ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ на тему Экологическая культура личности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»










ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ





Однополов Артём Алексеевич
учащийся 11 класса Б
МАОУ «Гимназия №1»
461630 г. Бугуруслан
ул. Московская, 18, А
8 (35352) 2-44-53

Руководитель:
Мордасова Наталья Александровна
учитель биологии
МАОУ «Гимназия №1»
первой квалификационной категории






2014 год



Содержание.
Введение.с.2

Теоретическая часть.
Экологическая культура личности: постижение смысла.с.5
Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация...с.6
Состояние окружающей природной среды Оренбуржьяс.9
Ядерные взрывы на территории области..с.10


Практическая часть.
Тематическое планирование по экологическому воспитанию учащихся 5 – 8 классов..с.11
Создание видеоролика


Заключение ..с.16

Библиография. .....с.17
























Введение.
Современная экология – это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях ее организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств, и тем самым – поддержания на Земле человечества. Используя ее законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.
Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. В настоящее время 5 млрд. человек населения Земли оказывают на природу такое же по масштабам воздействие, какое могли бы оказать 50 млрд. людей каменного века, хотя расход пищи на одного человека остался примерно прежним.
Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжелых экологических болезней.
Актуальность.
Наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей и подростков является перевод их сознания в другую ипостась – из природопотребительской в природосберегающую.

Проблема: преодоление в сознании детей экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга.

Объект исследования: учащиеся МАОУ «Гимназия №1»
Предмет исследования: экологическая культура личности

Цель: донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек – часть природы и поэтому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.

Задачи :
Познакомиться с теоретическим материалом по данной проблеме
Проанализировать состояние окружающей среды в Оренбургской области и в частности в г.Бугуруслане
Составить план по экологическому воспитанию учащихся с 5-8 класс
Создать видеоролик о сохранении природы нашей Земли
Сделать вывод о проделанной работе

Гипотеза: установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями (учащимися) и воспитанниками (учащимися), которые, позволят эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности – это миф или реальность?

Методы исследования:
аналитический обзор литературы
обобщение и систематизация
обработка полученных данных

Новизна: в ходе данного исследовательского проекта я смогу передать полученные мною знания, которые так заинтересовали меня на уроках биологии в 6-11 классах, будущему поколению.



































1. Экологическая культура личности: постижение смысла.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферным и социальными законами жизни. Видимо это и имел в виду Н.Рерих, говоря, что «жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура».
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят, общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Через передачу культуры воспитание участвует в формировании культурного опыта каждого.
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставших жертвами нарко-алкогольного и криминального бизнеса,- это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.
В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, там самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Человека, наделённого экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии со своим внутренним, так и внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счёт специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики жестов и, наконец, внутренний мир самого ребёнка. И с каждым из этих миров подростку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т.е. жить экологично. Иногда эти отношения стихийны, и тогда ребёнок получает уроки, которые преподносит ему жизнь, преодолевая собственные ошибки. Но чаще всего взрослые – родители, педагоги – пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у детей позитивных взаимоотношений с другими, людьми, природой. Ориентируясь на собственные пристрастия, они стараются передать им своё понимание музыки, умение обращаться с техникой, слушать и слышать то, что хотят выразить другие люди. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, подросток развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Однако зачастую опыт старшего поколения зиждется на экологических ценностях, не отвечающих новому времени. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе покорителей природы. Далеко не всегда совпадают вкусы молодых людей и родителей или педагогов в восприятии музыки, моды, изобразительного и театрального искусства. Вместе с тем многие подростки лучше взрослых осведомлены в вопросах компьютерной, аудио-, видеотехники. Отсюда во взаимоотношениях с подростками по освоению окружающего мира авторитаризм, педагогическое руководство в его классическом понимании неуместны. Более адекватным становится подшефное сопровождение (ненавязчивый совет, аргументация доводов), которое позволяет усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий Мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несёт персональную ответственность.

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования:
воспитательный потенциал и его реализация.

