Системно-деятельностный подход в работе класных руководителей


Системно-деятельностный подход в работе
классных руководителей.
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» Кавун С.К.
«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»
А.С.МакаренкоДеятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Таким образом, деятельность – необходимое условие жизни и развития человека.
Структура деятельности:
Проблема -> Цель -» Мотивация -> Подбор методов решения проблемы -» Действия -> Результат -> Контроль выполнения- > Рефлексия- > Самоанализ
Деятельность всегда предметна и мотивирована. И если предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность.
Цель деятельности, точнее, действий, входящих в неё, есть её интегрирующее и направляющее начало.
Рефлексия — анализ субъекта собственных переживаний, выяснение характера своего «Я» и т. д.
Каждый акт рефлексии — это акт осмысления, понимания.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например практическому общению.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся –
Создание установки на самостоятельность
Свобода выбора
Подготовка к жизни
Достижение личностных и метапредметных результатов
При организации воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно – деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принципы деятельностного подхода.
Принцип субъектности воспитания
Воспитанник – субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовывать, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.
Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены.
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития.
Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.
Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:
«…исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.
То есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка специфически детскими формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание
Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.
Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной.
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребёнком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода :Создание проблемной ситуации -> Целевая установка -> Мотивирование к деятельности (надо, хочу, могу) > Проектирование решений проблемной ситуации -> Выполнение действий (заданий) -» Анализ результатов деятельности> Подведение итогов.
Золотые правила деятельностного подхода:
подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
веди ребёнка от собственного опыта к общественному;
будь не «над», а «рядом»;
радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
учи анализировать каждый этап работы;
критикуя, стимулируй активность ребенка.
Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем- ее результативность.
Системно – деятельностный подход в воспитании:
Проектная деятельность
Деловые игры
Коллективные творческие дела
Самоуправление
Проектная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Повышается активность учащихся в самостоятельном получении знаний.
  Проектная деятельность это – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении. И именно в этой позиции она выполняетмотивационно-побудительную функцию. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.
Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.
Другой компонент игры – правила. Благодаря ним возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует, как требуют правила. Младшие школьники очень придирчиво относятся к их выполнению.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – последовательность и связь изображаемых событий.
В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета), многие родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников.
Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Важное обстоятельство: рамки общешкольного творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Спектр социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе школьного самоуправления. В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся.
При моделировании воспитательной системы классным руководителям необходимо уделить внимание:
- формированию концептуального видения воспитательного процесса как целостного социально- педагогического процесса;
-развитию доминирующего (приоритетного) вида или направления совместной деятельности членов классного сообщества;
- обеспечению интеграции усилий всех субъектов и участников воспитательного процесса, взаимосвязи его основных компонентов: целевого, содержательного, организационного, оценочно-результативного;
- установлению и укреплению связей классного коллектива с окружающей социальной и природной средой;
- изучению, анализу и оценке системных изменений в жизнедеятельности и развитии детей и взрослых;
- ресурсному обеспечению процессов становления, функционирования и дальнейшего развития воспитательной системы.
Для реализации системно – деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными технологиями, такие как: технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного планирования жизнедеятельности в классе; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; технология ценностно-смыслового диалога; игровые и коммуникативные технологии; технологии психолого-педагогической диагностики.
Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду»,
Литература:
1. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2.Зайцев В.Н. Практическая дидактика Москва, 2000
3.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново 1001.
3. Осин А. К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» – Системно-деятельностный подход в воспитании.
4.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.
5.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москава, 2002.
Интернет ресурсы:
nsportal.ru›Начальная школа›Разное›kollektivnye-tvorcheskie…
HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7wuW4NtZ-NwkX8sBHxJldSQheDNBftUDFTOhJamCwXsDXbzXtfvb7PtTISeqBhfdpJJTctIHFi5NYZKTm4RBhiERtwS2BGmDIAmTP-_NYb9G5kAWwS__Rdv3az9LGUF_hceEdFTZMvQbyiDcSLwH9FlmmgF7Ek5PvU&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbG93OHNLcXF3Tk1NLXNoaWhPQ0xvRm5OSGRTZHRFQ2VoeHJTaHBVN3k3V0R4VWVETU1sTTBXeXRUbmJxZG1LVTluWHNiLWJ6QUM1OW5WeTRCVXoybjA&b64e=2&sign=b433e9071ca70a027d17c1379682b957&keyno=0&l10n=ru&mc=6.80833610657659" festival.1september.ru
HYPERLINK "http://www.uchmet.ru/" UchMet.ru› HYPERLINK "http://www.uchmet.ru/library/" Библиотека› HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7xElMJtilWySm_LvlXe2Q3r96OHhwbuxtlZcuDW-k0TetjgZXK-FYH05Jg0fjawuTeQlnq7cgrgsi6m-wWr5zLvwlwlesRtktG8PYBRUS-3_Ls3MK9kZLNJKIOddh599uotaNRtbQ2Y-jKvTqSjGSlcHmvvjshECk76nKuY3KM3sE0M6D-fZXw3&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxdXFWenExdDJ4ZHdIT1FCZHB3T2pOdlF1MC1hQkRDWmhNWHBxRUo3N1ZkT2M0ajdXTWN4OW9WY2RHRVZBdFU5N3JvSmV4eUIxaEZQU3drQkc3bUJQb2hzd09Kd0JST0lGY1hnbWQ3eElzdEhJdm9SeGljNDY4NA&b64e=2&sign=572bf617388b07ca515e56ddc7279b1c&keyno=0&l10n=ru&mc=3.943389862218869" material/145058
BiblioFond.ru›Статья