Кружок «Краевед-любитель» 4 класс

Кружок
«Краевед-любитель»
4 класс
Пояснительная записка
"Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки"
Д.С. Лихачев
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательной школе. Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить богатые национальные традиции родного народа.
Цель - создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения родного города, историей развития края
Развивать умение анализировать представленную информацию, познакомить с формами самостоятельной работы с различными источниками информации
Воспитывать любовь к малой Родине, национальной культуре

Принципы построения программы:
научность
доступность
дифференцированность
практическая направленность
Формы организации работы:
- наблюдение во время экскурсий
- беседа, дискуссия
- поисковая и исследовательская работа учащихся
- КТД
- анкетирование (для определения уровня знаний, умений, навыков по краеведению)

Содержание
1.Что такое краеведение.
2.Моя «страна» Сибирь.
3.Из прошлого в настоящее.
4.Народов дружная семья.
5.Байкала-озера сказки.
6.В гостях у «Сибирячка»



Тематическое планирование 34 часа

п/п
Тема занятия
Тип занятия
Элементы содержания
Задания для самостоятельного выполнения

Что такое краеведение 2 ч.

1
Введение.
Кого называют краеведом
Комбинированный
Раскрыть значение слова краевед, обсудить значение краеведения как науки. Как правильно подготовить сообщение.


2
Посещение краеведческого музея
(Гимназия № 1)
Экскурсия
Познакомить с экспонатами археологических находок, значением слов археолог, этнография и др.
Подготовить фотовыставку, сообщение «Что я видел в музее»

Моя «страна» Сибирь 7ч.

3
История Иркутской области
Комбинированный
Географическое положение, величина территории, соседние области, природная зона
На контурной карте обвести границу Иркутской области, нанести названия крупных населённых пунктов, рек, озёр, водохранилищ

4
Тайны недр Сибири
Комбинированный
Рассказать, какими природными ресурсами богата наша область, об их практическом использовании.
Подготовить сообщения

5
Реки и озёра нашего края
Комбинированный
Назвать и показать на карте области озёра, реки и водохранилища. Объяснить чем водохранилище отличается от других водоёмов.
Обратить внимание на уникальность озера Байкала и реки Ангары.
Подготовить сообщения и презентации о Байкале и Ангаре. Расспросить у бабушек и дедушек что они знают об образовании Братского водохранилища (может быть кто-то был свидетелем этого события)

6
Таёжные дары
Комбинированный
Познакомить с разнообразием растительного мира. Использовать книгу Георгия Граубина «Моя страна Сибирь», где можно узнать о лесном молоке и болотном хлебе, много др.
Собрать гербарий, составить кроссворд
«Растения нашего края»

7
Там на неведомых дорожках
Комбинированный
Познакомить с разнообразием животного мира
Восточной Сибири. Познакомить с понятием эндемики на примере обитателей Байкала.
Составить кроссворд «Животные нашего края», подготовить презентации.

8
На берегу Братского моря
Экскурсия
Провести наблюдения: береговая линия водохранилища, растительный мир, птицы.
Фотоотчёт

9
Что мы узнали
Обобщение знаний, викторина «Мой край» (1 тур)
Обобщить знания учащихся по данной теме. Обратить внимание на огромную площадь территории Иркутской области, её богатства: лес, водные ресурсы, полезные ископаемые. Воспитывать любовь и чувство гордости за наш край.

Презентации, доклады

Из прошлого в настоящее 7ч.

10
Город, в котором мы живём.
Комбинированный
Объяснить, почему среди глухой тайги появилась необходимость строить город, когда и кто начал стройку, когда присвоили статус город,
Расспросить родителей, бабушек и дедушек о том, когда ваша семья приехала в Братск, откуда, а кто является коренным сибиряком. Написать сочинение на тему «Мы тоже строили Братск»

11
Братск острожный
Комбинированный
Познакомить с историей основания Братского острога, познакомить со значением слова острог, назначением этой постройки.
Найти в интернете, книгах дополнительный материал.

12
Ангарская деревня – музей под открытым небом.
Экскурсия
Провести наблюдения: как выглядит Братский острог в наше время.
Нарисовать рисунок, сделать фотовыставку

13
Братск современный
Комбинированный
Чем живёт современный город, какие у него проблемы. Экология г. Братска, отток населения и др.
Проект совместно с родителями «Проблема нашего города и пути её решения»

14
Улицы нашего города
Комбинированный
Чьими именами названы улицы и почему.
Сколько улиц, самая длинная, самая короткая и др.
Узнать историю улицы, на которой живёшь.

15
Экскурсия по улицам города
Экскурсия
Мемориальная доска – что это такое
Фотоотчёт

16
Имена на карте Братска
Конференция
Изучить историю одной из улиц города.
Подготовить доклад и презентацию

Народов дружная семья 7ч.

17
Народы края до прихода русских
Комбинированный
Эвенки, буряты, тофалары и др. народы, которые проживали на территории Сибири.