Не покрывая всего воспитательного пространства, под влиянием которого происходит развитие личности ребёнка, такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию детей и подростков, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.
Здесь уместно привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи: «Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей». Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей и подростков является перевод их сознания в другую ипостась – из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преодоление в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек – часть природы и поэтому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником, и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект.
В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья – её образ жизни и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой для всех её членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, всё это вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребёнка и в значительной степени сформировать его мировоззрение. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей.
Вместе с тем, данные социологического обследования говорят о том, что именно семье, родителям принадлежит заслуга в том, что сказки, стихи, литература приключенческая и о природе по-прежнему сохраняют за собой ведущее место в реальном круге чтения детей в дошкольном и школьном детстве. Ребята этого возраста называют множество русских и зарубежных классических произведений этого жанра, но уже в раннем подростковом возрасте этот круг чтения резко сужается, а интерес к книге в целом стремительно падает.
Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей. Этот интерес может стать опорой в общем стремлении родителей и учителей в приобщении подростков к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры человека. Главное сегодня – отвлечь внимание подростков от соблазнов (курение, наркотики, ранняя сексуальная жизнь), подстерегающих их повсюду, и переключить их на другие интересы – занятие физкультурой и спортом, пешие прогулки в парк, лес, загородные поездки, туристические походы, участие в сельхозработах на даче или с целью получения заработка и т.п. В процессе совместного времяпровождения происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей – круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций.
К сожалению приходится констатировать, что в современных условиях семейное воспитание несёт значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи как условия её выживания.
В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодёжи, школа, особенно городская, выносит на себе основной груз не только из-за того, что подавляющее число учащихся получает в ней образование, но и потому, что в настоящее время город и городская среда – наиболее мощные импульсы, определяющие жизнь современных людей, характер их взаимоотношений с природой.
Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоении экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. Однако эти предметы, судя по результатам опросов учащихся, у них не котируются в числе любимых. А низкий интерес школьников к материалу, несущему экологическую информацию, объясняется не только тем, что он не соответствует психологическим особенностям детей(слишком высока интеллектуальная планка, которую дети не в состоянии осилить), но и тем, что преподносится учителями в рамках урока, а это очень мало, чтобы перестроить сознание детей.
В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей нельзя не учитывать различий в способах восприятии ими окружающего мира, явлений и стилях познания. В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной ценности, поскольку информация о ней изобилует данными об её утилитарном предназначении. У подростков весь спектр отношений эмоционально окрашен. Осуществляя поиск наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяют. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитии экологической культуры.
Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями ( учащимися) и воспитанниками
( учащимися), которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Больше внимания следует уделять и тому, чтобы оцени и суждения исходили, по возможности, не от педагога, а от самих учащихся и тогда эти оценки могут стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно культурных ценностей.



3. Состояние окружающей природной среды Оренбуржья.

35 – административных районов
12 – городов
26 – посёлков городского типа
1769 – населённых пунктов
124 тыс. кв.км. – площадь области
2 млн.300 тыс. – численность населения
18 чел. на 1 кв.км. - плотность населения

На территории области выделяют несколько зон интенсивной техногенной нагрузки:
Северо-западная , расположенная на территории Бугурусланского и частично Бузулукского районов. Здесь сконцентрирована – нефтедобывающая промышленность. На долю этих производст мощностью отведено 7,7 тыс га земель. Основные загрязнения – на почвы и водоёмы.
Центральная: юго-западная часть Оренбургского района, часть Илекского и Переволоцкого района – районы интенсивной добычи газов. Максимальное давление на воздух. Основные загрязнители: соединения серы и летучие углеводороды. Под этими предприятиями – 3000 га.
Восточная: расположена в районе промышленных узлов начало от Кувандыка, Медногорска, Новотроицка, Орска до Гая и близ лежащие территории. Здесь сосредоточены основные предприятия чёрной и цветной металлургии, а также горнорудная промышленность ( 4000 га)

