Формирование информационной культуры школьников во внеурочной деятельности

Формирование информационной культуры школьников во внеурочной деятельности
Малиновская Светлана Александровна, учитель географии МОУ «Гимназия №6» г. Воркуты

Одной из целей Федеральной программы развития образования является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией.
Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая «информационная» среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место.
Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Применяя в работе с детьми технологию формирования информационной культуры, можно ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся: умение задавать грамотно вопрос; знание источников информации и умение ими пользоваться; умение правильно применить найденную информацию. Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
Воспитание информационной культуры учеников гимназии – задача не только библиотекаря, учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.
Не первый год на уроках географии и во внеурочной деятельности мной осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. На уроках используются обучающие программы с игровыми элементами, электронные учебники и справочники, видеоматериалы BBC, презентации проектов, конкурсы Интернет-новинок. В выполнении практических и лабораторных работ используются электронные таблицы, с помощью которых можно выполнить моделирование различных процессов, построить графики и диаграммы. В этом случае компьютер облегчает выполнение сложных операций и позволяет учителю и ученикам больше внимания уделять анализу данных, с которыми мы работаем. Основными достоинствами компьютерных вычислений являются скорость, аккуратность, а также быстрота ввода информации и выдачи данных. Использование персонального компьютера на уроках позволяет сделать урок более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Говоря о самостоятельности учащихся в учебно-исследовательской деятельности, подразумевается, что учитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узко-прикладного, экспериментального характера в различных областях знаний, то результаты вполне могут нести в себе определенную новизну.
Огромное значение в решении задач активизации познавательной и творческой активности, заинтересованности учащихся в предмете, в формировании информационной культуры отводится внеклассной работе.
Информационные технологии на уроках и во внеклассной работе позволяют создать у детей мотивацию для более серьезного отношения к изучению предмета, а также к творчеству, стремлению реализовать себя, проявить свои возможности.
Эффективность использования технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся по формированию информационной культуры при проведении открытых классных часов, предметных недель, в работе естественнонаучной секции научного общества учащихся гимназии (форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работы, организацию круглых столов, дебатов, дискуссий, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций, встреч с представителями науки и образования и т.д.), в проведении факультативных занятий (предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности) подтверждается научно-методической литературой.
Первое условие эффективности представляет собой следующий набор принципов, определяющих технологию организации и участия гимназистов в открытых классных мероприятиях: принцип добровольности, научный подход, многопредметность, принцип обеспечения высокого статуса участия во внеурочной деятельности. Вторым условием эффективности является соблюдение основных этапов работы по заданной теме: утверждение плана работы; рецензирование отобранного материала; участие в составлении программы, сценария; подготовка и участие в публичных выступлениях.
Изучение теоретической основы формирования информационной культуры учащихся помогло выделить три уровня развития: оптимальный, допустимый, критический.
Оптимальный уровень формирования информационной культуры характеризуется проявлением активности в саморазвитии гимназистов, стремлением узнать больше, чем дают учебные программы; осознанием ценности информационной культуры, определяя ее важной для будущего; гимназист с интересом относится к исследовательской деятельности; самостоятельно ставит исследовательские задачи; владеет навыками поиска информации и презентации результатов проведенного исследования.
Допустимый уровень характеризуется осознанием необходимости изучения методов исследования в будущей профессии; проявлением интереса к саморазвитию, но при этом активность не ярко выражена; гимназист частично владеет навыками применения методов исследования, частично осознает ценность информационной культуры; не в полной мере владеет навыками представления результатов исследований.
Критический уровень характеризуется тем, что гимназист не осознает значимости формирования информационной культуры; не владеет приемами проектной и исследовательской деятельности; проявляет интерес лишь к несложным заданиям; у него отсутствует творческая активность; не владеет навыками публичного выступления.
Анализ работы показал, что вопросам формирования информационной культуры, проектной и исследовательской деятельности уделяется недостаточное внимание, что и привело к мысли более широко и активно использовать технологию формирования информационной культуры гимназистов во внеурочной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач можно опираться на общедидактические принципы, обучение в деятельности, творческой интерпретации учебного и внепрограммного материала, учет региональных особенностей, самообучение и взаимообучение. Целостное включение гимназистов и преподавателей в коллективную творческую деятельность на основе социального партнерства рассматривается как одно из условий развития информационной культуры.
Для того чтобы ученик мог воспользоваться обогащенной, развивающей средой, ему необходимо овладеть средствами осуществления исследовательской активности, приобретать исследовательские умения, с помощью которых могут быть обнаружены те или иные стороны познаваемого мира. В свою очередь, исследовательская активность ребенка может проявиться во всей полноте, реализоваться и занять значимое место в иерархии ценностей только при условии создания атмосферы доверия, сотрудничества, сотворчества, в условиях взаимодействия учителя и ученика в процессе познания им окружающего мира.
Предполагается выделение нескольких этапов в развитии информационной культуры.
Основной акцент на первом этапе отводится формированию мотивационного компонента информационной культуры. Особая роль на этом этапе отведена активным гимназистам, которые осознанно участвуют в открытых классных часах, конференциях, участие в которых помогает оценить себя.
На втором этапе активные гимназисты ведут исследовательскую, поисковую деятельность при подготовке к открытым мероприятиям, организовываясь в проблемные группы, куда вовлекаются учащиеся допустимого уровня осознания. Информационная культура формируется в процессе работы над одной темой, посредством сравнения полученной информации, отбора и обоснования наиболее интересного материала для мероприятий. Учащиеся вовлекаются в создание проекта, учатся представлять полученные результаты, учатся у своих товарищей публичному выступлению.
Третий этап связан с непосредственным формированием информационной культуры у всех учащихся. Работа ведется по разным направлениям, по разным вопросам. Гимназисты делятся полученной информацией, обсуждают, задают друг другу вопросы, отвечают на вопрос оппонентов. Исследовательская и поисковая деятельность выражается в создании общего сценария внеклассного мероприятия и отведения ролей каждому участнику.
Такой подход к формированию информационной культуры дает положительнее результаты.
Основные задачи и требования формирования информационной культуры школьников: практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности; обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками, включая базы данных, Интернет; обучение информационной грамотности следует рассматривать как составную часть повседневной учебно-воспитательной работы.
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Ни одна из профессий не имеет такого большого значения для обеспечения надежного, стабильного и успешного будущего страны, для развития интеллектуального и творческого потенциала нации, как профессия педагога.
Работа учителя с учащимися – сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, личностного роста, обновляемых знаний, тесного сотрудничества с родителями.
Любая деятельность учащихся должна обеспечиваться психолого-педагогической поддержкой. Ключевая позиция в организации среды, способствующей развитию ребенка, принадлежит педагогу. От его профессионализма, способности к творчеству, широкой эрудиции, высокого уровня психолого-педагогической подготовки, гуманного отношения к людям зависит эффективность взаимодействия с учащимися.
Исходя из новой образовательной парадигмы, учитель должен пересмотреть модели своей профессиональной деятельности, ценностные ориентации и установки.
Учитель должен быть и сам сориентирован на работу по формированию информационной культуры школьников, а это должно отразиться в постоянном повышении квалификации, аттестации на квалификационную категорию, повышении психологической грамотности, повышении компьютерной грамотности, исследовательской деятельности, овладении новыми образовательными технологиями, творческом развитии, организации методической работы.
15