Распределение солнечного света и тепла на земле

Конспект урока с использованием ЭОР по теме:
"Распределение солнечного света и тепла на Земле"

1.      Предмет: география
2.      Класс: 6
3.      Тема раздела: Атмосфера
4.      Тема урока: «Распределение солнечного света и тепла на Земле»
5.      Номер урока в теме раздела: 10
6.      Базовый учебник:  п.44.  Герасимова Т.П., начальный курс, 6 класс,           
 М.: Дрофа,2012
7.      Цель урока: Продолжить формирование представления о годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца, о нагреве и освещении Земли, научить объяснять смену времен года.
8.      Задачи:
Образовательные
·         Ознакомить обучающихся с терминами: «день солнцестояния», «день равноденствия», «полярный круг», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «зенит».
·         Рассмотреть  следствия осевого вращения Земли;
·         Сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года, и неравномерности нагрева земной поверхности.
Развивающие
·         Формирование  логического  мышления
·         Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи
·         Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации
·         Активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.
Воспитательные
·         Формирование научной картины мира
·         Формирование компетенций предметных, социальных, коммуникативных, информационных
·         Развитие умений использовать научные методы познания

9.       Тип урока: урок получения новых знаний и первичного закрепления с элементами практикума
10.  Формы работы обучающихся:  фронтальная беседа, индивидуальная работа
11.  Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс; интерактивная доска; ЦОР, используемые на уроке.
12.  Оборудование: глобус, настольная лампа, или теллурий
Таблица 1.
Структура и ход урока

Этап урока
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
(в мин.)

1.
Организационный момент
 
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
Приветствуют учителя
Проверяют наличие учебных принадлежностей.
1-2 мин

2.
Проверка домашнего задания (заполнение таблицы «Характеристика климата своей местности» ).
 
Задает вопросы  по таблице «Характеристика климата своей местности»
Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.
3 мин

3
Мотивационно - целевой
 
Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала с  помощью методического приема «яркое пятно»: звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница».
 Слова учителя:
 - Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие слова из песни вас на это натолкнули?
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Обучающиеся знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока в тетрадь.
 
2 мин

4
Изучение нового материала
ЦОР № 3.
Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия.
 
(или
ЦОР №1
Движение Земли)
 
 С помощью подводящего диалога формулируется план  1 части урока:
*Причины движения.
*Следствия движения.
Слово учителя:
- Итак, Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки.
Работа с информационным модулем.
 
 
 
 
После ознакомления с модулем учитель задает вопросы по изученному материалу.
Какие последствия имеет суточное вращение Земли?
Каково следствие вращения Земли вокруг солнца?
Почему происходит смена сезонов года?
Чтобы изменилось, если бы земная ось лежала бы в плоскости орбиты? И т.д.
 
 
Обучающиеся отвечают на вопрос  учителя.
 
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся знакомятся информационным модулем на экранах компьютеров.
Обучающиеся отвечают на вопросы  учителя.
 
 
 
Устанавливают причинно- следственные связи.
Записывают в тетрадь вывод о следствиях движения Земли.
10 мин

 
 
ЦОР№2
Демонстрация модели
(N 145521)
Слова учителя: - Чтобы приступить к продолжению изучения темы, нам необходимо вспомнить, что такое «зенит».
Учитель ставит глобус в летнее положение для северного полушария, освещает лампой.
Задает вопрос: - Какая часть земли получает больше тепла?
- Где сейчас лето?
- На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно?
Затем учитель меняет положение Земли в то, когда в южном полушарии лето и задает вопрос6
- Где солнце в зените.
Демонстрация интерактивной модели.
 
 
 
Обучающиеся отвечают на вопрос  учителя.
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся отвечают на вопросы  учителя.
 
 
 
Обучающиеся отвечают на вопросы  учителя.
 
Обучающиеся знакомятся с интерактивной моделью на экранах компьютеров.
Выполняют практическое задание демонстрационной модели.
10 мин

 
 
ЦОР №  5.
Четыре знаменательные даты года
Демонстрация интерактивной модели с объяснением и введением понятий «день солнцестояния», «день равноденствия», «полярный круг», «тропики», «полярная ночь», «полярный день»,
Записывают определения терминов в  тетрадь.
Заполняют таблицу (см. Приложение 1)
 
10 мин

5
Закрепление изученного материала
ЦОР №4
Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия.
Объясняет выполнение задания.
 
 
 
 
Диагностика   результатов
Обучающиеся отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.
Озвучивают результаты.
7  мин

6
Домашнее задание
 
Озвучивает  домашнее  задание п. 44 изучить.
Задания в контурной карте:
Отметить на карте полушарий тропики, полярные круги.
Закрасить пояса освещенности.
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.
1 мин

7
Рефлексия
 
При выходе из класса после урока учитель предлагает обучающимся на доску приклеить:
(солнышко с улыбкой – мне урок понравился, я всё понял;  грустное  солнышко - мне урок не понравился я не понял тему).
Приложение 2
Обучающиеся высказывают свои впечатления об уроке.
 

 
Карточка  к плану – конспекту  урока по
теме «Распределение солнечного света и тепла на Земле»
Дата
Северное полушарие
Южное полушарие

22 июня
1.  День ночи
2. На параллели 230с.ш.
3. На параллели 66,50 с.ш. ...
1.  День ночи
2. На параллели 230ю.ш.
3. На параллели 66,50 ю.ш....

23 сентября
1.  День . ночи
2. На экваторе
1.  День . ночи
2. На экваторе

22 декабря
1.  День ночи
2. На параллели 230с.ш.
3. На параллели 66,50 с.ш. ...
1.  День ночи
2. На параллели 230ю.ш.
3. На параллели 66,50 ю.ш....

21 марта
1.  День . ночи
2. На экваторе
1.  День . ночи
2. На экваторе

 

«Распределение солнечного света и тепла на Земле»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, видеофрагменты, текст, модель и. т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Движение Земли
(N 145506)
ЦОР информационного типа
Модель «Волшебный купол» - анимация, звук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
Демонстрация модели
(N 145521)
ЦОР практического типа
Интерактивное задание, анимация, звук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия.
ЦОР информационного типа
иллюстрация, текст.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия.
ЦОР контрольного типа
текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
Четыре знаменательные даты года (N 145514)
ЦОР информационного типа
Модель «Волшебный купол» - анимация, звук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15