Рабочая программа по элективному курсу Спорт, здоровье, грация, красота, идеал 8-9 класс
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Спорт, здоровье, грация, красота, идеал» составлена тренером по физической культуре Григоровой Ниной Васильевной для девушек 8-9 классов. Программа рассчитана на 140 ч. Программа элективного курса «Спорт, здоровье, грация, красота, идеал» призвана расширить у обучающихся знания о здоровье и значении физического развития, помочь осознать потребность сохранения здоровья человека. Программа способствует формированию здорового образа жизни.
Программа позволяет через знания и умения ориентироваться в информационном потоке рекомендаций и советов по физической подготовке, правильно укрепить физическое и психическое здоровье. Учащиеся должны научиться адаптировать организм к изменяющимся условиям жизни, рассчитывать собственные биоритмы, предупреждать заболевания, оказывать элементарную доврачебную помощь. Научиться относиться к своему здоровью как общественному достоянию.
Данный элективный курс предусматривает 140 учебных часов, которые включают в себя лекционно-семинарские и практические занятия. В конце элективного курса предусмотрен зачёт по теоретической подготовке « Я хочу быть здоровой и красивой», и практической - участию в спортивных массовых мероприятиях, проводимых в группе и лицее.
Разработка данной программы шла с учётом возрастных особенностей школьниц, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Программа построена на следующих основных принципах:
научности (предоставляются только научно доказанные факты,явления, результаты, последствия);
единства анатомических, физиологических, психологических начал в формировании здорового образа жизни учащихся;
формирования ответственного отношения к своему здоровьюкак к общественному достоянию, высшей социальной ценности;
целенаправленной, наступательной борьбы с курением, с употреблением наркотических и токсических веществ, разъяснения их вредадля здоровья растущего организма;
формирования у учащихся стойких мотиваций к ведению здорового образа жизни и учета нравственно-духовных ценностей;
учета возрастных особенностей.
Целью программы «Спорт, здоровье, грация, красота, идеал» является формирование основ здорового образа жизни, совершенствование физического развития девушек 8-9-х классов и повышение их функциональных возможностей нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики, выработка гигиенических навыков и мотивации к здоровым потребностям.
Задачи программы:
формирование у учащихся научного мировоззрения о здоровомобразе жизни;
выработка мотивации здорового образа жизни;
повышение физического развития учащихся;
формирование ответственного отношения к собственному здоровью;
формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотическим, токсическим и другим вредным веществам.
Объем учебной нагрузки по программе:
1.Основная ступень школы (8 - 9 классы) - 140 часов, 4 раза в неделю (2- теория, 2-практика);
Основная тематика программы Спорт, здоровье, грация, красота, идеал» для 8-9 классов:
Понятие о здоровье и здоровом образе жизни.
Организм человека.
Гигиена — основа сохранения здоровья и красоты
Рациональное питание.
Профилактика травматизма организма.
Вредные привычки.
Основа здоровья — физическая культура, двигательная активность, закаливание. Укрепление здоровья.
7.1.Развитие и совершенствование как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия.7.2. Повышение работоспособности и двигательной активности.
7.3.Гармоничное развитие основных мышечных групп.7.4.Развитие музыкальности, чувства ритма.7.5.Улучшение психического состояния, снятие стрессов.7.6. Повышение интереса к занятиям физической культурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
8. Иммунная система и здоровье.
9.Нравственно-половое воспитание.
10.Психическое здоровье.
11. Конфликты и здоровье.
12.Профилактика СПИДа.
Практическая часть программы по здоровому образу жизни - это оздоровительная аэробика. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.
Содержание курса
Понятие о здоровье и здоровом образе жизни. (5 часа).
Основные принципы сохранения здоровья. Социальные и нравственные компоненты здоровья. Основа здорового образа жизни. Сущность подхода к здоровью и жизни. Сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья, здоровых потребностей в семье, улучшения здоровья будущего поколения. Основные категории здорового образа жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Функциональное состояние и резервные возможности организма. Здоровье и болезнь, их взаимодействия.
2 .Организм человека. Закаливание. (4 часа).
Иммунитет - укрепление защитных сил организма. Пути укрепления защитных сил организма. Виды иммунитета, сопротивляемость и устойчивость организма к воздействию повреждающих факторов. Механизм действия защитных сил организма. Сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Способы сохранения и повышения иммунитета.