По валовому объёму выбросов Оренбургская область относится к регионам с максимальной антропогенной нагрузкой на атмосферу. К такой категории относятся районы, где суммарный выброс в год составляет более 500 тыс. тонн ( всего в стране 9 таких районов, мы в том числе). С начала 90-х годов наметилась тенденция к снижению объёмов, так и качественного состояния этих выбросов. Это связано с падением производства. В том числе в атмосферу поступают:
Диоксид серы от 390 до 147 тонн в год
Углеводы метана 91- 70 т/г
Оксидов углерода 356-134 т/г
Оксидов азота 79- 44 т/г
Наиболее сильному загрязнению атмосферы подвержена восточная часть области. На её долю приходится 75% всей массы выбросов. Это связано с наибольшей концентрацией здесь промышленных предприятий: Ириклинская ГРЭС, Орский нефтехимический комплекс, металлургический комплекс.
Современный транспорт также загрязняет воду и воздух, вызывает шум. На долю транспорта приходится около 30% выбросов загрязняющих веществ, а в городах - более 50%.
В водные источники ежегодно сбрасывается около 1млрд 800млн куб. м стоков, из них 10% неочищенные. Из 45 городов и райцентров области лишь 16 имеют сооружения по очистке сточных вод. К категории грязных и умеренно загрязнённых относятся реки Илек, Сакмара, Самара, Ток, Урал, Блява (в Кувандыкском районе).

В водные источники ежегодно сбрасывается около 1млрд 800млн куб. м стоков, из них 10% неочищенные.
Загрязнение почв и земель промышленными отходами с содержанием никеля, хрома, мышьяка, железа, свинца и других тяжелых металлов ежегодно составляет 1млрд. 200млн тонн.

Из года в год в области увеличивается количество бытовых отходов. Ежегодно каждый житель Оренбургской области выбрасывает около 500 кг различного мусора. Умножив эту цифру на численность населения области (2млн 193тыс 700человек), можно представить себе размеры этой грандиозной ежегодной свалки.


4. Ядерные взрывы на территории области.

Всего 6 ядерных взрывов.
1954г – Тоцкий полигон.
Тип: наземно-воздушный
Цель: испытание ядерного оружия (учебные)

1972г – с.Васильевка, Курманаевского района
Объект: «Регион 1»
Тип: подземный, глубина 500м
Цель: реализация ядерной взрывной технологии с целью сейсмического зондирования земной коры для обнаружения нефти и газа.

1972г – с.Сергеевка, Первомайского района
Объект: «Регион 1»
Тип: подземный, глубина 700м
Цель: та же

1972г – Октябрьский район, окрестности райцентра
Объект: «Магистраль»
Тип: подземный, глубина 701м
Цель: создание подземной ёмкости для хранения газовой конденсации

5-6) 1974г – Оренбургская область, юго-западная часть
Объект: «Сапфир»
Тип: подземный, глубина 1142
Цель: та же
Практическая часть.

В нашем воспитательном проекте, который только начинает свою реализацию, мы предлагаем рассмотреть проблему патриотизма бинарно, т.е. двойственно:

1. Быть патриотом, значит, знать и помнить о подвигах людей, действующих во благо всех остальных.

2. Быть патриотом, значит, уметь любить и уметь защищать природу родного края.


Сегодня мы рассмотрим 2 аспект, и сделаем акцент на том, что человек, которого формирует школа, должен знать, уметь и беречь природу родного края и должен уметь правильно реагировать на экологические проблемы, которых в Оренбургской области хватает.

Этот материал мы рекомендуем использовать в параллелях с 5 по 8 класс, 1 раз в четверть, в качестве внеклассного мероприятия. Главными помощниками в реализации данного проекта , мы предлагаем брать учащихся из более старшего класса. Так, например, для учащихся 5-6 классов данный материал будут преподносить учащиеся 7 класса; для 7-го – учащиеся 8 – 9 класса и так далее.






















Тематический план по экологическому воспитанию учащихся.
5 класс «Экологическая почта»
Четверть
Название темы
Задачи
Форма занятий

1
Какой бы я хотел видеть Землю?
Создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребёнка
Формирование и открытие «Экологической почты». Видеопутешествие в истории. Открытое рисованное письмо.

