МОЁ БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ
ПРОГРАММА
«МОЁ БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ (УЧЕБА +РАБОТА= УСПЕШНАЯ КАРЬЕРА)»
ДЛЯ 8-10 КЛАССОВ
Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26»
Подготовила : Белая Л.П
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность профориентационной работы на современном этапе
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
Неопределенность целей профессионального самоопределения.
Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.
Главная цель данной программы:
Формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
· оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
· выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
· получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
· обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
· выработка общественно- значимых мотивов выбора профессии;
· информирование учащихся 9-10 классов и их родителей о различных учебных заведениях города и региона;
· формирование и развитие навыков самостоятельного и осознанного принятия решений;
· формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
Выстраивая работу по профориентации учащихся, мы опирались на модель личности выпускника, где был определён ряд наиболее важных, на наш взгляд, компетенций. Не случайно в этой модели выделены такие компетенции, как:
ценностно-смысловая - готовностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
социально-трудовая - готовностью к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированностью знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
общекультурная - осведомленностью в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентацией на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни;
учебно-познавательная - готовностью к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности и программирования для успешной социализации в информационном обществе;
личностного самосовершенствования - готовностью осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированностью ценностного отношения к самообразованию;
коммуникативная - готовностью к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированностью навыков работы в группе, способностью быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Основные принципы активизации и развития профоринтационой работы.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми будем руководствоваться при организации работы по данной программе:
· принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
· связь профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;
· принцип взаимосвязи профориентационных Центров, школ, семьи, средних и высших учебных заведений в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии, что предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
· Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.
· Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
· Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы
· Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.
· Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
· Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
Структурно-функциональная модель
допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации учащихся по программе «Моё будущее зависит от меня (учеба + работа = успешная карьера)»
1 ступень 8-9классы
Предпрофильная подготовка
Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об
учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор обучения в старшей школе.
педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники,
школьный библиотекарь, родители
2 ступень 10 классы
Профессиональная подготовка
Углубленное изучение предметов. Участие в тематических экскурсиях, анкетирование.
педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники,
школьный библиотекарь, родители
8-9 классы.
Предпрофильная подготовка
Основная цель - создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий, подготовка детей к выбору профиля обучения на старшей ступени.
Важным является объединение усилий всех участников образовательного процесса с целью оказания квалифицированной помощи учащимся.
1. Учителя-предметники. Задача - повышение роли учителя-предметника в профессиональном самоопределении учащихся.
Мини-лекции о содержании профессии. Темы: «Профессии социальной сферы», «Профессия - предприниматель», «Профессия - руководитель»;
В ходе лекций у учащихся формируется представление о профессиональной направленности того или иного предмета:
История - юрист, культуролог, экскурсовод, социальный работник
Математика - статист, бухгалтер, экономист, финансист
Физика - инженер, метеоролог, учёный
Химия - врач, фармацевт, металлург, лаборант
Биология - селекционер, эколог, агроном
Информатика - программист, пользователь ЭВМ
Литература, русский язык - журналист, корреспондент, делопроизводитель, редактор
2. Классный руководитель
проводит цикл бесед, условно названный «Уроки самопознания», примерные темы которых:
8 классы: «Темперамент и профессия», «Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы», «Способности и профессиональная пригодность», «Профессия и здоровье»;
9 классы: «Как избежать ошибок при выборе профессии», «Формула успеха», «Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда: мифы и реальность».
Проведение в рамках предпрофильного обучения Дней открытых дверей, в ходе которых организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений.
Участие детей в ярмарках образовательных услуг.
Экскурсии на производство.
Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
10 классы. Профильная подготовка.
Основная цель – подготовить выпускников к продолжению образования в соответствии с профилем.
На данной ступени обучения у учащихся должна быть сформирована мотивационно-ценностная готовность к выбору профессии. Поэтому на данном этапе проводится диагностика «Мой профессиональный мотив».
Почему ты выбрал именно эту профессию?
- мне нравится эта профессия, смогу в ней полностью реализовать себя;
- «за компанию»;
- продолжение семейной традиции;
- внешняя привлекательность профессии;
- не знаю.
Что повлияло на твой выбор профессии?
- самостоятельно принял решение;
- посоветовали родители;
- посоветовали друзья;
- влияние оказали занятия в школе.
Таким образом, в результате диагностики можно сделать выводы о том, что при выборе профессии у наших учащихся в основном преобладают такие мотивы, как:
- Мотив социальной зависимости («за компанию»), когда старшеклассник собирается заниматься этой профессией под воздействием друга или других значимых людей;
- Мотив преемственности, когда некоторые старшеклассники повторяют профессиональный выбор своих родителей, т.е. продолжают династию;
- Мотив внешней привлекательности, когда учащиеся выбирают профессию на основе сугубо внешних элементов деятельности: красивая форменная одежда, эстетичная рабочая обстановка и др.
