Зкологическое воспитание и музыка в развитии детей дошкольного возраста
Колокольчики звенят сердечноЗапоют весною соловьиКрасота природы будет вечнойТолько не жалейте для нее своей любви.
В последнее время проблемы экологии в мире выходят на первый план, а экологическое воспитание детей становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что “Природа является прекрасным средством разностороннего развития ребенка, вечным источником детского разума”.
Особенно эта проблема актуальна для нашего края, загрязняется окружающая среда, видны следы безжалостного отношения людей к природе. И мне очень хочется, чтобы дети нашего детского сада полюбили наш край, нашу природу, ее своеобразную красоту, бережно относились ко всему живому.
Осознавая важность этой проблемы, я стала развивать музыкально- творческие способности детей во взаимодействии с воспитанием экологической культуры, поставила перед собой цель: воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу средствами музыки, стала воспитывать экологическую культуру детей на музыкальных занятиях.
Опираясь на нормативные документы, разработала систему работы по воспитанию экологической культуры детей на занятиях, впоследствии преобразованную в программу “Музыка и экология в душе ребенка”.
Чтобы осуществить эту цель, я поставила перед собой следующие задачи:
Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней.
Воспитывать у детей нравственные качества личности и любовь к родной природе.
Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой через музыкальные образы.
Предоставлять детям возможность широко применять инициативу творчество на музыкальных занятиях.
Формировать умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих объектов живой природы.
В своей программе отдаю предпочтение блочной системе занятий. Занятия делю по блокам: “Растения”, “Явления природы”, “Мир животных”.
В каждом блоке выделяю две части:
Слушание музыки в природе.
Обыгрывание образов природы.
Слушая музыкальные произведения, дети учатся “слышать”, о чем
рассказывает растение, животное, явление природы в музыке, песне, поэтическом слове, прозе, фольклоре; понимать чувства, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями, при помощи музыки видеть красоту мира, окружающую нас природу.
При обыгрывании образов природы, “слышать” различные проявления образа животного. Для раскрытия, раскрепощения ребенка, хороший эффект дает использование нетрадиционных технологий креативной эстетотерапии: музыкотерапии, имаготерапии, сказкотерапии. Они предоставляют возможность детям через сказочные образы выразить собственное восприятие музыки, развивать музыкальный вкус и кругозор. Дети учатся моделировать настроение, формировать умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих объектов живой природы.
Знания у детей формируются через музыкальные, тематические, интегрированные занятия; музыкально- дидактические игры; праздники и развлечения; создание уголков природы в группах и в музыкальном зале; чтение художественной литературы; показ видеоматериалов; прослушивание аудиозаписей; выставки – ярмарки; вернисажей.
Развиваются психофизические качества ребенка, такие как - организация субъективных отношений между взрослыми и детьми, правильная психическая и физическая нагрузка.
Я не добилась бы высоких результатов по развитию музыкально-творческих способностей детей во взаимодействии с экологической культурой без помощи родителей. Система отношений “родители – дети – природа- музыка” стали положительными после бесед и консультаций по нравственно – экологическому воспитанию. На “Уроках доброты” по темам “Что такое красота звука цвета”, “Чем удивительны цветы?” (животные), “Что рассказала тебе природа”, совместно с родителями появился интерес в обращении с миром природы, сопровождаемой музыкой, чтением художественных произведений.
Интереснее и увлекательнее стали походы, экскурсии с родителями после консультации “Экологическая экспедиция”. Родителям был предложен подбор песен, игр, художественных произведений, которые впоследствии использовались во время остановок на привале. Экологические диспуты позволили закрепить нормы и правила поведения в природе. Во время “Выставки рекордов природы” в экологической зоне музыкального зала, сделанной совместно с родителями, у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, дети видят необычное в привычном, эмоционально на это реагируют.
Экологические праздники, викторины, КВН, позволяют в игровой форме обобщить знания голосов птиц, внешнего вида деревьев, цветов, трав и т.д., способствуют развитию любознательности, слухового восприятия, воспитывают чувство любви к природе родного края, сплачивают детей и родителей.