2
Новогодняя почта.
Сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников
Оформление листовок разным адресатам, обращения от имени ребёнка к родителям или ели- Человеку, к лесникам и торговцам елями.

3
Подкормка птиц
Обратить внимание на зимующих птиц, а также вызвать желание у многих помочь им в это трудное время года.
Изготовление кормушек. Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи. Реклама и ярмарка-раздача кормушек всем желающим подкармливать птиц (выступления в детских садах)..

4
День Земли
Сочетать экологическую почту с реальной экологической деятельностью учащихся, опираясь на экологические проблемы своего города.
Изготовление праздничной корреспонденции – телеграммы, стихи, музыкальные обращения к Земле, поздравительные открытки, посылки (инвентарь по уходу за клумбами, комнатными растениями, образцы игрушек-зверюшек

6 класс «Экология – предмет: интересно или нет»
Четверть
Название темы
Задачи
Форма занятий

1
Что такое экология, экосистемы?
Познакомить с основными понятиями этой науки и проблемами, стоящими перед ней; как взаимосвязаны растения и животные и какова роль окружающей среды.
Беседа, наблюдения, работа с дополнительной литературой, моделирование биоценозов, сочинение экологических сказок, рассказов

2
Круговороты в природе
Познакомить с непрерывным круговоротом веществ в природе и о влиянии каждого из них на всю экосистему; переработка и утилизация отходов
Моделирование пищевой сети, беседа, изготовление поделок из бросового материала, составление экологической тропы и пути решения её проблем

3
Человек и биосфера
Познакомить с основными экологическими катастрофами, с их последствиями; влияние деятельности человека на природу
Разработать комплекс воздействия на ликвидацию этих проблем, акция «Скворечник», оформление стенда «Природа и мы», выставка рисунков.

4
Охрана природы
Познакомить с основными заповедниками России, с исчезающими видами растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Оформление альбомов с редкими животными и растениями, раздача памяток «Как вести себя на природе»


7 класс «Мой край»
Четверть
Название темы
Задачи
Форма занятий

1
Оренбуржье
Познакомить детей с местоположением нашей области на карте России, её своеобразии
Беседа о нашем крае, определение местоположения области на карте, рассматривание карты своей области, оформление альбома «Наш край»

2
Поверхность нашего края, её подземные богатства
Выяснить особенности поверхности нашего края, познакомить с проблемой охраны его поверхности, расширить знания детей о полезных ископаемых области
Работа с картой по описанию поверхности, просмотр видеозаписи о природе своего края, дискуссия «Надо ли охранять?», практическая работа по описанию полезных ископаемых

3
Природное сообщество края
Познакомить с понятием «природное сообщество», отметить видовое разнообразие животного и растительного мира.
Рассматривание открыток, иллюстраций, гербарных экземпляров, составление динамических цепей питания, изготовление условных знаков правил поведения в природе

4
Природа в опасности
Обобщить знания учащихся о природоохранных мероприятиях, развивать стремление активно наравне со взрослыми участвовать в охране природы
Деловая игра «Пресс-конференция».
Подготовка: рисование рекламных щитов, подготовка текстов выступления, изготовление табличек с названием организаций, нагрудных знаков, визитных карточек.


8 класс .Работа над проектом «Экология и будущее человека»
1 четверть: Подбор материалов
2 четверть: Систематизация данного материала
3 четверть: Оформление работы
4 четверть: Защита проекта






























Заключение.

Сегодня, как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счёт:
сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей;
включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;
насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;
создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города);
обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.


Вот как дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть,
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.
Такой уж выпущен закон,
А чтобы соблюдался он,
Потребуется власть.

И в школе учат вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!








Библиография.

1. Дежникова Н.С и др. «Воспитание экологической культуры у детей и подростков»
2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты»
3. Левитман М.Х. «Экология-предмет: интересно или нет?»
4. Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники»
5. Чижевский А.Е. «Я познаю мир: Экология»- энциклопедия.
6. Чибилёв А.А., Ахметова Р.Ш. «География Оренбургской области» - учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы.
7. Энциклопедия «Планета Земля»










13PAGE 15


13PAGE 141715




15