Система работы Повышение интереса учащихся к чтению как к одному из основных источников получения информации и знаний
СИСТЕМА РАБОТЫ
«Повышение интереса учащихся к чтению как к одному из основных источников получения информации и знаний».
Учение может стать интересным, увлекательным, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский
Введение
Возможность решения таких сложных вопросов школьного литературного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание внимательного, вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование школьника как личности, ставит перед учителем задачу развития речевой культуры, умений работы с текстом, понимания и оценки действий и поступков героев, выражения и защиты своей точки зрения. В конечном итоге – развитие рефлексии, эмпатии, нравственных качеств.
Воспитание духовно – нравственной личности, способной реализовать свой человеческий потенциал в современном быстроменяющемся мире – задача достаточно сложная, требующая таких подходов к организации учебной деятельности, при которых ученик не только воспринимает и воспроизводит информацию, даваемую учителем, но умеет её осмыслить, отобрать необходимое лично для него и применить для построения собственной линии поведения по отношению к другим людям, умеет работать с различными источниками информации и использовать их в повседневной жизни.
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объём информации удваивался каждые 5 – 7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 – в 32 раза.
Зачем человеку необходимо чтение?
Книга будит эмоции.
Читая, человек переживает как положительные, так и отрицательные эмоции, учится поведению в различных жизненных ситуациях, формирует своё видение происходящего, учится рефлексии.
Чтение повышает интеллект.
Если человек не читает систематически, он упускает 14% всей доступной информации. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учебе.
Хорошо читающий ребенок обладает большим объёмом информации,
лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки общения.
Чтение побуждает к нравственным поступкам.
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда радует уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Все перечисленное с точки зрения компетентностного подхода к процессу обучения есть ни что иное, как формирование личностных компетенций:
умение соблюдать общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;
стремление жить в гармонии с окружающим миром;
желание и умение соотносить своё поведение с психологическим комфортом окружающих людей.
Основной целью своей педагогической деятельности считаю формирование личностных компетенций учащихся на уроках литературы.
Задачи:
Подготовка настоящего, вдумчивого читателя, имеющего навыки осознанного чтения литературных произведений.
Помощь в становлении духовно – нравственной и социально адаптированной личности.
Развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовоспитания.
Предполагаемый результат:
У учащихся должен повыситься интерес к чтению как к одному из источников получения информации и знаний, необходимых в повседневной деятельности.
Диагностический этап. 2001 – 2002 год.
Задачи данного этапа:
Определить методы диагностики, позволяющие оценить уровень развития навыков чтения, читательской культуры.
Обработка полученных результатов.
Я начинала свою педагогическую деятельность в средней школе села Буревестник Курильского района Сахалинской области.
Проблемы, с которыми я столкнулась, не столько удивили меня, сколько озадачили:
Нежелание читать программные произведения художественной литературы;
Слабые навыки анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов на основе прочитанного.
Методы диагностики:
Беседа
Опрос.
Анкетирование.
Тестирование
Анализ результатов усвоения программного материала.
Изучение продуктов деятельности учащихся (контрольные работы, сочинения, творческие работы, участие в концертах, конкурсах, олимпиадах).
Литература как учебный предмет вводится с 5 класса. Для того чтобы на достаточном уровне овладеть программным содержанием, необходима хорошая техника чтения, проверка которой была проведена в середине 1 четверти.
Класс
Норма
Выше нормы
Ниже нормы
5 класс (22 чел.)
10
3
9
6 класс (11 чел.)
4
4
3
7 класс (11 чел.)
5
3
3
Затем провела анкету, позволяющую выяснить отношение к чтению.
Класс
Любишь ли ты читать?
Нравятся ли уроки литературы?
Помогают ли герои произведений в жизни?
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
5 класс (22 чел.)
14 (63%)
8 (37%)
18 (81%)
4 (19%)
12 (54%)
10 (46%)
6 класс (11 чел.)
4 (36%)
7 (63%)
9 (81%)
2 (19%)
4 (36%)
7 (64%)
7 класс (11 чел.)
5 (45%)
6 (55%)
6 (55%)
5 (45%)
3 (27%)
8 (73%)
Качество знаний по литературе 2001 – 2002 учебный год
Полученные результаты показали, что у учащихся 6 – 7 классов снижается интерес к чтению, к урокам литературы, достаточно четко прослеживается снижение возможностей влияния литературных произведений на поведение учащихся. С аналогичными проблемами я столкнулась, начав работать в МОУ СОШ № 10 г. Белогорска.
Почему дети мало читают?
На мой взгляд, причин несколько:
Чтение мало востребовано в семье.
Наличие альтернативных источников получения информации.
Сокращение количества часов в базовом учебном плане (5 класс – 2 часа, 6 класс – 2 часа, 7 класс – 2 часа, 8 – 2 часа, 9 – 3 часа).
Недостаточное владение учителем формами, приёмами и средствами организации чтения детей.