Использование музыки оказывает неоценимое влияние на творчество и психическое здоровье дошкольников. Одним из таких методов можно назвать - музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Существуют активные и пассивные формы музыкотерапии.
Пассивные формы помогают снять мышечное и эмоциональное напряжение, способствуют расслаблению организма, а также учат понимать чувства, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. В процессе музыкального творчества ребенок познает самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.
Чтобы музыка подействовала на ребенка и на вас, необходимо специально настроиться и подготовиться. Надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки (звучит спокойная мелодия для релаксации)
Наши руки отдыхают,Наши ноги отдыхают,Отдыхают, засыпают.Напряженье улетелоИ расслаблено все телоГубы не напряженыПриоткрыты и теплыИ послушный наш язык Быть расслабленным привык.Дышится легко, ровно, глубоко.
Здесь можно дать детям задание: “Послушать музыку и что-то себе представить, вообразить”
Хорошо нам отдыхатьНо уже пора вставатьВеселы, бодры мы сноваИ к занятию готовы.
К активным формам относится двигательная музыкотерапия. Танец, мимика жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Они помогают ребенку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы и воспитателем.
Сейчас я хочу представить соединение этих двух форм активной и пассивной музыкотерапии в сочетании с телесно – ориентированными техниками.
Слушаем музыку дождика и делаем массаж.
Массаж тела “Дождик”.
Дождевые капли, (пошлепывают по бедрам и телу)Дождевые каплиПрыгайте в ладошки!Прыгайте в ладошки!Дождевые капли, (гладят по бедрам) Дождевые капли. Вымойте мне ножки! Вымойте мне ножки!Дождевые капли,Дождевые капли. (стучат правой рукой по левомуБейте по спине! плечу сзади, а левой рукой по правому плечу)Бейте по спине! Дождь грибной,Но нужноПодрасти и мне! (потягиваются)Дождик, дождик, капелька,Водяная сабелька (пошлепывают по ногам)Лужу резал, лужу резалРезал, резал, не разрезал (делают пилящие движенияИ устал. И перестал. ребрами ладоней)(поглаживают ладошками)
Можно сделать массаж и под песню: “Дождик”
Дети очень любят сказки, верят в чудо. Через сказки получают знания о мире, о природных явлениях, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Давайте и мы с вами составим нашу сказку.
Раздаются ленточки желтого цвета.
Давайте за руки возьмемся,Давайте с музыкой сольемся.
Сейчас мы будем с вами волшебными художниками, будем рисовать природу яркими лентами. Послушайте музыку. Какая она светлая, лучезарная, яркая.
По тропинке узкой, горнойВместе с песенкой задорнойМы идем с тобой в походЗа горой нас солнце ждет. (выкладывают солнышко).
Посмотрите, какое яркое солнышко получилось у нас. Давайте для него песенку споем.
Песня: “Солнышко, солнышко”
Солнышко посветили, посветило и спряталось за высокие горы.Наш подъем все выше, круче.Вот шагаем мы по тучам (выкладываем горы)
Послушайте внимательно, в горах своя музыка, она рассказывает, кто может по горам ходить, или около них.
Кто пингвином,Кто архаром,Кто медведем,Кто бараном,Кто-то здесь песцом бежалКто-то соколом летал.
Молодцы! Дальше в путь нам отправляться пора!
За последним переваломВ речке музыка звучала (выкладывают речку)
Посмотрите, кто-то речку загрязнил. Видно туристы привал здесь устраивали. Давайте бутылки уберем, и оркестр из них сделаем.
Шумовой оркестр с бутылочками с водой.
Озвучивание стихотворения.
