избегания неудач главное – не допустить ошибки, избежать неудачи даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее частичного или полного недостижения.
Человек, движимый мотивом избегания неудачи, не проявляет инициативу. Если и ставит перед собой цель, то не очень высокую и при первых же трудностях отказывается от достижения цели или изменяет ее. Мотивированные на избегание неудачи не стараются прилагать усилия к выполнению трудной задачи и к работе над собой.
Следовательно, люди, мотивированные на избегание неудачи, не ставят перед собой цели, требующие усилий для достижения: выбирают лёгкие задания, не требующие особых трудовых затрат, ищут причины отказа ответственных заданий. А бывает, что выбирают очень сложные задания, заранее прогнозируя неудачу как следствие обстоятельств (от меня ничего не зависит в данном случае). Продуктивность деятельности и степень её активности часто зависит от экстернального (внешнего) контроля. Например, та же цель – сдать очередную сессию. Какие установки будут у мотивированных на избегание неудачи? Как будут действовать?
(Мотивация «ОТ»: надо сдать хотя бы на «тройки»; не буду доказывать, что знаю на более высокую оценку - это бесполезно, ко мне предвзято относится преподаватель и т.д.).
А еще одна отличительная особенность этих мотивов - это умение брать на себя ответственность. Человек, движимый мотивом достижения успеха, как правило, понимает о собственных ошибках и причинах неудач (например, «мало приложил усилий»). А человек, движимый мотивом избегания неудач, склонен винить обстоятельства, окружающих, объясняет неуспех невезением, отсутствием способностей, чьей-то личной неприязнью к себе и т.д.
Конечно, необходимо развивать в себе продуктивную мотивацию - мотивацию стремления к успеху, мотивацию «К», которая будет являться личностной составляющей, оказывающей влияние на дальнейшую жизнь.
Основа мотивации «К» - самомотивация.
Предлагаю Вам сейчас выполнить упражнение, которое помогает развитию самомотивации. Оно основано на технике правильной постановки цели и формирования результата (Приложение).
В ходе выполнения данного упражнения обучающиеся учатся правильно формулировать цель, планировать действия для достижения результата, конкретизировать его, находить собственные ресурсы, анализировать реальность цели для достижения результата, предвидеть последствия достижения цели. Данная работа помогает в развитии умения переключения мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху». Это упражнение могут взять на заметку и преподаватели, и кураторы (классные руководители).
После выполнения упражнения.
В заключении хотелось бы обсудить с вами еще один аспект. Слышали ли вы такое выражение: «Цель оправдывает средства». Как вы его понимаете? Согласны ли с ним?
Ответы обучающихся
На эту тему существует множество споров, разных мнений. Но, считаю, что достигая цель, человек все-таки должен учитывать и соблюдать моральные и социальные нормы.
Приложение
УПРАЖНЕНИЕ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА
При выполнении упражнения рекомендуется прописывать на бумаге ответы на поставленные вопросы.
1. Подумайте о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите. Спросите: “Что я хотел бы иметь?” “Чего я в действительности хочу?” То есть ставьте цель «К», а не цель «ОТ».
2. В процессе формировании цели спросите: “Что я буду делать, чтобы достичь своего результата, какие буду выполнять шаги, какие задачи буду решать?».
3. Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: “ Когда, где, что и как конкретно?”
4. Спросите себя: “Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что это уже есть у меня?”, а затем проживите это в своих мыслях, как-будто вы этого уже достигли.
5. Есть ли у вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы получить ваш результат? Спросите: “В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы получить свой результат?”
6. Имеет ли результат подходящие размеры? Если он слишком велик, спросите: “Что мешает мне его получить?” – и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми. Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: “Если я получу этот результат, что это мне даст?”
7. Проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Спросите: “Кого еще затронет этот результат?” “Что случится, если я его получу?” “Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?”
Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: “Да, но…” Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?
Последний шаг – начинайте действовать. Вам следует сделать первое движение.
Используемые источники:
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб.пособие / Калинигр. ун-т. – Калининград, 2000.
Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. — 2012. — №4.
Практикум по возрастной психологии: / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
– СПб.: Речь, 2001.
Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Издательство
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Интернет-источники:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php
Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. "Академия Естествознания", - http://www.rae.ru/monographs/77Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства - http://lib.ru/NLP/nlp.txt
Лукьянова М. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. - http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13 Наши мотивы. Про успех и неудачу - http://psychologblog.ru/motivaciya/motiv-dostizheniya-uspexa-i-izbeganiya-neudach.html#more-255
Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности - http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm Психологические упражнения для мотивации обучающихся - http://sport-ksl.com/6192-2