Часто ребенку чтение неинтересно, потому что он не видит возможностей применения навыков чтения и умений работы с текстом.
Книга стала достаточно дорогим удовольствием.
Результаты данного этапа работы позволили предположить:
Возможно, существующая методика преподавания литературы нацелена в основном на то, чтобы дать учащимся готовые к использованию знания, наполнить ими память школьников, чтобы они могли при контроле как можно более четко их воспроизвести.
Может быть, мы превращаем иногда уроки литературы в некое шоу, забывая о том, что именно здесь ребёнок должен не только слышать слово учителя, но и читать, и учиться видеть за прочитанным все проявления окружающей жизни, давать им оценку, выстраивать свое поведение.
Поэтому я определила для себя следующие направления организации учебной и внеучебной деятельности:
Формирование читательской и речевой культуры через разнообразие форм организации учебной и внеучебной деятельности.
Развитие личностно значимых качеств школьников: рефлексии,
эмпатии, толерантности.
Подготовительный этап 2002-2003 учебный год
Задачи:
Изучить научно – методическую литературу по теме.
Познакомиться с опытом работы учителей литературы школы, района по данной проблеме.
Определить методы, формы, приёмы и средства организации деятельности учащихся.
Проанализировав научно–методическую литературу, опыт работы учителей школы и района, я пришла к выводу, что особое место в формировании личностных компетенций учащихся занимает имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках литературы.
Суть данного приема организации учебной и воспитательной деятельности заключается в следующем:
Ученик из объекта научения, получателя информации становится активным субъектом учения, умеющим самостоятельно добывать необходимую информацию из литературного произведения и использовать её в повседневной деятельности.
Учитель из транслятора содержания образования превращается в организатора коммуникаций.
Такой подход позволяет не только актуализировать имеющиеся у учащихся знания, но и делает возможным сопоставление мыслей, чувств, поступков, что выступает основой для самопознания, самоопределения, саморегуляции, самореализации и самоутверждения.
На мой взгляд, настоящий, на долгие годы результат будет тогда, когда на уроках литературы будет уделяться внимание философским, этическим, психологическим вопросам, которые логично вытекают из содержания художественного произведения.
Проанализировав учебники и программы 5-8-классов под редакцией
Г.И. Беленького, я пришла к выводу, что они поднимают достаточный пласт нравственных проблем и вопросов, которые можно решать через имитационное моделирование на уроках литературы.
Класс
Писатель
Произведение
Проблема
Приемы
5 класс
М.Ю Лермонтов
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
А.Н. Толстой
«Бородино»
«Муму»
«Крестьянские дети»
«Школьник»
«Кавказский пленник»
«Детство Никиты»
-Любовь к родине.
-Роль личности в истории.
-Отношение к братьям меньшим.
-Становление характера человека.
-Взаимоотношения с ближними.
-Проблемы выбора, ответственность за свою и чужую жизнь.
-Философские вопросы бытия.
Ситуация –иллюстрация
Ситуация – оценка.
Ситуация – проблема.
Ситуация – проблема
Ситуация – упражнение.
Ситуация –иллюстрация
Ситуация – оценка.
Игровое проектирование
Ситуация – оценка.
6 класс
А.С. Пушкин
М.Ю.Лермонтов
В.Г. Короленко
В.Г. Распутин
Стихи
Стихи
«Дети подземелья»
«Уроки французского»
-Взаимоотношение с окружающим миром.
-Нравственный выбор между добром и злом, человеческое достоинство.
-Вопросы доброты и милосердия, самовоспитания.
Ситуация – оценка.
Ситуация –иллюстрация
Ситуация – упражнение.
Ситуация – оценка.
Ситуация –иллюстрация
Ситуация – проблема.
Ситуация –иллюстрация.
Ситуация - спор
7 класс
А.С. Пушкин
Н.А. Некрасов
А.Н. Островский
А.П. Чехов
Л.Н. Толстой
М. Горький
«Полтава»
«Железная дорога»
«Свои люди – сочтемся»
«Хамелеон»
«Детство», «Отрочество»
«Детство»
- Вопросы морали и нравов, духовных и материальных ценностей, значение личности в истории, высокое и низкое в поведении людей, проблемы становления личности, вопросы нравственного выбора
Ситуация –иллюстрация, игровое проектирование,
ситуация – проблема, ситуация – упражнения,
ситуация - оценка
8 класс
В.Г. Короленко
М. Горький
К.Г. Паустовский
«Парадокс»
«Челкаш», «Песня о соколе»
«Телеграмма»
- Взаимоотношение человека и общества, поиск смысла жизни и истины, проблема отцов и детей.
Ситуация – оценка, ситуация – проблема.
Практический этап 2003-2008 учебные годы.
Задачи:
1. Апробировать приемы имитационного моделирования жизненных ситуаций по
формированию личностных компетенций учащихся на уроках литературы.
2. Провести мониторинг промежуточных результатов.
3. Провести корректировку деятельности по достижению цели.
Для активизации познавательной деятельности на уроке разработала памятку для учащихся.
