Проект урока биологии Вирусы. Неклеточные формы жизни. 10 класс

ПРОЕКТ УРОКА ____БИОЛОГИИ____________________________________________
Учитель
Маннанов Ф.М.

Тема урока
Вирусы. Неклеточные формы жизни. 10 класс

Цель урока:
Формирование естественно-научного мировоззрения и биологического мышления десятиклассников на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

Планируемые ОР
Ученик по окончанию изучения темы урока:
-раскрывает сущность понятий «неклеточные формы жизни», «вирусы», "капсид", «бактериофаги», «внутриклеточный паразитизм»(ПР);
-объясняет особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов (ПР);
-характеризует роль вирусов как возбудителей болезней и как переносчиков генетической информации (ПР);
-обосновывает меры профилактики вирусных заболеваний (ПР);
-активно работает на уроке (ЛР);-владеет способами сотрудничества(ЛР)
-находит информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках (МР);
-анализирует и оценивает её (МР); планирует свою деятельность(МР)
-интерпретирует информацию и представляет её в разных формах (МР)
-обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР);

Программные требования

Личностные результаты
Метапредметные
Предметные

Обладать учебно-познавательной мотивацией к учебному процессу.
Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей.

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
Овладевать видами публичного выступления в ходе обсуждения.
Умение выполнять практические задания.
Знание ключевых понятий о вирусах как - неклеточных форм жизни.
Формировать целостное представление об особенностях строения и размножения вирусов. Ценностные ориентиры, основанные по отношению к своему здоровью.



Мировоззренческая идея
«Вирусы - это плохие новости в упаковке из белка» П. Медавар

Программное содержание
Вирусы(1 час)
Вирусы - неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

План изучения нового материала
1.Открытие вирусов.
2.Строение вирусов.
3.Размножение вирусов.
4.Бактериофаги.

Основные понятия
Капсид, бактериофаг, внутриклеточные паразиты, неклеточные формы жизни

Тип урока
Изучение нового материала

Форма урока
Урок практическая работа

Технология
Развития критического мышления

Мизансцена урока
Традиционная

Оборудование урока
Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, шаблоны кластера, интерактивная доска, тексты

Домашнее задание
Параграф №20, ответить на вопросы с 1-5, стр.78





ПОР
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


I. Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.


- проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР)
-формулирует цель предстоящей деятельности(МР);
- планирует предстоящую деятельность(МР);
- владеет способами сотрудничества (ЛР)

1.Аналитическая беседа: актуализация имеющихся знаний, выделение базового понятия: что мы знаем об вирусах?
Ребята, при подготовке к уроку у меня родились такие строки:
Итак, начнем ,ребята, сегодняшний урок! Все , что здесь услышите, окажется вам в прок. Что такое вирусы и есть ли от них вред, Сегодня на уроке найдете вы ответ.
Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о вирусах.
2. Выполнение практической работы: составление кластера.
Раздача графической заготовки кластера (одну на парту) Приложение 1.
Демонстрация слайда №1
А что мы не знаем о вирусах, неклеточных формах жизни?
Выявление области незнания. затруднения. формулировка толстых и тонких вопросов. Оформление их в таблице.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы

Что такое вирусы?
Почему вирусы относят к неклеточным формам жизни?

Где можно обнаружить вирусы?
Какое значение играют вирусы в природе и жизни человека ?

Какие бывают вирусы?
Почему вирусы проходят через биологические фильтры?

Какие заболевания животных вызывают вирусы?
Почему вирусу СПИДа досих пор не создана вакцина?

Кто открыл вирусы?
Почему человека и животных многократно вакцинируют от различных вирусных заболеваний?





Записывают тему урока себе в тетрадь.








Самостоятельная работа в парах.
Заполняют кластер.


Запись в тетрадь по ходу обсуждения.

Запись в тетрадь самостоятельно.

Несколько учеников зачитывают свои вопросы вслух классу.


II. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.


характеризует роль вирусов как возбудителей болезней и как переносчиков генетической информации (ПР);
-обосновывает меры профилактики вирусных заболеваний (ПР);
-активно работает на уроке (ЛР);
-находит информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках (МР);
-анализирует и оценивает её (МР);
Чтение текста с маркировкой
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Приём «ИНСЕРТ»
«v» – уже знал «-» - думал иначе
«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы
Беседа по тексту

-Что мы уже знали о неклеточных формах жизни? Вирусах?
- В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?
Работа в парах, самостоятельное чтение текста
Раздаточный материал (приложение 2)
По ходу чтения карандашом




фронтально



III.Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.


определяет ценность биолгогического мировоззренияю(Л.Р)
1.Рефлексия
Соотнесение новой информации с той, которая была зафиксирована на стадии "Вызов", составление синквейнов, рефлексия:
- Можно ли вирусы считать особой формой жизни?
-Какое строение имеют вирусы?
-В чём их отличие от других живых организмов?
-Как вирусы размножаются?
-Какие вирусы называются бактериофагами?
-Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?
2. Составление синквейнов. Слайд 2
Вирус
Опасный, коварный
Пугает,заражает, уничтожает
Необъяснимая загадка природы
Враг



Фронтально







По желанию зачитывают свои синквейны.





Вдохновение на самостоятельное овладение биологическими знаниями
Подведение итогов урока:
Содержательная оценка учащихся, выставление отметок
Записывают Д.З в дневник





Заголовок 115