Конспект урока В гости к весне
Тема урока: В гости к весне
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: заочная экскурсия.
Цель: познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
Задачи: - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе
- углубление знаний о жизни растений, животных, птиц
- развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся - воспитание бережного отношения, любви к природе
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснения);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частично-поисковый;
Форма работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
парная
Оборудование:
средства обучения: учебник;
распечатка текстов;
иллюстрации птиц, цветов, насекомых, зверей
карточки с заданием для групповой работы;
видеоролик “Весна”;
аудиозапись с голосами птиц;
творческие работы детей ;сообщение от Скворца;
технические средства: компьютер; мультимедийный проектор; музыкальный центр;
Организационный момент.
Цель: проверка готовности учащихся, их настрой на работу.
Формируемые УУД Личностные - подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.
- Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний детей.
Цель: активизация знаний учащихся, создание проблемных ситуаций
Формируемые УУД- Личностные(проявление интереса к изучению новой темы),
Формирование познавательных УУД:
-умение извлекать информацию из видеоролика;
-умение выявлять сущность, особенности объектов;
Формирование коммуникативных УУД:
-умение слушать и понимать других;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
Формирование регулятивных УУД:
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение составлять план действий
-Ой! Мне пришло сообщение. Извините, я прочту. Сообщение от скворца. Что же там написано: Встречайте, вылетаю. Скворец.
-Как хорошо, что я успела подготовиться, вчера всей семьей делали скворечник. Птицам будет приятно.
-На небе светит солнышко, готовим скворечники, прилетают скворцы,. Солнце, скворечники, скворцы, – что же их объединяет, что между ними общего?
-Весна! Прекрасное время года, время пробуждения природы
-Кто принес ее?
(Прослушивание песенки Скворцы прилетели на крыльях весну принесли. Прилетает скворец
Ручеёк в лесу смеётся,И запел в саду скворец.Солнце жарче пригревает,И пришёл зиме конец.Первый маленький подснежникПробудился ото сна,Он расправил лепесточки:- Вырос я, пришла весна
Вывешивается Весна на белое полотно.) Просмотр видеоролика
Составление синквейна.
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
(запись на доске судя по времени или устно ) 1.Весна.
2.Яркая, теплая.
3.Торопится, поет, цветет.
4.Прекрасное время года.
5.Девушка (улыбка) песня, красавица.
- Замечательный портрет Весны у нас получился!
3.Открытие нового знания, реализация построенного проекта
Цель: организация учащихся к исследованию проблемной ситуации
Формирование познавательных УУД:
-умение извлекать необходимую информацию из текстов, рисунков,словаря-умение выявлять особенности объектов;
-умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение моделировать необходимую информацию;
-устанавливать причинно-следственные связи
Формирование коммуникативных УУД:
-умение слушать и понимать других;
-умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
-умение работать в группе
Формирование регулятивных УУД:
- умение корректировать, вносить необходимые дополнения;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.
- Сегодня мы не просто ученики, мы – художники.
– Представим, что доска – это холст, на котором мы будем изображать, как меняется природа весной.
-Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
Ручейки бегут быстрей,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц… (март)
Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель – В гости к нам пришел … (апрель)
Сад примерил белый цвет,Соловей поет сонет,В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает…(май)
– В первую очередь на наших холстах мы изобразим солнце. Какое оно весной? (Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее).
-Весна чувствуется и в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
– Какие осадки выпадают весной? ( Снег, дождь). Учитель рисует осадки на доске
– Что происходит со снегом весной? Почему? ( Поскольку становится теплее, снег тает).– Снег становится рыхлым, он темнеет и уплотняется.
Учитель приклеивает кусочки ваты, разрыхляя ее, на холст.
-Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? Почему? ( Весной почва оттаивает).
– В марте появляются первые проталины. На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки. День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
– Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)
Работа в группах (Составление синквейна слов паводок, ледоход, половодье )-Шуга - опасное природное явление, которое может привести к непредсказуемым последствиям. Находясь на водоемах, будьте предельно бдительны. Помните, соблюдая меры предосторожности, вы сохраняете жизнь себе и своим близким.
Лед на реках во время весеннего паводка становится рыхлым, "съедается" сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой.
Поэтому следует помнить: на весеннем льду легко провалиться; быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов; весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
1.Весенний паводок
2.опасный, непредсказуемый
3.пугает, топит, обманывает
4. опасное природное явление
5.рыхлый лед
Полово́дье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.Половодье вызывается усиленным продолжительным притоком воды, который может быть обусловлен:весенним таянием снега на равнинах; летним таянием снега и ледников в горах; обильными дождями (например, летними муссонами) . Половодья, вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, которые делятся на 2 группы:реки с преобладанием весеннего стока (например, Волга, Урал) реки с преобладанием летнего стока (например, Анадырь, Юкон, Макензи) .
