Рабочая программа курса внеурочной деятельности Подвижные игры ( 2 класс) 2 часа в неделю.



Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из уровней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на уровне начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования выше перечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
  формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
     развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
     обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
      создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
  Цели конкретизированы следующими задачами:
  активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  познакомить детей с разнообразием  подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
   создавать условия для проявления чувства коллективизма;
   развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции  и так же эмоционально-чувственную сферу;   воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
            Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических  особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
   уважать личность ребенка, его позицию;
   принять ребенка таким, каков он есть, в его своеобразии и индивидуальности;
    отмечать достоинства каждого ребенка;
   не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждения, не приказывать, а советовать: вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
   проявлять искренний  интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся начальной школы  должны:
   иметь представление:
   о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
   о режиме дня и личной гигиене;
   о способах изменения направления и скорости движения;
   о народной игре как средстве подвижной игры;
   об играх разных народов;
  о соблюдении правил игры уметь:
   выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
   выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
   играть в подвижные игры;
  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
     выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению   «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке, на свежем воздухе.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
 Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часа в неделю : 1 класс -66 часов в год, 2-4 классы -68 часов в год.
 
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего естественных движений. Элементарных игровых умений  (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики.
    В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании,  в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения.
   Подвижные игры на материале легкой атлетики.
    Бег, прыжки, метание.
    Подвижные игры на материале лыжной подготовки.
   Ознакомление с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарём, обучение основным строевым приёмам с лыжами.                                                                                           
   Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол)                                                       
   Подвижные игры для формирования правильной осанки.        
    Подвижные игры на свежем воздухе.        
Командные игры;  типа веселых стартов, старты надежд , с преодолением    полосы препятствий, «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Вперёд, мальчишки». Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
      Регулятивные УУД:
  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    Проговаривать последовательность действий на уроке.
    Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану.
    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
      Делать предварительный отбор  подвижных игр.
      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
   Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
   Коммуникативные УУД:
    Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    Слушать и понимать речь других.
    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
    Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры,  в школе и следовать им.
   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
   Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Тема 1. Техника безопасности - 6 часов
ТБ при занятиях подвижными играми. ТБ при подвижных играх. «Пятнашки», «Зима - лето». ТБ при занятиях подвижными играми. «Салки выручалки», «Волк во рву».
ТБ при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. ТБ при подвижных играх. «Салки выручали», «Волк во рву». ТБ при подвижных играх «Через  ручеек», «У ребят порядок строгий».
Тема 2. Беседы - 3 часа
Беседа  «Личная гигиена».  Беседа «Закаливание организма». Беседа: «Твой организм».
Тема 3. Игры - 59 часов
 «К своим флажкам», «Запрещенные движения». «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». «Фигуры», «Флюгер». «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». «Кот идет», «Товарищ командир», «Не ошибись», «Беги и собирай». «Берегись, Буратино», «Жмурки». «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». «Зима - лето», «Космонавты». « Пчелки», «красная шапочка». Веселые эстафеты  с предметами. «Пустое место, «Кот идет». «Птица без гнезда», «Быстро по местам». «Ловишки», «Карлики и великаны». «Зайцы, сторож  и жучка», веселые старты. «Колдунчики», Пчелки». «Через  ручеек», «У ребят порядок строгий». «Стая», «Быстро по местам». «Летучие рыбки», «Жмурки». «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». «Проведи», «Пчелки». «Светофор», «Гуси – лебеди». «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». «Волк во рву», «Пустое место». «Воробушки», Берегись Буратино». «Зима - лето», «Космонавты». «Летает - не летает», «Статуя». «Кот идет», «Товарищ командир», «День и ночь», «Воробьи вороны». «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». «Колдунчик», «Салки выручали». «Гуси и волк», «Салки выручали». «Проведи», «Пчелки». «Хитрая лиса», «Зима – лето». «Полоса препятствий». «День ночь», «Мы веселые ребята». «Волк во рву», «Пустое место». «Зима - лето», «Космонавты». Веселые эстафеты  с мечами. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель». Веселые эстафеты  на свежем воздухе. «Волк во рву», «Пустое место». «Класс  смирно», «Веселые старты»« К своим флажкам», «Два мороза». «Гуси и волк», «Салки выручали». «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». «День и ночь», «Воробьи вороны». «Воробушки», Берегись Буратино» Веселые старты с баскетбольными мячами .«Зайцы, сторож  и жучка», веселые старты, Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игры с мячом и обручем. Игры со скакалками.
Календарно – тематическое планирование