Демонстрация презентации «Иммунная система»
3.Гигиена – основа сохранения здоровья (5 часа).
Режим дня. Организация и соблюдение гигиенического режима.
Личная гигиена — комплекс гигиенических требований, способствующих предупреждению и сохранению здоровья. Чистота тела — главное условие здоровья и первое правило личной гигиены. Основные гигиенические правила ухода за различными частями тела. Современные косметические средства. Умеренность в употреблении. Мода и здоровье.
4.Рациональное питания (4 часа).
Основные питательные вещества. Расход питательных веществ в организме (пластическая и энергетическая потребности). Характеристика белка по своему происхождению (животные и растительные). Пищевая ценность белка. Жиры (насыщенные и ненасыщенные). Углеводы — различие в содержании фруктозы, крахмала, сахарозы, пептидов, клетчатки. Значение жиров и углеводов. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания. Витамины, микроэлементы, минеральные соли. Необходимое количество калорий для нормального функционирования организма. Распределение калорий в пищевом рационе. Вред, наносимый организму пищевыми добавками, рафинированными продуктами, жевательными резинками при неправильном употреблении.
Основные питательные вещества и пищевые продукты. Рациональное питание. Принципы правильного питания. Полноценное сбалансированное питание по ингредиентам (белки, жиры, углеводы (1:1:4), витамины, минеральные соли). Обеспечение суточной калорийности (2,5-3 тыс. калории) пищи в соответствии с энергетическими затратами. Болезни, вызванные неправильным питанием.
Демонстрация презентации ассортимента продуктов питания.
Демонстрация презентации основных групп питания.
5. Профилактика травматизма и отравлений организма (2 часа).
Заболевание, обусловленное неправильным питанием. Оказания 1-й помощи при травматизме. Кровотечения, ушибы, переломы, сотрясения. Перевязочный материал: кровоостанавливающие жгуты, шины, бинты.
Демонстрация видеофильма.
6. Вредные привычки ( 3 часа).
Болезненные пристрастия, формирующиеся при употреблении одурманивающих веществ (табак, алкоголь, наркотические и токсические вещества). Привыкание к наркотическим веществам — биологический процесс. Действия никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека, последствия. Механизмы формирования вредных привычек.
Лекарственная токсикомания. Меры профилактики и методы избавления от вредных привычек. Психологические обстоятельства приобщения к курению, алкоголю, токсическим веществам. Вредные вещества и закон.
Наркомания - болезнь ''добровольного безумия". Стадии наркомании. Отравления наркотическими и токсическими веществами. Эйфория. Ломка. Последствия и отдаленные результаты наркомании. Токсикомания.
Лекарственная токсикомания. Поражение нервной системы при наркомании и токсикомании. Наркомания — мифы и реальность. Интоксикация организма.
Алкоголизм, табакокурения как социальная и медико-педагогическая проблема. Этапы формирования отрицания к "болезненным пристрастиям": особенности их течения в подростковом и юношеском возрасте. Меры профилактики вредных привычек и их преодоление с учетом психосоциальных особенностей личности детей и молодежи, причины их возникновения. Поражение нервной системы вредными веществами.
Демонстрация презентации о легких курящего человека. Влияние спирта на белок клеток.
Демонстрация видеофильмов о влиянии вредных веществ на организм человека.
7. Основа здоровья — физическая культура, двигательная активность и закаливание (7 часов).
Гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Вредное влияние гиподинамии на развитие костной, мышечной ткани, жизненной емкости легких, на деятельность сердечно- сосудистой системы. Значение физических нагрузок для развития организма. Профилактические меры и воздействия лечебной физкультуры (ЛФК). Активный отдых, его разновидности.
Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности (суточная, недельная, годовая). Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц. Поддержание высокой работоспособности на уроках. Предупреждение переутомления и снятие стресса.
Демонстрация опыта: "Утомление мышцы и восстановление ее функции".
Укрепление здоровья.
Развитие и совершенствование как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия. Повышение работоспособности и двигательной активности.
8. Иммунная система и здоровье (1 час).
Основные виды иммунитета. Неспецифический и специфический иммунитет. Теория выработки иммунитета (иммуногенез). Антигены, антитела. Иммунный ответ. Нарушения в иммунной системе. Иммунодефицит.
Демонстрация презентации. Видеофильм
9. Нравственно-половое воспитание (2 часа).
