Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс


МОБУ ООШ с. СтаротураевоМетодическая
 разработка урока русского языка
«Однородные члены»
Разработала учитель
начальных классов
Солтанова Наталья Геннадьевна
2016 г.
Урок : русский язык
Тема: «Однородные члены предложения»
Класс: 3 класс
Учитель: Солтанова Наталья Геннадьевна
Цели:
углублять знания учащихся об однородных членах предложения;
называть признаки однородных членов предложения;
конструировать предложения с однородными членами;
формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений; определять какими членами в предложении они являются;
делать вывод о значимости данной темы;
оценивать свои достижения на основе предложенных критериев.
совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
2. Предварительная беседа
- Хочу начать сегодня наш урок со слов замечательного русского писателя А. Н.Толстого:
« Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
- О чем это высказывание? (о языке)
- Каким его видит писатель?
- Что делает русский язык мелодичным, задушевным, певучим?
- К этому высказыванию мы еще вернемся, а сейчас предлагаю заняться минуткой чистописания и наконец узнать тему нашего урока.
3. Минутка чистописания
- Прочитайте слова, которые вы видите на слайде:
Вагожен
Винепрегрет
Измолорось
Медленинно
Солндце
Пассажеир
- Что необычного в этих словах? Что надо сделать?
- Задание: убрать лишнее буквосочетание или букву в словах и записать в тетрадь.
(запись в тетради: же, пре, ло, ни, д, е)
1) работа со словами:
- Прочитайте слова, которые получились. Какие это слова? (словарные)
- Почему слово изморось я могла бы написать с буквой –з- и это было бы правильно?
- Какое слово в этой группе лишнее и почему?
- Найдите существительное женского рода, мужского рода, среднего рода.
2) работа с буквосочетаниями и буквами
- Прочитайте еще раз записанные вами «лишние части слов»
- Что не является буквосочетанием?
- Какое буквосочетание произносится всегда твердо и почему?
- На какие группы можно разделить?
- Дайте характеристику букве и звуку Д- Чем интересна буква Е?
- Составьте из этих букв и буквосочетаний слово и запишите его в тетрадь (предложение)
- Разделите на слоги, поставьте ударение, сосчитайте количество букв и звуков, объясните разницу.
4. Сообщение темы и целей урока
- Итак, мы сегодня продолжаем работать с предложениями, но не простыми, а с однородными членами.
- Для того, чтобы хорошо изучить эту тему нам необходимо:
Что надо знать? Что надо уметь?
Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения
Правильно расставлять знаки препинания
- Чтобы все узнать и всему научиться я подобрала вам интересные задания.
5. Актуализация знаний
- Но сначала скажите, какие члены предложения называют однородными?
- Как в устной речи мы их можем узнать? (интонация перечисления0- Как интонацию можно показать в письменной речи? (знаки препинания, предлоги, союзы)
6. Работа по теме урока
- Прочитайте стихотворение М. Исаковского:
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых. И расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонку с пылью.
- Сколько в нем предложений?
- О чем они? (ветер)
- Что он делал?
- Выпишите только выделенные слова в первом предложении. На что похожа запись? (предложение)
-Чего не хватает?(знаков препинания)
- Поставьте знаки препинания и спишите предложение в тетрадь. (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.)
- Составим схему этого предложения, но сначала подчеркнем грамматическую основу. Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?
- Вернемся к эпиграфу нашего урока (как я и обещала)
« Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
- Какое слово главное? (язык)
- Как А.Н.Толстой говорит о нем, какой он?
- Выпишите выделенные слова, расставьте знаки препинания. (Русский язык яркий, меткий, певучий и богатый, задушевный.)
- Почему не между всеми однородными членами поставили запятую?
- Итак, запомним: запятая не ставится, если союз –и- встречается один раз.
- Хорошо поработали, надо хорошо отдохнуть.
Ф И З М И Н У Т К А
Как живёшь? -Вот так?
А плывёшь? -Вот так?
Вдаль глядишь? -Вот так?
Ждёшь обед? -Вот так?
Утром спишь? -Вот так?
А шалишь? -Вот так?
- Продолжаем работу.
Задание: из трех предложений составь одно так, чтобы слова не повторялись.
Стайка птиц помчалась за леса.
Стайка птиц помчалась за горы.
Стайка птиц помчалась за моря.
- Составить схему предложения.
Мы ходили в театр.
Мы ходили в зоопарк.
Мы ходили на выставку.
- Составьте предложение используя союз – и-.
Вывод:
1. Признаки однородных членов предложения:
1. Произносится с интонацией перечисления
2.Отвечает на один и тот же вопрос
3. Являются одним членом предложения
2. Знаки препинания при однородных членах предложения:

- Используя полученные знания и умения работать с таблицей, составьте предложение с однородными членами предложения, которые отвечают на вопрос какой? ; что делает?
Что? Какой? Что делает? Где? Как?
котенок Пушистый
Белый
Ласковый
Игривый
Персидский Лежит
Бегает
Прыгает
Спит
Играет На диване
По комнате
В корзинке
По полу
По улице Тихо
Резво
Высоко
Чутко
Шустро
Примеры предложений:
Пушистый, белый, ласковый котенок тихо лежит на диване.
Котенок прыгает, бегает и шалит у нас в комнате.
7. Итог урока
- Вернемся к таблице, в которой было обозначено, что мы должны знать и чему должны научиться.
Что надо знать? Что надо уметь?
Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения
Правильно расставлять знаки препинания
- Назовите признаки однородных членов предложения.
- Как их можно определить в устной речи?
- Какие знаки препинания поставим между однородными членами предложения, если мы их перечисляем? Если между ними союз –и-? Если союз –и- повторяется несколько раз?
Спасибо за работу.