Урок-игра по русскому языку «Съедобные фразеологизмы»


Урок-игра «Съедобные фразеологизмы»
(6 класс.Итоговое повторение)
Учитель: Дьяконова И.Н.
Цели как деятельность учителя:
Обобщить полученные знания .Задачи:
Образовательные: 1. Углубить знания по изученному материалу
2. Развить речевые . орфографические и пунктуационные умения
Развивающие: 1.Раскрыть творческий потенциал учащихся.
2.Научить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.
3.Развить творческое мышление, устную речь.
Воспитательные: 1.Формировать чувства товарищества, дружбы.
2.Формировать умение работать в коллективе.
Цели как деятельность учеников: 1.Метапредметные:перерабатыватьи преобразовывать информацию, пользоваться разными видами чтения . анализировать содержание текста, создавать собственные высказывания.

2.Коммуникативные: работать в группах. формулировать свое мнение , делать совместные выводы, приходить к решению . выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.
3.Предметные: находить орфограммы по опознавательным признакам, правильно писать слова с орфограммой»Чередующиеся корни» . Анализировать и правильно оформлять следующие пунктограммы: «Тире между подлежащим и сказуемым», «Обособление вводных слов» , «Оформление предложений с прямой речью», «Постановка запятой в сложном предложении».
IОргмомент.II Мотивирующее введение в тему урока.На орехи.
Орехи-любимое лакомство многих ребят. 2) Конечно, заросли лещины и в давние времена встречались не везде, но зато орехи собирались во множестве и стоили недорого. Поэтому обычным подарком отца семейства, вернувшегося с заработков, была пара копеек детишкам на орехи. Если же дети вели себя не очень хорошо,мать обычно говорила: «Ужо вернётся отец, так будет вам на орехи». Немудрено, что выражение «на орехи» стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого.
.
-О чём данный текст?
Что нового вы узнали?
-Как называется выражение «на орехи» в русской грамматике?
-В чём особенность фразеологизмов?
Охарактеризуйте это языковое явление.
-Как вы думаете, почему некоторые слова подчёркнуты? Трудны ли они с точки зрения правописания?
-Что называется орфограммой и каковы опознавательные признаки орфограмм?(Обоснуйте свой ответ на примере двух-трёх слов)
-Какие пунктограммы вы увидели в этом тексте?
(Объясните постанову знаков препинания во втором и четвёртом предложении) III III Введение в проблему
-Мы закончили изучение программного материала и теперь будем повторять изученное. Как вы думаете, что будет предметом повторения на нашем сегодняшнем уроке?
А чтобы вам было интереснее, мы проведём урок-игру «Съедобные фразеологизмы». Игра состоит из нескольких заданий, которые вы будете выполнять индивидуально, коллективно и в группах. В конце урока каждый получит оценку за проделанную работу.
ІV. Обобщение и углубление изученного.Развитие речевых, орфографических и пунктуационных.
Задание №1.
Игра «Кто быстрее?»(Задание в группах)
Кто быстрее определит лексическое значение фразеологизмов.

1 2
Соль земли. Отрезанный ломоть.
Не фунт изюму. Профессор кислых щей.
Кормить завтраками. Груши околачивать.

Задание №2
Игра «Знаешь ли ты?»
Попробуйте определить происхождение фразеологизма «Груши околачивать». Выскажите свои предположения
Сравните свои рассуждения с текстом подсказкой.
Груши околачивать.
Созревшая груша-товар скоропортящийся. В древности он почти не шёл на продажу, почти не использовался для варений и компотов, а был лишь сезонным лакомством детишек. Груши росли, после созревали, сами падали с веток и собирали их лишь по надобности. Вот почему выражение «груши околачивать» (т.е. сбивать палкой) стало синонимом не просто безделья, а безделья особо злостного.
Индивидуальные задания.
Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Объясните правописание слов.
Найдите предложения, соответствующее схеме [сущ. в и. п.-сущ. в и. п.]Придумайте свои примеры, характеризующие данную пунктограмму.
(Проверка ответов учащихся, выполнявших индивидуальные задания.)
Задание №3
Игра «Маковая росинка»
(На экран выводиться текст)
Маковая росинка.
Когда слышишь, что у кого-то во рту маковой росинки не было, понимать это следует так, что человек давно ... Русская пословица говорит Ни мачинки ни росинки во рту не бывало.
Наверное стремление языка к лаконизму объединило самую маленькую крошку съестного и самую маленькую каплю воды в небывалую маковую росинку которую и поминает страдающий от голода и жажды.
(Каждой группе даётся фиксированное время,чтобы вставить в текст нужные слова и знаки препинания.)
Индивидуальные задания для нескольких игроков.
Употребите использованное в тексте вводное слово в своих предложениях так, чтобы оно занимало разное место.
Вспомните русские пословицы о хлебе и запишите их в виде предложений с прямой речью. Прямая речь должна находиться как перед словами автора, так и после них.
Найдите в тексте сложноподчинённое предложение. Приведите свои примеры таких сложных предложений, используя разные подчинительные союзы.
Задание №4.
Игра «Хочешь щей?»
На карточках написаны слова и словосочетания, из которых надо составить предложение.
Кто справится с задачей?(Работа в группах)
В оранжереях русских вельмож;кислые щи; из которых готовили; ананасы; росли.
- Имеете ли смысл данное предложение?
Оказывается, да. Дело в том, что во времена Екатерины II кислыми щами называли вовсе не суп, а напиток наподобие кваса. Тепличные ананасы, предназначенные для щей, мариновали в бочонках, а потом готовили из них шипучий напиток, что-то вроде сидра.
А в наше время существует выражение «профессор кислых щей». Так называют малограмотного человека, вздумавшего рассуждать о вещах, в которых сам ничего не понимает.
Вернёмся к нашему предложению.
-К какому типу сложных предложений оно относится?
-Можно ли в него включить вводные слова? Докажите на примерах.
-Есть ли в этом предложении слово с орфограммой, которую мы сегодня повторяем?
V.Подведение итогов.
-Какое языковое явление было предметом повторения сегодняшнего урока?
-Какими путями приходили в наш язык?
-В чём их особенность?
-Какие орфограммы и пунктограммы мы повторили?
-Что является их опознавательным признаком?
VІ.Подведение итогов игры. Выставление оценок.
VІІ.Домашнее задание(по выбору учащихся)
Подготовьте презентацию на тему «Опроисхождении фразеологизмов»
Придумайте задания, включающиеся в себя те орфограммы и пунктограммы, которые мы повторяли на сегодняшнем уроке.