Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 класс(ыми нарушениями) для детей с интеллектуальн
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________/Т.В. Андреевских/
__30.05.2016________________
дата согласования УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №119-од от «31» мая 2016 года
Директор школы
____________/О.А. Голых/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1 коррекционный
Количество часов: 66 часов
Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель начального класса
1. Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 г. №1599)
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
7. С.В Комарова Учебник по предмету «Устная речь» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Москва «Просвещение» 2014г.
2. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
•Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
•Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
•Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
•Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
•Развитие навыков устной коммуникации;
•Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Основные задачи реализации содержания раздела «Речевая практика»:
•Расширение представлений об окружающей действительности.
•Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
•Развитие навыков связной устной речи.
•Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
•Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
3.Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Раздел программы Содержание программы
Аудирование и понимание речи. Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Выполнение простых и двусоставных устных инструкций учителя. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения.
Упражнения:
Выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска).
Выбор картинки по её описанию.
Выполнение практических заданий по словесной инструкции.
Слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.
Выполнение простых и составных инструкций.
Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Выполнение простых и двусоставных устных инструкций учителя.
слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мама моет малыша».
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразитель-ность речи.
Отработка у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Отчётливое произношение слогов, слов, чистоговорок, стихотворений.
Тренировка в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи.
Тренировка в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника в процессе коммуникации.
Развитие артикуляционной моторики, игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата.
Формирование правильного речевого дыхания, пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен, перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произношение.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации, выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Темп речи. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов, упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Повторение вслед за учителем заданной интонации в стихах, предложениях. Изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией: Бабушка медленно спрашивает: «Ты… куда… идёшь… внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Темы речевых ситуаций
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
«Я дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
Мойдодыр
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Давайте познакомимся!
Отгадай, что в моём ранце
Прогулка в машине
Весёлый оркестр
Терем-теремок
Репка
Колобок
Мой адрес
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Коллективное составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
4. Требования к уровню подготовки
Минимальный уровень:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
5. Календарно – тематическое планирование
№.
урока Название раздела, темы Кол-во часов Форма контроля
1.1 Добукварный период
Беседа «Порядок в классе». Речь устная и письменная. 1 1.2 Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная. 1 1.3 Беседа «Порядок в классе». Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная. 1 1.4 Беседа «Осень. Мы школьниками стали». Речь устная и письменная. Экскурсия. 1 1.5 Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная. 1 1.6 Беседа «Имена и фамилии учеников. Школьные вещи». Речь устная и письменная. 1 1.7 Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово. 1 1.8 Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. 1 1. 9 Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение. 1 1.10 Беседа «Режим дня». Предложение. 1 1.11 Беседа «Режим дня». Предложение. Рассказ. 1 1.12 Беседа «Занятия детей». Предложение. 1 1.13 Беседа «Труд людей осенью». Слово. 1 1.14 Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог. 1 1.15 Беседа «Труд людей осенью». Слово. Гласный звук. 1 1.16 Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук. 1 1.17 Беседа «В лесу». Согласный звук. 1 1.18 Беседа «На поляне». Согласный звук. 1 1.19 Правила поведения в библиотеке. Экскурсия. 1 1.20 Правила поведения в спортзале и столовой. Экскурсия. 1 2. Школьная жизнь 2.21 Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации 1 2.22
2.23 Давайте познакомимся. Приветствие в школе учителей. Приветствие в школе одноклассников. 2 2.24
2.25 Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи. 2 2.26
2.27 Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций
Я на перемене.. Выполнение одночленных инструкций 2 Тест
3. Я и товарищи 3.28
3.29 Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов 2 3.30
3.31 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. 2 3.32 Знакомство на секциях, кружках. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации 1 4. Играем в сказку 4.33 Репка. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 4.34 Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. 1 4.35 Репка. Выражение лица. Ролевая игра. 1 4.36 Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 4.37 Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. 1 4.38 Теремок. Ролевая игра. 1 4.39 Колобок. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 4.40 Колобок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. 1 4.41 Колобок. Выражение лица. Ролевая игра. 1 5. Я дома. 5.42 Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал 1 5.43 Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации. 1 5.46 Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. 1 6. Мир природы 6.47 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи) 1 6.48 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты) 1 4.49 Овощи и фрукты. Сравнение двух предметов по заданному признаку. 1 6.50 Овощи и фрукты. Составление предложений по вопросам с включением отработанной лексики. 1 7. Школьная жизнь 7.51 Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения. 1 7.52 Готовимся к празднику. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. 1 7.53 Готовимся к празднику. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. 1 8 Игры и игрушки 8.54
8.55 Покупка школьных принадлежностей. Характеристика предметов. Выражение просьбы. 2 8.56
8.57 Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов по цене и внешнему виду. 2 8.58
8.59 Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра. Покупка игрушек. Ролевая игра. 2 8.60 Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики. 1 8.61 Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка и вопросов на доске. 1 Тест
9 Игры и игрушки 9.60 Скоро лето. Выбор из двух картинок соответствующей теме. 1 9.61 Использование силы голоса в упражнениях. 1 9.62
9.63 Ура! Каникулы! Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре. 2 9.64
9.65 Экскурсия в парк.
Игры на свежем воздухе, с включением в ответы отработанной лексики. 2 9.66 Итоговый урок «Здравствуй, лето!» 1 ИТОГО: 66часов
6. Учебно – методическое обеспечение
Учебник Методические пособия ЭОР
С.В Комарова Учебник по предмету «Устная речь» для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Москва «Просвещение» 2014г.
Лист
коррекции рабочей программы учителя
Название раздела, темы урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту