Рабочая программа по предмету окружающий мирдля 4 класса Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №106»
«Рассмотрено» на заседании МО
_____ С.Ю. Митюшова
Протокол №1 от 26.08.2015 «Согласовано»
Зам. директора по УВР
______ С.А.Лепехина
27.08.2015 «Утверждаю»
Директор МБОУ « СОШ № 106»
____________Л. Г. Матвеева
Приказ № 01-04/64/1 от 31.08. 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для учащихся 4 В класса
Составитель: Барсукова О. А.,
учитель начальных классов
Барнаул
2015
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с УМК «Школа России» и авторской программы А.А. Плешакова, вошедшая в сборник программ «Школа России», научный руководитель А.А. Плешаков. Москва «просвещение», 2011г. С.528. составлена в соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ №106» г. Барнаула.
Программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обоснование выбора УМК
В УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российских школ, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ:
обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
формирование учебной мотивации;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
коррекция индивидуальных отклонений;
охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
организация благоприятной социальной среды;
системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Технологии обучения:
технология проблемного обучения - приобретение учащимися универсальных учебных действий, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие творческих и познавательных способностей; создание проблемных ситуаций и обучение способам их решения; создание условий для самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, поставленных различными способами;
технология дифференцированного обучения - создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития;
информационные технологии - интенсификация и оптимизация учебного процесса, обучение работе с разными источниками информации; обучение навыкам пользователя ПК; назначение основных устройств ПК; обучение умению передачи, поиска, преобразовании, хранения информации; использование информационных технологий как средства оптимизации процесса обучения (поиск информации, оформление документов – рефератов, проектов);
здоровьесберегающие технологии;
социальный проект - формирование ключевых компетенций, комплексных свойств личности, формирование активной, самостоятельной и инициативной гражданской позиции учащихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, воспитание чувства ответственности за порученное дело; создание условий для перехода социально-значимого дела в социальный проект; создание условий для социального проектирования и выхода в социум.
Формы и методы обучения:
урок-экскурсия, путешествие;
проведение наблюдений, опытов, экспериментов;
использование анализа, синтеза, классификации, обобщения;
учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при усвоении и проверке знаний;
разработка дифференцированных заданий для самостоятельных и контрольных работ;
использование памяток, алгоритмов;
проверка знаний в устной и письменной форме индивидуально.
Приемы обучения
наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);
памятки;
работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;
самостоятельные задания с последующей проверкой;
работа по образцу;
дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
Коррекция и развитие речи.
Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
обогащение знаниями об окружающем мире;
особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
проявление педагогического такта.
Основные виды учебной деятельности:
понимать учебные задачи урока;
формулировать проблемы, планировать свою деятельность, находить способы решения;
использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет;
анализировать информацию, полученную на уроке, делиться своими знаниями, выполнять и представлять свои проекты;
классифицировать объекты по существующим признакам;
наблюдать и описывать изменения в живой и неживой природе, формулировать выводы;
сравнивать и различать, рассказывать, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;
работать с текстом и рабочей тетрадью;
уметь работать самостоятельно, в паре, группе, коллективе;
уметь слушать и вступать в диалог;
выполнять тестовые задания, оценивать правильность предложенных ответов.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю: 1 класс – 66 часа, 2,3,4 классы- 68 часов (34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком на 2014-2015 учебный год в 4 классе - 70 часов(35 учебных недель)
Контрольно-оценочные средства Практическиеработы
Проверочные работы
Тесты
Проекты
Результаты освоения учебной программы:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основное содержание учебного предмета.
Земля и человечество – 8ч.
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Природа России – 8ч.
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Родной край часть большой страны – 9ч.
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Страницы Всемирной истории – 5ч.
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества – 17ч.
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Современная Россия – 5 ч.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
Поурочно - тематическое планирование по предмету
«Окружающий мир»
№ урока п/п Наименование раздела программы, тем уроков Кол-во часов Виды учебной деятельности
Земля и человечество 9 1 Мир глазами астронома. 1 знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения.
2 Планеты Солнечной системы. 1 -на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
- различать планеты и их спутники.
3 Звездное небо –Великая книга Природы 1 - работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом,
- определять направление на север по Полярной звезде.
4 Мир глазами географа.
1 - сравнивать глобус и карту полушарий;
- находить условные значки на карте полушарий;
- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.
5 Мир глазами историка. 1 - составлятьрассказы о мире с точки зрения историка;
-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.
6 Когда и где. 1 - работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
7 Мир глазами эколога. 1 - работать в группе: характеризовать современные экологические проблемы;
предлагать свои меры по решению экологических проблем.
8 Сокровища Земли под охраной человечества. 1 - работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;
- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия.
9 Сокровища Земли под охраной человечества. 1 - работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;
- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия.
Природа России 10 10 Равнины и горы России. 1 - работать в паре:находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте.
11 Моря, озера и реки России. 1 - работать в паре:находитьи показывать на физической карте России изучаемые водные географические объекты.
12 Природные зоны России 1 - работать в паре: знакомитьсяс картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположение о причинах их смены, осуществлять самопроверку.
13 Зона Арктических пустынь. 1 - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;
- выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;
- прослеживать цепи питания в Арктике.