- И только у небольшого количества учащихся преобладает мотив профессиональной самореализации, когда профессия выбрана самостоятельно, нравится и старшеклассник понимает, что только в ней сможет самореализовать себя. Поэтому важное значение приобретает работа по формированию мотивационно-ценностной готовности старшеклассников к выбору профессии.
Классный руководитель:
Система классных часов – уроков самоопределения по теме «Профессиональное определение: мотивы и ценности», где учащиеся представляют свою будущую профессию, обосновывая свой выбор.
Темы: «Твоя карьера», «Формула успеха»
Организация социального партнёрства:
- Проведение в рамках профильного обучения Дней открытых дверей, в ходе которых организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений.
- Участие детей в ярмарках образовательных услуг.
- Экскурсии на производство.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
- Встречи с выпускниками школы.
Взаимодействие с родителями
1. Родительские собрания по темам программы;
2. Совместные консультации в Центрах занятости населения и в психологических центрах;
3. Экскурсии на предприятия, где работают или служат родители;
4. Приглашение родителей на классные часы с беседами о своей профессии;
5. Посещение учебных заведений города в рамках Дней открытых дверей.
Городская 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный:
Август - сентябрь
- подготовка материала, установление связей с социумом, консультации специалистов, сбор информации;
2 этап – информационный:
Октябрь - ноябрь
- максимально полное информирование о возможных вариантах образовательного маршрута после 9 класса;
- как правильно выбрать профессию;
- знакомство в доступной форме с профессиограммами наиболее популярных среди учащихся профессий;
- знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности»;
- изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся;
- диагностика свойств личности;
- диагностика возможностей;
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс - диагностики;
- знакомство с различными профессиональными учреждениями города и региона.
3 этап – аналитический:
Декабрь - январь
- анализ результатов диагностики интересов и возможностей;
- анализ мнения родителей.
4 этап – обобщающий:
Февраль - март
- индивидуальные беседы с учащимися;
- индивидуальные беседы с родителями;
5 этап – заключительный. Этап принятия решений.
Апрель - май
МОГУ + ХОЧУ + НАДО + ВАРИАНТЫ ВЫБОРА
Тематическое планирование занятий
№
Тема занятий
Кол-во
часов
8 – 9 классы
1
Ты выбираешь профессию. Со многими неизвестными!
2
2
Мир профессий. Человек – техника
2
3
Мир профессий. Человек – человек
2
4
Мир профессий. Человек – природа
2
5
Познай самого себя (тестирование)
2
6
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии?
1
7
Профориентации и медицинское консультирование
1
8
Мотивы выбора профессии
1
9
Психологические характеристики профессий
3
10
Профессии с большой перспективой
1
11
Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека.
1
12
Подвохи престижа
1
13
Труд и творчество – главный смысл жизни
1
14
Чего желают мама и папа?
1
10 класс
15
Новые профессии
2
16
Профессии с большой перспективой
2
17
Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности
3
18
Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута
3
19
Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор»
1
20
Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения
3
21
Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления
3
22
Условия правильного выбора
1
23
Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Деловая игра
1
24
Профориентация и медицинское консультирование
1
25
Выбор профессии (рекомендации от психолога)
2
26
Сотвори свое будущее сам
1
Формы и методы профориентационной работы
Формы
Пассивно – школьные мероприятия:
- беседы;
- викторины;
- информационные стенды;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми.
2. Активные:
- кружки;
- консультации;
- справочная литература;
- семья.
3. Профессиональные консультации.
Методы:
Профессиональное просвещение:
- профессиограммы;
- реклама, агитация;
- дни открытых дверей;
- выставки, беседы;
- учебные фильмы.
2. Профессинальное воспитание:
- формирование у учащихся необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (через рассказ, беседу, лекцию, диспут, показ кино и видеофильмов, наглядность);
- организация познавательной и практической деятельности учащихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);
- стимулирование учащихся на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры);
Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность учащегося и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Следующий результативный критерий потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIIIX классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Последний результативный критерий наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
Критерии и показатели готовности старшеклассников
к профессиональному самоопределению,
согласованные с выбором профиля обучения
Критерии
Показатели
9 класс
10 класс
Когнитивный
(К)
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально
го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.
4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный
(М-Ц)
1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходи-мости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профес-сиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК.
Деятельностно-практический (Д-П)
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.
2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК.
Список литературы
Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1985.
Воспитание и развитие личности в социуме: (Комплексно-целевая программа). – Арабеск, 2000.
Городская библиотека
Беседы, конференции, диспуты, презентации
Связь с социумом
Городской музей
Выставки, беседы, встречи, презентации
Центр занятости населения
Информация
консультации
Психологи-ческий центр
Тестированиеконсультации
15