Презентация Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Подготовила учитель СБО МБСКОУ СКОШ №5 VIII вида Щёлковского муниципального района Московской области Иванова-Гайдащук Е.В. СДВГ Синдром дефицита внимания и гиперактивности - неврологическое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Первичные нарушения Этот синдром характеризуется: нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ слабая успеваемость в школе;затруднения в общении с другими людьми.вторичная невротизация СИМПТОМЫ Невнимательности Гиперактивности Импульсивности - недостаточно внимателен к деталям; - с трудом удерживает внимание; - создается впечатление, что он не слушает говорящего; - имеет трудности организации; - избегает выполнения задания; - теряет предметы; - отвлекается на внешние раздражители; - забывчив - не может усидеть на месте, когда это требуется; - шумно играет; - чрезмерно разговорчив - быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания; - проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди; - прерывает и вмешивается в чужие разговоры Психокоррекционная помощь опирается на развернутую систему социально-психологической поддержки через семью, сферу обучения и социальную профилактику. Диагностический модуль логопед психолог психоневролог - словарный запас;грамматический строй речи;звуковая культура речи;- связная речь. - Зрительно-моторная координация особенности нейродинамики;- внимание;- мышление;- память;- личностные особенности;- семейная атмосфера;эмоциональные установки по отношению к школе. Целесообразен при неэффективности немедикаментозных методов коррекции (лечение назначает врач) Направление коррекционно- развивающей работы Цели и задачи Процессы внимания Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания Процессы самоконтроля и организации внутренних психических процессов, включая узнавание, дифференцировку эмоциональных состояний и коррекцию негативных эмоциональных реакций с тревожным или аффективно-возбудимым, раздражительно-гневливым компонентом реагирования; Развитие и создание возможностей для формирования самоконтроля в отношении своего эмоционального состоянияи своего поведения, формирование терпимости к позиции другого; Пространственно-временной синтез (интеграция внешнего физического и внутреннего пространства, временного пространства — различие между внешним физическим и внутренним сомато-телесным, психическим пространством;различия внутри временного пространства — минутные, часовые, суточные циклы; дни, месяцы и циклы природы, дни, месяцы и года в развитии человека; время как «прошлое-настоящее-будущее») Структурирование временной и пространственной организации психических процессов Социально-реабилитационная работа с родителями и педагогами Цели и задачи Первый этап - информационно-просветительский - Ознакомление родителей с психологическими характеристиками и особенностями социального поведения детей с гипердинамичным поведением.- Научить родителей использовать свое влияние на ребенка, добиваться последовательности в своих действиях, уметь прощать ребенка, избегать физических наказаний как бы не было тяжело и утомительно. Второй этап — коррекционныйТретий этап закрепляющий. Родителям, педагогам помогают приобрести следующие навыки:— Преодоление непослушания и сдерживание или устранение вызывающего поведения ребенка (идентификация тех форм поведения, которые им хотелось бы поощрить у ребенка;контроль собственных эмоциональных реакций в виде раздражительности, агрессии);— Ознакомление с приемами ежедневного контроля выполнения домашних заданий, умения так организовать его деятельность, чтобы успех был максимальным, а неудачи минимальными;— Адаптация к эмоциональным проблемам ребенка (умение замечать то, что ребенок делает хорошо, умение хвалитьребенка за достигнутые результаты; умение прощать ребенка ине персонализировать его проблемы); — Обучение способности сохранять контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем (обучение использованию системы штрафов и поощрений; — Защита других членов семьи, других детей от воздействия неблагоприятных факторов, обусловленных гиперактивным поведением ребенка.Родители, педагоги могут объединяться в группы поддержки и совместно обсуждать проблемы детей и проблемы, связанные с неудачами обучения, воспитания. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ? СТАБИЛИЗИРОВАТЬ ОБСТАНОВКУ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА В семье ребенка с СДВГ снимать напряжение и сглаживать конфликты с ребёнком;Относиться к ребёнку позитивно, уравновешенно; Избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой;необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей;гиперактивному ребенку необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, как постоянство условий существования. ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА НАВЫКИПОСЛУШАНИЯ, САМООРГАНИЗАЦИИ Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам. Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер. НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Правила поведения должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени. СПОРТ Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они травматичны и непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению). ЧТО ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЯМ? ДЛЯ НАЧАЛА… Работа с учеником с СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд; дети ведут так себя не специально;не относитесь к ребенку, как к необычному;нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВГ, многое зависит от знаний и упорства учителя;удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВГ;индивидуальный подход, выяснение потребностей ребенка;позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку;знайте свои пределы. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА Повесьте правила поведения на видном месте.Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его. Разрешайте «отдых» на уроке.Уменьшите количество отвлекающих факторов. Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Нужна систематизация материала. Будьте эмоциональны на уроке – ребенку должно быть интересно учиться.Разбивайте длинные задания на более короткие.Повторяйте указания.Обращайте внимание на качество, а не на количество домашних заданий. Учите их запоминать материал, структурировать записи.Воздействуйте на разные каналы восприятия. Позволяйте себе шутить и быть оригинальными. Спасибо за внимание