Период взросления. Неадекватное морально-нравственное поведение. Основы нравственно-полового воспитания.
Беседа.
10.Психическое здоровье ( 2 час).
Основы психического здоровья. Задачи, принципы и методы психогигиены. Защита психического статуса здоровье. (Формирование устойчивых положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений. Профилактика нервных срывов и стрессов. Психическое развитие и формирование личности. Взаимоотношения со взрослыми.
Комплекс тестов с анализом. Игры.
11.Конфликт и здоровье ( 2 час).
Межгрупповые конфликты. Способы разрешения групповых конфликтов. Особенности подросткового периода. Депрессия. Причины конфликтов со взрослыми. Взаимопонимание и сотрудничество. Стиль повеления в конфликте: давление, компромисс, приспособление, избежание.
Практическая работа. Ролевая игра "Выходы из конфликтов".
12.Профилактика СПИДа (1 час)
История развития ВИЧ/ СПИДа. Пути передачи СПИДа. Меры предосторожности и предохранения от СПИДа. Проблемы больных СПИДом.
Демонстрация презентации "Возбудители инфекции СПИД/ВИЧа" видеофильм "Профилактика СПИДа".
Итоговое занятие (2 час)-зачёт.
Практическая часть.
Содержание программного материала изложено в поурочном рабочем плане. Общепризнанной формой проведения занятий по аэробике является урок, и в нём традиционно выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную м.
Для закрепления потребности к регулярным занятиям аэробикой, рекомендуем проводить состязания внутри класса между группами девушек. Особого внимания заслуживает увеличение систематичности и регулярности занятий физическими упражнениями и интерес. На этом фоне возрастают физические и функциональные показатели.
1.Аэробика как средство физической культуры для укрепления
2.Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой
3.Осанка и её конструктивные компоненты
4.Элементы аэробики
5.Разновидности элементов аэробики
6.Упранения аэробики и фитнеса
7.Совершенствование техники упражнений
8.Подбор музыки
9.Подготовка к конкурсам.
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии девушкам предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем соединяются в последствии в музыкальные композиции. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки. Для освоения предлагаемой программы рекомендуется учить комплексы по “восьмёркам” раздельным способом без музыки, затем выполнить эти упражнения с музыкальным сопровождением и закончить занятия упражнениями в партере.
В уроках аэробно-силовой направленности используются прыжки со скакалкой, отжимания, упражнения с отягощениями (длинная резина).
Ожидаемые результаты:
Улучшение физического состояния, получение детьми заряда бодрости.
Воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Осуществление знакомства с различными видами аэробики и фитнеса.
Освоение базовых и шагов и элементов аэробики.
Приобретение новых умений и знаний.
Развитие творческих навыков.
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
Рекомендательный список литературы
1.Валеология и спорт: Журналы 2009-2010гг.
2.Куценко И.П., Соколов Г.Я., Васильева Н.В. Оздоровительная аэробика для девушек 10-11 кл..-Омск, ООИПКРО, 1999.-58с.
3.Мякинченко Е.Б., Шестакова М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.-304с.
4.Шабоха Е.Г., Соколов Г.Я., Кислухина И.И., Трушкова М.П. Оздоровительная аэробика для школьников: Методические рекомендации.- Омск:СибГАФК,1998
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(140 часов по 4ч. в неделю, 38 часов – теория, 102 часа- практика)
Теоретическая часть.
(1-2 часа в неделю)
№ Содержание материала (2 полугодие) Часы Дата Примеч.
1. Понятие о здоровье и ЗОЖ 6 1 О здоровье. 1 2 Здоровый образ жизни. 1 3 Правильное питание, гигиена учёбы, труда и отдыха 1
4 Режим дня.
1 5 Значение сна.
1 6 Общественная гигиена, её задачи, функции. 1 2.Организм человека. 4 7 Физиологические возрастные особенности организма 1 8 Строение организма человека. 1 9 Осанка .Упражнения для осанки 1 10 Значение физической зарядки. 1 3.Гигиена – основа сохранения здоровья 5 11 Режим дня. Организация и соблюдение гигиенического режима 1 12 Личная гигиена 1 13 Современные косметические средства. Умеренность в употреблении. 1 14 Мода и здоровье. 1 15 Соблюдение гигиенических правил в школе и общественных местах 1 4.Рациональное питания 4 16 Питание. 1 17 Режим питания. Требования к питьевой воде. Гигиена питания 1 18 Режим питания. Болезни, обусловленные нарушением режима питания. 1 19 Булимия и анорексия. 1 5. Профилактика травматизма 2 20 Заболевания, обусловленные неправильным питанием. 1 .
