Рабочая программа по дисциплине Почвоведение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Федеральное агентство лесного хозяйства
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
Рабочая ПРОГРАММа
«Почвоведение»
г. Вяземский
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Почвоведение»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупнённой группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-распознавать по внешним признакам почвообразующие породы и минералы;
-проводить полевые исследования почв и составлять почвенные карты;
-оценивать по морфологическим признакам и результатам анализов лесорастительные свойства почв;
-подбирать мероприятия для улучшения плодородия почв;
-правильно подбирать и применять удобрения на лесохозяйственных объектах;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-методику исследования почв;
-сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии;
-строение, распространение, лесорастительные свойства типов почв, пути повышения их плодородия;
-типы почв России;
-свойства удобрений и методы их применения;
-экологические основы охраны почв
1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
в том числе лабораторно-практические занятия 44 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
в том числе:
44
лабораторные работы
14
практические занятия
30
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
индивидуальное задание
12
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Занятие№1
Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами.
Понятие о почве.
Краткая история развития науки о почве.
Выдающиеся русские учёные-почвоведы, их вклад в дело развития отечественного почвоведения.
Значение почвоведения в лесном и лесопарковом хозяйстве. Лесной и Земельный Кодексы РФ о рациональном использовании и охране почв.
1
2
Раздел 1. Основы геологии
7
Тема 1.1. Происхождение Земли и строение земного шара
Занятие№1
Понятие о геологии.
Связь геологии с почвоведением.
Происхождение Земли.
Строение земного шара.
Образование и химический состав земной коры.
1
1
Тема 1.2. Главнейшие минералы и горные породы
Занятие№2
Понятие о минерале.
Химический состав и физические свойства минералов.
Основные породообразующие минералы. Их характеристика. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв.
Занятие №3
Понятие о горной породе, происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические) и значение в почвообразовании.
6
2
2
2
2
Занятие№4
Практическая работа 1
Определение наиболее распространённых минералов и горных пород по физическим свойствам и внешним признакам.
2
3
Тема 1.3. Выветривание горных пород и минералов. Почвообразующие породы
Занятие№5
Общие сведения о процессе выветривания.
Виды выветривания: физическое, химическое и биологическое. Формирование почвообразующих пород, их характеристика. Влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, рост и продуктивность лесных насаждений.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Геологическая деятельность рек, ветра, ледников, подземных вод, морей.
2
3
Раздел 2. Образование, состав и свойства почв
42
Тема 2.1. Почвообразовательный процесс
Занятие№6
Сущность почвообразовательного процесса.
Факторы почвообразования.
Значение природных и антропогенных факторов в образовании и дальнейшем развитии почв.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Геологический и биологический круговороты веществ.
4
Тема 2.2. Минеральная часть почвы
Занятие№7
Минералогический и механический составы почв, их влияние на плодородие почвы.
Классификации механических элементов и почв Н.А.Качинского.
Методы определения механического состава почв.
4
2
2
Занятие№8
Лабораторная работа 2
Определение механического состава почв простейшими методами.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Влияние гранулометрического состава на лесорастительные свойства почвы.
2
Тема 2.3. Органическая часть почвы
Занятие№9
Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества в почве и их характеристика. Формирование органического вещества в почве под лесными насаждениями.
Виды лесной подстилки и её значение.
Превращение органических остатков в почве.
Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв.
4
2
2
Занятие№10
Лабораторная работа 3
Определение содержания гумуса в почве.
.
2
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Экологическая роль гумуса.
2
Тема 2.4. Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почвы
Занятие№11
Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства.
Занятие№12
Поглотительная способность почв, её виды и практическое значение. Ёмкость поглощения.
Влияние состава поглощённых ионов на свойства почвы.
Занятие №14
Кислотность и щелочность почв.
Буферная способность почвы
10
2
2
2
2
2
2
Занятие№13
Лабораторная работа 4
Опыты с коллоидными растворами почв.
Занятие№15
Практическая работа 5
Определение РН солевой вытяжки.
2
2
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Коагуляция и пептизация коллоидов.
2
Тема 2.5. Физические свойства почвы
Занятие№16
Общие физические свойства почвы: плотность, плотность твёрдой фазы почвы, пористость, их динамика и экологическое значение.
Физико-механические свойства почвы.
Занятие№18
Значение воды в почве. Состояние и формы воды в почве. Водные свойства почв. Типы водного режима.
Влияние древесных насаждений на водный режим местности.
Занятие№20
Тепловые свойства, тепловой режим почв и методы его регулирования.
Воздушные свойства почвы и методы его регулирования
10
2
2
2
2
2
2
Занятие№17
Лабораторная работа 6
Определение плотности почвы и плотности твердой фазы почвы.
Занятие№19
Лабораторная работа 7
Водные свойства почвы.
2
2
3
3
Тема 2.6. Строение и морфологические признаки почвы
Занятие№21
Понятие о морфологии почв.
Строение почвенного профиля.
Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание. Морфологические признаки почв и их характеристика.
4
2
2
Занятие№22
Практическое занятие 8
Изучение строения и морфологических признаков почв по монолитам и почвенным образцам.
2
3
Тема 2.7. Плодородие почвы
Занятие№23
Понятие о плодородии.
Условия, определяющие плодородие почвы.
Виды почвенного плодородия.
Классификация удобрений их применение
Занятие№24
Бактериальные удобрения ТБ при работе с удобрениями
Подбор удобрений к конкретным условиям.
10
2
2
2
2
Занятие№25
Практическое занятие 9
Определение минеральных удобрений с помощью качественных реакций
Занятие№26 и №27
Практические занятия 10 и 11
Расчет доз удобрений
2
4
3
3
Раздел 3. Почвы
42
Тема 3.1. Понятие о почвенных типах и зонах
Занятие№28
Многообразие почв в природе и их классификация.
Понятие о почвенных зонах.
Основные типы почв РФ.
Закономерности географического распространения почв.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Классификация почв.
2
3
Тема 3.2. Почвы тундровой и лесной зон
Занятие№29
Географическое положение тундровой зоны.
Природные условия почвообразования в тундре.
Строение, лесорастительные свойства и классификация тундровых почв.
Использование почв тундры и мероприятия по их улучшению.
Занятие№30
Географическое положение лесной зоны. Природные условия почвообразования.
Генезис подзолистых почв. Подзолистый процесс почвообразования.
Роль древесной растительности в подзолообразовании.
Дерновый процесс почвообразования.
Глеевый процесс почвообразования.
Занятие №31
Строение, агрохимическая характеристика и классификация подзолистых, дерново-подзолистых и дерновых почв.
Занятие №32
Болотный процесс почвообразования. Причины и виды заболачивания. Типы лесных болот.
Строение, агрохимическая характеристика и классификация болотных и подзолисто-болотных почв.
Использование и лесорастительные свойства почв лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.
10
2
2
2
2
2
2
2
2
Занятие№33
Практическое занятие
Определение и описание почв лесной зоны по монолитам. Разработка комплекса мероприятий по повышению плодородия лесных почв.
2
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Почвообразовательные процессы в лесной зоне.
Влияние древесной растительности на подзолообразовательный и дерновый процессы.
Отличие почв болотных и подзолисто-болотных.
Отличие почв дерновых от дерново-подзолистых.
4
Тема 3.3. Почвы лесостепной зоны
Занятие№34
Географическое положение лесостепной зоны.
Природные условия почвообразования в лесостепи.
Генезис серых лесных почв, их строение, агрохимическая характеристика и классификация.
Лесорастительные свойства.
Использование и улучшение серых лесных почв.
4
2
1
2
Занятие№35