Презентация к семинару-практикуму «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко» Барабинского района Новосибирской областиСеминар-практикум «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка» Подготовил: педагог-психолог Борисова Т.А. Номинация «Психология для всех и каждого»
Актуальность данного мероприятия заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Цель: Формирование мотивационной готовности к школьному обучению в условиях взаимодействия детский сад – семья – школа.Задачи:1.Познакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.2.Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию социальной активности в совместной с родителями деятельности.3.Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.Участники: учителя начальных классов МБОУ СОШ №3,родители,детей подготовительных групп, педагоги МКДОУ №8.Продолжительность:1час 30 минут
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он вооружившись ранцем и букетом отправится в школу? Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. Возникают отношения «ученик-учитель» (слушать и выполнять указания учителя) Приобретается статус ученика.
Упражнение «К школе готов» Родителям и педагогам (учителям, воспитателям) предлагается задание: карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. Подводится итог - каждая группа представляет свой вариант распределения показателей готовности (что ставят на первое, второе и т. д. место).Далее показатели выставляются на магнитную доску и идёт их совместное обсуждение.
Анкета «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Результаты анкетирования:до 4 баллов (20 чел.) - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;5-10 баллов (2 чел.) - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;10 баллов и больше (0 чел.) - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
СуждениеСогласен Рекомендации Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других 1 необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторикуМой ребенок, наверняка, часто будет обижать других детей 1 нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьмиНа мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка 8 предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениямиТрудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей6есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игрыТрудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать, считать6необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторикуМне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить 5надо обратить внимание на сюжетные игры, направленные на сплочение детского коллективаМой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»9 ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери
Мини-лекция «Успешный школьник – здоровый школьник» Формирование готовности к школьному обучению находится в прямой зависимости от состояния здоровья. Фактором, снижающим успешность овладения ребенком деятельностью, может быть плохое состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и познавательная и эмоциональная нагрузка окажется не по силам. Это значит, что в первую очередь мы должны обратить внимание на здоровье ребёнка.
Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу? Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Очень важно сформировать у ребенка позитивноеОтношение к его новой роли, к школе, в целом.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду и потребность в достижении успехов, самооценку и уровень притязаний. По мере развития дети учатся понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом. Вручение памяток «Что важно знать, чтобы сформировать в ребёнке адекватную самооценку».
Саморегуляция – основа готовности к школе Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Это называют произвольностью. Для обучения в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя. Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам.
Игровое упражнение «Инструкция» Одной из трудностей школьного обучения может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует в зале. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Что помогло вам точно выполнить задание? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
Упражнение «Добрые слова, пожелания»…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли». А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Но ведь помимо этого на каждом этапе развития ребёнка (дошкольное и школьное детство) присутствует общение с другими людьми – педагоги (воспитатели и учителя). Мы предлагаем Вам сказать добрые слова друг другу, свои пожелания.
Обратная связь• Полезной ли была сегодняшняя встреча?• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребёнка к школе?• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребёнка к школе?• Ваши пожелания участникам семинара
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение!
Используемая литература:1.Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.3.Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.4.Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. - Екатеринбург, У - Фактория-2006.-224 с.5.Белик Яна Николаевна. Влияние физического здоровья на готовность к школьному обучению// http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskogo- zdorovya-na-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu-doshkolnikov (Дата обращения: 23.10.2015)