18
Освоение Сибири русскими
Экскурсия в музей на ул. Парковой
Познакомить с историей освоения Сибири русским народом, археологическими находками (орудия труда, предметы быта и т.д.)
Найти в интернете, книгах дополнительный материал.

19
Эвенки
Комбинированный
Кочевой образ жизни, особенности жилища, основные занятия (охота и рыболовство), национальная одежда, кухня, традиции
Сообщения, презентации

20
Буряты
Комбинированный
Кочевой образ жизни, особенности жилища, основные занятия (охота и рыболовство), национальная одежда, кухня, традиции
Сообщения, презентации

21
Русские
Комбинированный
Оседлый образ жизни, особенности жилища, основные занятия (охота и рыболовство), национальная одежда, кухня, традиции
Сообщения, презентации

22
Путешествие во времени
Экскурсия в Ангарскую деревню
Провести наблюдения: как устроено жилище, в чём отличие (зависит от образа жизни), приспособления и устройства для охоты и рыболовства и др.
Фотоотчёт

23
«Наследство сибирских народов»
Обобщение знаний, работа над проектом по группам
Учащиеся делятся на три группы: русские, буряты, эвенки. Обобщение знаний проходит в форме праздника с участием родителей.
Каждая группа готовит: национальный костюм, макет жилища, блюдо национальной кухни, стихи, игры и др.

Байкала-озера сказки 6ч.

24
Сибирский фольклор
Комбинированный
Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. Это и сама сибирская природа, озёра и реки, горы и леса; это и могучие национальные богатыри. Повторить что такое фольклор, какие знают жанры и т.д.


25
Сказки о Байкале
Комбинированный
Повторить в чём заключается уникальность озера Байкала.
Знакомство со сказками:
«Богатырь Байкал»
«Ангарские бусы»
«Омулёвая бочка»
Используем двухтомное издание «Байкала-озера сказки» Восточно-Сибирское издательство, 1988
Прочитать сказки, сделать к ним рисунки.

26
Сказки о народных героях-богатырях
Комбинированный
Знакомство со сказками:
«Храбрый Хуркокан»
«Про злого хана Улузана»
«Хозяин воды» и другие (тот же сборник, 1 том)
Прочитать сказки, сделать к ним рисунки.

27
Сказки о животных
Комбинированный
Знакомство со сказками:
«Медведь и бурундук»
«Трава и мошка»
«Изюбр и сохатый» и другие (тот же сборник, 2 том)
Прочитать сказки, сделать к ним рисунки.

28
Легенды и предания
Комбинированный
Знакомство с легендами:
«Про Байкал»
«Легенда об Иркуте»
«Как буряты с тунгусами породнились» и др.
(тот же сборник, 1 том)
Прочитать сказки, сделать к ним рисунки.

29
Социально-бытовые сказки
Комбинированный
Знакомство со сказками:
«Глупый богач»
«Зима и лето»
«Как внук деда спас» и другие
(тот же сборник, 2 том)
Прочитать сказки, сделать к ним рисунки.

В гостях у «Сибирячка» 3 ч.

30
Рождение Сибирячка
Комбинированный
Знакомство со сказкой Марка Сергеева «Сибирячок». СИБИРЯЧОК (без кавычек) - это маленький лесной человечек, вылупившийся из скорлупы кедрового орешка и давший имя альманаху для детей, выпускавшемуся Восточно-Сибирским книжным издательством. С 1992 года “Сибирячок” обрел статус регионального журнала.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Нарисовать Сибирячка

31
Детский журнал «Сибирячок»
Экскурсия в школьную библиотеку
(читальный зал)
Познакомить детей с детским журналом «Сибирячок».
Какие произведения, о чём, кто автор и т.д.
Обратить внимание, что авторами многих произведений являются дети.
Продолжить знакомство с журналом

32
Творческая страничка
Комбинированный
Предложить учащимся проявить творчество и сочинить сказку, стихотворение, рассказ о нашем крае. Можно нарисовать рисунок, выполнить аппликацию и т.д.
Продолжить выполнение творческого задания

Обобщение 2 ч.

33
«Я горжусь, что я братчанин и Сибирь земля моя»
Обобщение знаний, викторина «Мой край» (2 тур)
Обобщение и повторение изученного материала проводится в форме викторины ( можно провести в форме любой игры «Своя игра», «Что? Где? Когда?»)


34
Обобщающий урок
Анкетирование
Провести анкетирование детей и родителей
«Моё отношение к занятиям в кружке»











Список использованной литературы

1. Восточная Сибирь [электронный ресурс] // http://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Что такое краеведение [электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org
3.Детский журнал «Сибирячок» [электронный ресурс] // http://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [электронный ресурс] // http://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][электронный ресурс]// http://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Сборник «Байкала-озера сказки» Восточно-Сибирское книжной издательство, 1988











Qђ Заголовок 215