Методическая разработка по теме Роль классного руководителя по формированию патриотических качеств личности обучающихся


Роль классного руководителя по формированию патриотических качеств личности обучающихся»
“Если учитель стал другом для ребенка,
если эта дружба озарена благородным
влечением, порывом к чему-то светлому,
 разумному, в сердце ребенка никогда не
появится зло. И если в школах есть
насторожившиеся, ощетинившиеся,
недоверчивые, а иногда и злые дети,
то лишь потому, что учителя не узнали
их, не нашли подхода к ним, не сумели
стать их товарищами. Воспитание
без дружбы с ребенком можно
сравнить с блужданием в потемках”
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По данным многочисленных социологических опросов, около 8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. А родители, в свою очередь, не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, ребенок вынужден лавировать, приспосабливаться, что отрицательно сказывается на формировании личности. Некоторые родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Ни для кого не секрет, что педагогу порой трудно находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной учителям и школьной администрации.
По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки, у них есть шанс добиться успехов в деле воспитания своих детей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его друзьями, людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.
На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Я сторонник принципа единства воспитания  и  изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое  и  психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное  развитие  с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребенка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Но как воспитать преданность Отечеству и гордость за него?
Самый благоприятный путь - возрождение забытых национальных ценностей. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, "суеверное",
а каждодневное обращение к нему диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Россия, родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно то, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего величавую и трагическую историю. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Поэтому педагог должен быть сам патриотом, чтобы пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам и т.д., в котором народ оставил нам ценное из своих культурных достижений.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя начинаем открывать. Это относится и к прошлому нашего народа. Работая с детьми, наш коллектив считает необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят на национальных традициях.
Как на уроках, так и во внеурочное время работу по военно-патриотическому воспитанию младших школьников провожу по таким направлениям:
- воспитание у детей чувства любви к родному краю и своей Родине, русскому народу;
- воспитание у детей осознанного желания служить своей Родине;
- воспитание уважения к защитникам Отечества;
- воспитание чувства гордости и восхищения за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;
- формирование у детей стремления больше узнать о Родине, ее защитниках и их подвигах;
- знакомство с произведениями разных жанров устного народного творчества;
- уважение к культурному наследию своего народа.
Планируя уроки, систему, мы анализируем содержание учебного материала и на этой основе формируем воспитательные задачи уроков, на которых воспитываем любовь к родной земле, к русской национальной культуре, чувство гордости за свой народ, который своим доблестным примером показал образец мужества и стойкости в войне против фашистских захватчиков. Главным образом на уроках закладываются основы знаний о прошлом и настоящем нашей Родины, о политическом и экономическом развитии России. Без этих знаний невозможно проводить национально-патриотическое воспитание детей, формировать у них идейную убежденность, человеческие качества патриота своей страны.
Огромное значение в каждом классе имеет проведение уроков мужества, которые очень привлекают и нравятся ребятам, вызывают интерес. Дети слышат, какое значение имеет воинская служба каждого молодого человека и, конечно, о том, как готовить себя к ней. Какое значение имеет хорошая учеба, физическая закалка, спорт, соблюдение режима дня.
Весной, в канун Дня Победы, младшие школьники возлагают цветы к памятнику погибших в годы ВОВ. Такие мероприятия воспитывают патриотизм, вызывают в детях сознание причастности к общенародным делам.
Следующий вид работы по силам каждому классу. Это поиски участников ВОВ среди близких людей: фотографии, краткое описание боевого пути, награды. Дети младшего школьного возраста по-своему представляют войну, ее участников. Для более полного представления об испытаниях, выпавших на долю русских людей, мы стараемся показать и другую сторону войны - тыл, как гигантский, порой нечеловеческий труд во имя Победы. Дети ближе подойдут к понятию о том, что каждому человеку есть, что сделать для мира и в военные годы и в мирное время. Мы используем видеофильмы.
В экскурсии, развлечения, праздники, выставки и повседневную жизнь обучающихся включается знакомство с произведениями разных жанров устного народного творчества, разучивание хороводных и подвижных народных игр своего края , инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек небылиц и т.п.
Система работы привела к созданию этнографического музея "Русская изба". Широко представлены в экспозиции музея кухонная утварь, цветные вышивки и тканые изделия, орудия труда, мебель. Музей выполняет функции: систематизация, сохранение и демонстрация подлинников. Кроме того, этнографический музей выступает как особая форма дополнительного образования.
Существенную помощь в развитии патриотического воспитания детей через ознакомление с русскими национальными традициями оказали родители. С целью выявления путей взаимодействия семьи и образовательного учреждения в воспитании детей с использованием народных традиций, нами было проведено анкетирование. В работе с родителями мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительских клубов, беседы, консультации позволили увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками.
В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались.
Проведение календарно-обрядовых и православных праздников стало традиционным.
Результаты диагностирования показывают, что дети умеют самостоятельно играть в подвижные и хороводные народные игры, имеют представление о народных промыслах, знают произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, знакомы с жизнью отечественных святых.
Уважение к культурному наследию своего народа - одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания.
По всей стране сейчас идет процесс восстановления храмов, монастырей, других памятников православной культуры. Православие - часть нашей культуры. Мы пользуемся дополнительным материалом для раскрытия перед младшими школьниками основных исторических черт русского национального самосознания, для развития высоких чувств национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, а также любви к Отечеству.
Работа, проводимая нами в данном направлении, позволила организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива "дети-родители-сотрудники".
Используемая литература.
Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания.- М., 1975;
Марынко И.С. Нравственное воспитание школьников". М., 1969.
Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6;
Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. Сельская школа. 2002. № 1;
Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.