Разработка урока в 9 классе. Коммуникационная система.

Разработка урока по географии в 9 классе.
Тема: Коммуникационная система. Сухопутный транспорт.

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о транспортной системе России, ее проблемах и перспективах развития;
- сформировать знания о географии основных видов транспорта;
- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях;
- раскрыть сущность вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале;
- анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
- развивать умение рационально использовать время;
- развивать умение творчески работать в группе;
- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.
Воспитательные:
- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе;
- воспитание чувства патриотизма к своей Родине.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный дидактический материал, атласы по географии для учащихся 9 класса,учебник.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка отсутствующих

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:
- познакомиться с транспортной системой РФ;
- узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике;
- дать характеристику видов транспорта;
- поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы РФ.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Транспорт позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.

Таким образом, объектом нашего исследования является сухопутного транспорта России. Исследовать его мы будем с вами, работая в группах:
Автомобильный транспорт;
Трубопроводный;
Воздушный;
Железнодорожный.
Некоторым из вас в классе были даны опережающие задания – назовем этих детей исследователями. Они приготовили к сегодняшнему уроку отчет по проделанной работе - исследование по заданной теме и представят нам его в форме презентаций, а также они подготовили вопросы для закрепления по своим темам.
В процессе работы на уроке все исследователи заполняют систематизирующую таблицу, которая лежит перед каждым из них на столах. Таблица содержит следующие колонки: название транспорта, проблемы транспорта, важные транспортные узлы( города, порты), примечание - в котором вы записываете важные особенности исследуемого вида транспорта.

2. Этап усвоения новых знаний.
Сейчас группы исследователей поочередно представят нам свой материал по проделанной работе. Ребята, не задействованные в отчете работы у доски, заполняют «Систематизирующую таблицу».

Порядок представления ваших исследований определят загадки, которые вы должны будете разгадать.

1. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. Ответ – Автомобиль.

Учитель: Сейчас мы прослушаем отчет об АВТОМОБИЛЬНОМ ВИДЕ ТРАНСПОРТА. Время на защиту – не более 4 минут.
Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):
1. В чем преимущества автотранспорта?
2. В какой части РФ необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог?
3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт?

Учитель: Ребята, у меня к вам такой вопрос: какие пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом вы можете предложить? (Автомобили на солнечных батареях).
Учитель: Слушайте внимательно следующую загадку.

2. То она поет побудку,
То по ней вода течет,
Вылететь в нее – не шутка,
А совсем наоборот. Ответ – труба.

Учитель: Сейчас нам представит свой отчет группа, которая готовила отчет по ТРУБОПРОВОДНОМУ ТРАНСПОРТУ.
(учащиеся защищают свою работу)
Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):
1. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?
2. Почему трубопроводный транспорт вышел на 1 место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?
3. Почему трубопроводный транспорт считается экологическим чистым?

3. ФИЗМИНУТКА (ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР).
Дети показывают жестами и звуками виды транспорта.

Учитель: Продолжаем работу. Третья загадка.

3. Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт? Ответ – самолёт.

К доске выходит группа, готовившая отчет по ВОЗДУШНОМУ ТРАНСПОРТУ.
(учащиеся защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):
1. Какая главная специализация воздушного транспорта?
2. Какие преимущества имеет воздушный транспорт?
3. Назовите отрицательные черты авиационного вида транспорта?

Учитель: Последняя загадка.

4. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И, помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. Ответ – поезд.
«Нет такой страны на планете, где железные дороги были столь выгодны и жизненно необходимы как в России».
Учитель: Сейчас нам представит свой отчет группа, которая готовила отчет по ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ.
(учащиеся защищают свою работу)

Вопросы для закрепления (задает учащийся из этой группы всему классу):
В чем преимущество железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта?
Предложите свои перспективы развития железнодорожного транспорта России?
Назовите крупнейшие железнодорожные магистрали России?

Учитель: Для нас это, пожалуй, один из главных видов транспорта, т. к. мы учимся в железнодорожной школе.

1. Встаньте те детки, у кого мама работает на предприятии ж. д. транспорта.
2. Встаньте те, у кого папа работает на ж. д. транспорте.
3. У кого двое родителей работает на ж. дороге?
4. Кто мечтает связать свою будущую профессию с ж.д. дорогой?
5. Встаньте те детки, кто живет на станциях
Учитель: Может быть, когда вы закончите высшие учебные заведения, вы предложите еще более коренные изменения железнодорожного транспорта России. Только от вас, молодого поколения, зависит каким быть железнодорожному транспорту, поскольку вы и есть великое «завтра» человечества.
Задание: Ребята, составьте из предложенных слов фразу, и подумайте, согласны ли вы с этим утверждением, ответ объясните.
ТРАНСПОРТ – ЭТО КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня прозвучали отчеты исследователей о проделанной работе, и вы познакомились с сухопутными видами транспорта, его значением и проблемами. Возникли ли у вас вопросы при заполнении «Систематизирующей таблицы»? Данная таблица будет оценена и остается у вас, к ней мы вернемся на следующих уроках.

4. Этап рефлексии (мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения)
Сейчас я предлагаю выразить свое отношение к объекту исследования - транспорту РФ. Перед вами лежат солнышки трех цветов. Поднимите солнышко того цвета, который соответствует вашему отношению к каждому виду транспорта в России:
1.Автомобильный транспорт (дети поднимают солнышки);
2. Трубопроводный транспорт (дети поднимают солнышки);
3. Воздушный транспорт (дети поднимают солнышки);
4. Железнодорожный транспорт (дети поднимают солнышки).

Расшифровка цветов висит на доске:
Красное - тревожное состояние;
Синий - стоит задуматься;
Зеленый - спокойное отношение.
Выполняется рефлексия. Анализ результатов рефлексии.
(больше всего тревоги у вас вызывает вид транспорта, это значит, что развитие данного вида транспорта вам не безразлично).

5. Этап подведения итогов урока.
Следует отметить четкую и слаженную работу в группах. Исследования были представлены в виде презентаций, одной из новых форм информационных технологий, используемых для выполнения домашнего задания. Вы показали достаточно высокий уровень владения информацией по данной теме. Все учащиеся за работу по представлению исследования получают оценку «5».

6. Задание на дом
Домашнее задание параграф 14,15.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15