1.Половодье
2.опасный,
3. затапливает, выходит из берегов, поднимает
4. длительное и значительное увеличение водности реки
5.большое количество воды
Ледоход- движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.
Ледоход: лед идет, Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лед в кусочки разбивает. 1.ледоход
2.весенний, осенний
3.наступает, движется,
4. движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.
5.ледоплав, ледолом
Физминутка– Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья.– А как вы думаете, можно ли проверить пробудилось дерево или нет?
– Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза побегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т.к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобиться 40–50 лет.
– Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»
( предположения учащихся «Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)
– Назовите травянистые растения, которые зацветают самими первыми.
Учитель вывешивает на доску картинки с изображением раннецветущих растений.
– Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежники. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести.)
– Почему же подснежники зацветают так рано?
Учитель выслушивает мнение детей и предлагает почитать об этом на с.89 в учебнике.
-Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье. Исследуйте статью и ответьте
-Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
-Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?
Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.
Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».
Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?
Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать
Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!
Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?
Меняет окраску: цветки бывают разного цвета - розового, синего. фиолетового
Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.
– Какие цветы расцветают ещё? (Ландыши, одуванчики, фиалки) Учитель вывешивает на доску изображения этих цветов.Предположение учащихся
Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.
Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.
А ведь так несложно сберечь весеннюю красоту ….
Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?
Не рвать цветы, а только любоваться !Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и тыЕсли мы сорвем цветыОпустеют все поляныИ не будет красоты!
– Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)– Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину:
Всех перелетных птиц черней,Чистит он пашню от червей.Взад-вперед по пашне вскачь.А зовется птица … (Грач)– Март – время прилета грачей в родные края.
Свое гнездо он в поле вьет,Где тянутся растения.Его и песня и полетВошло в стихотворения! (Жаворонок)Время прилета жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый годТуда, где домик ждет.Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец)Конец марта – время прилета скворцов.
Прилетел к нам, наконец,Лучший наш певец.Дни и ночи напролетОн поет. (Соловей)Соловьи прилетают в середине мая.
Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка)Время
прилета в родные края – май.
– Как встречают весну звери? (Просыпается от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих рождаются детеныши. Звери линяют).Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птицы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.)4. Закрепление изученного материала.
Формирование познавательных УУД:
-использование приобретенных знаний в практической деятельности
-умение выявлять признаки объектов;
-устанавливать причинно-следственные связи
Формирование регулятивных УУД:
-выполнение учебных действий в соответствии с заданием
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Формирование коммуникативных УУД
Формирование умения слушать и слышать собеседника
-У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.)
5. Заключительный этап
Формирование коммуникативных УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Формирование регулятивных УУД:
-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Игра “Я знаю…”
– Я знаю пять явлений природы весной…
– Я знаю пять перелетных птиц…
– Я знаю пять первоцветов…
– Я знаю пять насекомых…
– Я знаю пять проснувшихся животных…
- Что еще вам хотелось бы узнать о весне?
Домашнее задание
- Итак, наш урок подошел к концу и нам пора возвращаться домой.
А дома я предлагаю вам к следующему уроку найти информацию об одной перелетной птице.
- Если вы узнали что-то новое, вам понравилось работать и вы довольны тем, как работали прикрепите подснежники на зеленую кочку, а кто не доволен своей работой, осталось что-то непонятным в коричневую.
Тест «В гости к весне»
День с приходом весны стал:
А) короче
Б) длиннее
В) остался таким же
2. Температура воздуха стала
А) выше
Б) ниже
В) не изменилась
3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?
А) метель
Б) половодье
В) листопад
Какие птицы прилетают первыми?
А) грачи
Б) ласточки
В) скворцы
5. Найди верное высказывание
А) весной у деревьев и кустарников меняется окраска листьев
Б) весной на деревьях и кустарниках появляются почки
В) весной деревья и кустарники засыпают
6.От чего зависит прилет птиц?
А) день стал длиннее ночи
Б) появились почки на деревьях
В) оттаяли водоемы
7.От чего зависит появление раннецветущих растений?
А) оттаяла почва
Б) растаял снег
В) светит яркое солнце
8. Продолжи фразу «Раннецветущим травам не требуется много...»
А) света
Б) тепла
В) влаги
9. Какое изменение в природе происходит не весной?
А) Заяц меняет цвет своей шкурки с серого на белый.
Б) Птицы выводят потомство.
В) Набухание почек.
10. От чего зависит выход насекомых из зимней спячки?
А) они устали спать
Б) появилось много влаги В) ярче светит солнце