До чтения текста
начинай предполагать содержание текста по заголовку, настраивай себя на увлеченное чтение.
По ходу чтения
веди диалог с текстом;
выявляй скрытые в тексте вопросы, строй свои предположения и проверяй их;
в процессе чтения старайся осознать непонятное;
выясняй трудные вопросы;
делай выписки, подчеркивай важные мысли;
составляй схемы, чертежи, таблицы;
разбирай конкретные примеры.
После прочтения текста
попытайся выразить главную мысль текста;
прочти повторно трудные части текста;
составь план;
задавай себе вопросы по всему тексту;
поставь себя на место героев произведения.
Конечно, выполнить все это совсем не просто, но систематическая работа с использованием этой памятки в школе и дома при подготовке домашнего задания постепенно формирует потребность осознания художественного текста, сравнения судеб героев с самим собой, с жизнью реальных людей, живущих рядом, учит моделировать своё поведение в конкретной ситуации.
Кроме этого, вместе с учениками 5 классов мы разработали дневник читателя, в котором учащиеся отмечают
название прочитанного произведения, автора;
впечатления о прочитанном;
отношение к прочитанному (что понравилось и почему, что не понравилось и почему, поступил бы ты так, как герои произведения);
влияние поступков героев на поведение (помогло ли тебе чтение данного произведения в решении собственных проблем, помогло ли оно ответить на какие - то вопросы?)
Ведение дневника - дело добровольное. В основном его вели и ведут сейчас дети, мотивированные на учебу, думающие, стремящиеся к самоанализу, самовоспитанию. Дневник читателя позволяет расширить информационное пространство, обогатить речь, развивает мышление, творческие способности. И радует то, что число детей, ведущих дневники, возрастает.
Пробудить желание читать помогает интерес к личности самого писателя, его жизни, нравственным поискам.
Совместная работа объединила нас в кружок литературного чтения «Читаем, думаем, спорим».
Заседания кружка проводятся в форме деловой игры, которая позволяет увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенных знаний, взаимосвязать разнопредметные факторы, влияющие на процесс принятия решения в различных жизненных ситуациях.
Часто в учебной деятельности использую ролевые игры. Они позволяют моделировать социально – диалогические поступки и процесс общения по разрешению проблемных социальных ситуаций.
Диагностика промежуточных результатов показала
Положительную динамику качества знаний учащихся по литературе.
Изменение отношения учащихся к чтению:
Класс
Любишь ли ты читать?
Нравятся ли уроки литературы?
Помогают ли герои произведений в жизни?
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
5 класс (22 чел.)
17 (77%)
5 (23%)
20 (90%)
2 (10%)
16 (73%)
6 (27%)
6 класс (11 чел.)
5 (45%)
6 (55%)
10 (90%)
1 (10%)
6 (54%)
5 (46%)
7 класс (11 чел.)
5 (45%)
6 (55%)
7 (63%)
4 (37%)
5 (45%)
6 (55%)
Применение аналогичных приёмов в организации учебной и внеучебной деятельности в СОШ № 10 подтверждает их целесообразность:
Качество знаний по литературе по четвертям (2007 -2008 уч. год)
Отношение к чтению и урокам литературы (январь 2008 года)
Класс
Любишь ли ты читать?
Нравятся ли уроки литературы?
Помогают ли герои произведений в жизни?
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
5 класс (38 чел.)
77 (97%)
1 (3%)
32 (84%)
6 (16%)
26 (68%)
12 (32%)
8 класс (15 чел.)
9 (60%)
6 (40%)
8 (53%)
7 (47%)
8 (53%)
7 (47%)
Анализ промежуточной диагностики показал, что выбранная стратегия организации учебной и внеучебной деятельности учащихся на уроках литературы приносит положительные результаты.
Аналитический этап 2008- 2009 учебный год.
Задачи:
Отследить динамику полученных в ходе работы результатов.
Наметить пути совершенствования педагогической системы.
Подготовить материал для обобщения опыта работы по теме.
Мониторинг результатов показывает положительную динамику развития интереса к чтению, повышение качества знаний по литературе и достаточном уровне развития личностных компетенций учащихся.
1 ценность школы 2 ценность класса
3 ценность личности 4 ценность творчества
5 ценность диалога 6 ценность рефлекси
При проведении вышеуказанных приёмов организации учебной и внеучебной деятельности у учащихся формируется целостное восприятие художественного текста и происходит его воздействие на духовное развитие личности.
Эта работа способствует развитию творческого воображения учащихся, монологической речи, что позволяет мне проводить уроки литературы с познавательным и воспитательным эффектом, участвовать в формировании личностных компетенций учащихся.
Правильность выбранного пути подтверждают высказывания детей:
( люблю думать, сравнивать, представлять различные ситуации;
( ставлю себя на место героя;
( узнаю много нового;
( учусь хорошему, нравятся инсценировки.
Считаю, что полученные положительные результаты дают возможность продолжить работу по данной проблеме.