21 Травматизм. Оказания 1-й помощи при травматизме. 1 6.Вредные привычки 3 22 Алкоголизм. Табакокурение и меры профилактики. 1 23 Наркомания – угроза будущему. Токсикомания. 1 24 Профилактика табакокурения у подростков 1 7.Основа здоровья – физическая культура, двигательная активность и закаливание. 7 25 Развитие и совершенствование как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия. 1 26 Повышение работоспособности и двигательной активности.
1 27 Гармоничное развитие основных мышечных групп 1 28 Развитие музыкальности, чувства ритма. 1 29 Улучшение психического состояния, снятие стрессов. 1 30 Повышение интереса к занятиям физической культурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом. 1 31 Гиподинамия. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Методы оздоровления 1 32 8. Иммунная система и здоровье 1 33-34 9. Нравственно- половое воспитание 2 10.Психическое здоровье 1 35 Основы психического здоровья. Профилактика нервных срывов, стрессов 1 11.Конфликт и здоровье 1 36 Конфликт и здоровье. Окружающая среда и здоровье. 1 37 12. Профилактика СПИДа и ИППП ( 1 ч.) 1 Профилактика СПИДа и ИППП.
1 38 Итоговый урок. 1 зачёт
Поурочный рабочий план.
Практические занятия.
(102 часа, 3 занятия в неделю)
№
урока Краткое содержание урока:
задачи, средства, ОМУ
1. 2.
1.
2.
3. Вводный урок. Ознакомить учащихся с содержанием занятий.
Тестирование (см.приложение ).
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. Наблюдать ЧСС на каждом уроке.
4-10 Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Тестирование.
11-12 Тестирование физических качеств (гибкость), функциональной подготовленности (степ-тест). Заполнение индивидуальной карты занимающихся. Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. Аэробика и её виды.
14-16 Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Упражнения калланетик.
17-25 Обучение разновидностям альтернативных шагов аэробики. Обращать внимание на правильное выполнение каждого элемента. Дыхательные упражнения.
26-30 Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики с движениями рук. Стретчинг. Анализ антропометрических показателей.
31-36 Обучение перемещениям (диагональ, круг, квадрат). Упражнения для мышц рук с резиной. Базовые элементы и их разновидности (средний темп). Стретчинг.
37-43 “Танец живота”. Прыжки со скакалкой (до 200 раз). Домашнее задание: совершенствование базовых элементов.
44-48 Обучение новому комплексу. Упражнения для мышц брюшного пресса. Прыжки через скамейку.(3 подхода по15 раз).
49-53 Занятие на степ-платформе. Самостоятельная работа по составлению индивидуального комплекса. Варианты отжимания.
54-60 Совершенствование ранее изученных комплексов и их соединение в музыкальную композицию. Совершенствование техники базовых элементов аэробики. Развитие координационных способностей. Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление, стретчинг.
61-66 Совершенствование техники базовых элементов аэробики. Совершенствование индивидуального комплекса. Развитие гибкости. Упражнения калланетик.
67-70 Обучение новому комплексу. Упражнения для мышц брюшного пресса (в парах).
71-80 Совершенствование ранее изученных перемещений (круг, квадрат, диагональ). Самостоятельное составление комплекса с перемещениями по площадке. Упражнения с резинкой для мышц ног.
81-85 Самостоятельное повторение музыкальной композиции, составленной индивидуально. Отжимания (3 серии по 15 раз).
86-89. Совершенствование индивидуального комплекса. Упражнения в партере с резинкой.
90-93 Составление комплекса для соревнований и подбор музыки для него. Стретчинг. Отжимания от скамейки, и в упоре лёжа на коленях (3 серии по 20 раз).
94-97 Совершенствование музыкальной композиции, составленной индивидуально. Упражнения для мышц ног (выпады и махи), выполняемые стоя под музыку.
98-99 Совершенствование музыкальной композиции, составленной индивидуально. Прыжки со скакалкой (до 250 раз). Упражнения калланетик.
100-102. Контрольный урок.(Соревнования)