п/п Дата Содержание занятий
1 четверть
1. Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
Разучивание игры «Стань правильно», «Карлики и великаны».
2. Разучивание игры «К своим флажкам», «Запрещенные движения».
3. Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам».
4. Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер».
5. Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики».
6. Беседа личная гигиена.  «Летает - не летает», «Статуя».
7. «Кот идет», «Товарищ командир»
8. «Не ошибись», «Беги и собирай».
9. «Берегись, Буратино», «Жмурки».
10. «Дети и медведь», «Гуси - лебеди».
11. «Зима - лето», «Космонавты».
12. Беседа: «Твой организм». «Кот проснулся»
13. « Пчелки», «красная шапочка».
14. Веселые эстафеты  с предметами.
15. «Пустое место, «Кот идет».
16. «Птица без гнезда», «Быстро по местам».
17. «Ловишки», «Карлики и великаны».
18. ТБ при подвижных играх. «Пятнашки», «Зима- лето».
2 четверть
19. «Зайцы, сторож  и жучка», веселые старты.
20. «Колдунчики», Пчелки».
21. «Через  ручеек», «У ребят порядок строгий».
22. «Стая», «Быстро по местам».
23. «Летучие рыбки», «Жмурки».
24. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
25. «Проведи», «Пчелки».
26. «Светофор», «Гуси – лебеди».
27. «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».
28. «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
29. «Волк во рву», «Пустое место».
30. Беседа. Закаливание организма. «Кошки мышки».
31. «Воробушки», Берегись Буратино».
32. «Зима - лето», «Космонавты».
3 четверть
33. ТБ при подвижных играх. «Через  ручеек», «У ребят порядок строгий».
34. «Летает - не летает», «Статуя».
35. «Кот идет», «Товарищ командир»
36. «День и ночь», «Воробьи вороны».
37. Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
38. «Колдунчики», «Салки выручали».
39. «Гуси и волк», «Салки выручали».
40. «Проведи», «Пчелки».
41. «Хитрая лиса», «Зима – лето».
42. Полоса препятствий.
43. «День ночь», «Мы веселые ребята».
44. «Волк во рву», «Пустое место».
45. «Зима - лето», «Космонавты».
46. Веселые эстафеты  с мечами.
47. Техника безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе «Два мороза».
48. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
49. Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».
50. Игры на свежем воздухе. «Зима лето».
51. ТБ при подвижных играх. «Салки выручали», «Волк во рву».
52. Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель».
4 четверть
53. Веселые эстафеты  на свежем воздухе.
54. «Волк во рву», «Пустое место».
55. «Класс  смирно», «Веселые старты»
56. « К своим флажкам», «Два мороза».
57. «Гуси и волк», «Салки выручали».
58. «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».
59. Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Салки выручалки», «Волк во рву».
60. «День и ночь», «Воробьи вороны».
61. «Воробушки», Берегись Буратино».
62. Веселые старты с баскетбольными мячами.
63. «Зайцы, сторож  и жучка», веселые старты,
64. Игры на свежем воздухе. «Зима лето».
65. Игры с мячом и обручем.
66. Игры со скакалками
67. Веселые эстафеты, соревнования между классами
68. Беседа «Где можно и где нельзя играть летом»
Для реализации программы «Подвижные игры» необходима материально-техническая база:
                    Спортивный инвентарь:
    Обручи, скакалки, мячи, гимнастические скамейки, гимнастические маты, канат, гимнастическая стенка.
     измерительные приборы: весы, часы, секундомер.
    Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.
.