Я в полдень слушаю капель, (встряхивают бутылку)Она журчит, как птичья трельЗвенит хрустальным бубенцом (струйкой выливают в таз)Сбегая с крыши над крыльцомКапель журчит, ломает лед (дуют через соломинку)Ломает снег, звенит, поетБольшой сугроб ей нипочем (встряхивают бутылку)Она бежит живым ручьемЯ ручейку расчищу путьЧтобы на мир он мог взглянутьРучеек бежит до речки (дуют в соломинку)Речка в озеро течетПо озерам и по речкамПароход наш поплывет. (дуют в горлышко)Ветерок вдруг зашумел (мнут бумагу)Тучку серую задел.Дождь закапал, застучал (стучат пальчиком по бумаге)Никого не испугалА весенняя капель (играет весь оркестр)Застучит как птичья трель.
Скоро сказка сказывается, да нам пора домой возвращаться. Ленточки с собой возьмите, сказку дома другую сочините, да нарисуйте, на следующем занятии вы расскажите нам свои сказки.
Один из методов эстетотерапии “имаготерапия” (от латинского “имаго” - образ). Это метод тренировки в воспроизведении художественных образов, а также использование разного рода игр для творческого развития ребенка. Особенно хорошо сочетание имаготерапии и ритмопластики. Известно, что дети с легкостью заменяют слова мимикой, жестами, а под влиянием музыки ребенку легче выразить свои чувства и эмоции через художественные образы и пластику своего тела.
Сейчас я хотела бы познакомить вас с упражнениями, помогающими развить у детей воображение, способность к пластической импровизации.
Упражнение: “Цветок”.
Сейчас мы с вами превратимся маленькое семечко – это семя цветка. (сжимаются в комочек)
Садовник очень бережно ухаживает за ним, поливает его. (гладит по головке)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти.
У него раскрываются листочки – сначала один, потом другой.
Растет стебелек.
Появляется бутон. Он постепенно раскрывается и становится прекрасным цветком.
Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок его раскачивает. Зажмурился цветок от яркого солнца. Открыл сначала один глаз, потом другой. Посмотрел влево, вправо, вниз, вверх.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой. Зазвенел колокольчик: “Динь-динь-динь!” Ему ответила ромашка: “Тик-так!”.
Улыбается цветам – соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.
Как рады цветочки солнышку!
Но вот подул ветер, наступает осень!
Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой.
Ветер срывает лепестки и листья.
Цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно.
Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко.
Снег укутал семечко, ему тепло.
Скоро опять наступит весна, и оно оживет.
Упражнение “Капельки”.
С неба летели капельки – большие и маленькие. Дождь шел сильный, но теплый. Капельки одна за другой падали на землю, на траву, на листочки деревьев.
Подул легкий ветерок, дождь усилился, капельки кружатся, они летят то в одну сторону, то в другую, то опускаются вниз, то кружатся вокруг себя.
Но вот подул сильный ветер, завыла вьюга, капельки стали замерзать, они застыли на месте, некоторые еще пытаются оторваться от деревьев, от земли, они превратились в холодные льдинки.
И опять выглянуло солнышко, льдинки начали таять, они побежали, полетели с веточки на веточку.
Некоторые капельки упали на землю и превратились в ручейки. Ручеек набирает силу и превращается в реку, а некоторые капельки стали высыхать, испаряться и паром возвращаться на небо, образуя белые пушистые облака.
Исходя из этого можно сделать вывод, что слушая музыку и реализуя различные формы креативной эстетотерапии, дети познают мир, себя, свое тело, изобретают, творят, получают радость от музыки и движений, бережно относятся к окружающей среде, при этом развиваются гармонично и целостно.
Я призываю вас, чтоб вы любили природу, не загрязняли окружающую среду и учили этому своих воспитанников.
Весь мусор мы с ребятами собираем и делаем художественные аппликации на музыкальных занятиях, изготавливаем музыкальные инструменты и играем на них в оркестре, делаем костюмы к утренникам и развлечениям.
Список используемой литературы
1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей – М: “Асар” 2003.- 127с.
2. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников- М: Новая школа. 1993 – 145с.
3. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия М: ТЦ Сфера 1997. – 98с.