14 Тундра. 1 - характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
- выявлять экологические связи в зоне тундры;
- характеризовать зону тундры по плану;
- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
15 Леса России. 1 характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи;
- моделировать цепи питания в зоне тайги;
- сопоставлять природу тундры и лесных зон.
16 Лес и человек. 1 - с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.
17 Зона степей
1 - находить на карте природных зон зону степей;
- устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;
- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника растения зоны степей.
18 Пустыни. 1 - находить на карте природных зон зону полупустынь;
- устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;
- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей.
19 У Черного моря. 1 - находить на карте природных зон зону субтропиков;
- устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы;
- по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков;
- знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;
- моделировать цепи питания;
- анализировать экологические проблемы зоны.
Родной край – часть большой страны 15 20 Наш край. 1 - сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;
- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;
- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте.
21 Поверхность нашего края. 1 - характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте.
22 Водные богатства нашего края.
1 - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;
- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;
- составлять план описания озера (пруда);
- моделировать наиболее знакомый водный объект;
- выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов.
23 Наши подземные богатства.
1 - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;
- работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем.
24 Земля – кормилица. 1 -практическая работа
- работа в парах
25 Жизнь леса.
.
1 - определять растения смешанного леса в гербарии;
- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
26 Жизнь луга. 1 - определять животных луга на иллюстрации учебника;
- выявлятьэкологические связи на лугу;
- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.
27 Жизнь в пресных водоемах. 1 - опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;
- опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;
- выявлять экологические связи в пресном водоеме;
- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
28 Экскурсии в природные сообщества родного края 1 -понимать и сохранять учебную задачу;
- сравнивать и описывать изучаемые объекты.
29 Экскурсии в природные сообщества родного края 1 -понимать и сохранять учебную задачу;
- сравнивать и описывать изучаемые объекты.
30 Экскурсии в природные сообщества родного края 1 -понимать и сохранять учебную задачу;
- сравнивать и описывать изучаемые объекты.
31 Растениеводство нашего края. 1 - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;
- различать зерна зерновых культур;
- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями.
32 Животноводство нашего края. 1 - выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями.
33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие 1 -работа в группах
34 Презентация проектов 1 - готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщением в классе.
Страницы всемирной истории 5 35 Начало истории человечества 1 - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;
- обсуждатьроль огня и приручения животных.
36 Мир древности: далекий и близкий 1 - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;
- находить на карте местоположение древних государств.
37 Средние Века: время рыцарей и замков 1 - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья.
38 Новое время: встреча Европы и Америки 1 - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.
39 Новейшее время: история продолжается сегодня 1 - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков.
Страницы истории России 20 40 Жизнь древних славян 1 - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;
- моделировать древнеславянское жилище.
41 Во времена Древней Руси. 1 - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.
42 Страна городов: 1 - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.
43 Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;
- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;
- выявлять роль летописей для изучения истории России;
- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;
- сопоставлятьоформление древнерусских книг с современными.
44 Трудные времена на Русской земле. 1 - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.
45 Русь расправляет крылья 1 - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.
46 Куликовская битва 1 - составлять план рассказа о Куликовской битве;
- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
- рассказывать о поединках богатырей;
47 Иван Третий. 1 - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.
48 Мастера печатных дел. 1 - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников.
49 Патриоты России 1 - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.
50 Петр Великий 1 - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий».
51 Михаил Васильевич Ломоносов 1 - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;
- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры.
52 Екатерина Великая 1 - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;
- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.
53 Отечественная война 1812 года. 1 - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
54 Страницы истории 19 века. 1 самостоятельная работа (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва»
55 Россия вступает в 20 век. 1 - составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану.
56 Страницы истории
1920-1930-х годов. 1 - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;
- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
- прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов.
57-58 Великая война и великая Победа. 2 - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;
- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.
59 Страна, открывшая путь в космос. 1 -работа в парах
-беседа
Современная Россия 9 60 Основной закон России и права человека. 1 - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.
61 Мы – граждане России. 1 - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.
62 Славные символы России 1 отличать герб РФ от гербов других государств;
- знакомиться с флагом Победы, знать его историю;
- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы.
63 Такие разные праздники 1 - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные.
64-66 Путешествие по России. 1 - составлять группу по интересам, распределять обязанности;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды).
67 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие 1 -работа в парах
-беседа
- практическая работа
68 Презентация проектов 1 -презентация проектов
69 Повторение изученного 1 - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды).
70 Повторение изученного 1 - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды).
Литература
Литература для учащихся:
1. Учебник - А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение.- 2012.
2.Рабочая тетрадь в 2-х частях - А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение.- 2012.
3.А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова Окружающий мир. Тесты
Литература для учителя
1.Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебнику А.А. Плешакова. 4 класс. - М.: ЭКЗАМЕН.- 2012.
Учебник - А.А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение.- 2012.
2.Рабочая тетрадь в 2-х частях - А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение.- 2012.
3.А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова Окружающий мир. Тесты
Лист внесения изменений
Дата
внесения
изменений
Раздел, тема Содержание
изменений Подпись Согласовано с заместителем. директора
по УВР