Экологическое образование и воспитание младших школьников
Экологическое образование и воспитание младших школьников
В системе экологического образования и воспитания важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской работе – это один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи:
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.
Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Мероприятия по реализации программы:
Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и конференциях.
Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:
«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций: «Приведи в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
3. Участие в экологических конкурсах, конференциях.
4. Практическая реализация экологической работы: субботники,
природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.
5. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: школьная спартакиада «В здоровом теле». Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.
6. Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству пришкольной территории; озеленение школы и учебных кабинетов.
7. Проведение школьной экологической конференции.
8. Составление гербария «Растения парка», создание памяток по уходу за комнатными растениями.
стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Цель:
Задачи:
предметная
межпредметная
внеурочная
на уроках окружающего мира.
экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.
различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность)
экологические праздники и мероприятия;
научные исследования школьников под руководством учителей;
участие в экологических конкурсах, конференциях;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
походы и экскурсии.
Схема 1Схема 3
ђЗаголовок 115