Статья Индивидуально-дифференцированная работа на уроке физической культуры для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Уважаемые коллеги, позвольте вам представить опыт работы учителя физкультуры Специальной Коррекционной начальной школы – д\сад VI вида №365
Назарёнковой Елены Геннадьевны на тему: «Индивидуально – дифференцированный подход на уроках по физической культуре в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья». (1 слайд)
Актуальность.(2слайд)
1Физическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)является одной из важных проблем в рамках реализации ФГОС начального образования.
2 Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье ставит такие же задачи и цели, что и физическое воспитание здоровых детей.
3 Однако специфические особенности зависят от медицинских показаний детей с НОД (нарушение слуха, зрения, неврологических заболеваний, мелкой моторики, координации) и требуют разработки особых методов и приёмов.4 Для детей с НОД характерны*младшие школьники с НОД, особенно с ДЦП, уровень развития физических качеств соответствует дошкольному возрасту.* В соответствии диагнозом ребенка физические качества развиваются неравномерно.*Опираясь на современные исследования (Ипполитовай , Мастюковой, Семеновой) физическое воспитание требует комплексного подхода* Проблема физического воспитания состоит в том, что недостаточно разработано методических материалов
Очень часто уровень психофизиологоческого развития младшего школьника не соответствует возрасту. Важной особенностью является большой индивидуальный разброс темпов развития, достигающий на этом возрастном этапе от 1 до 1,5 лет. Учитывая такую разноуровневость в развитии детей, следует, прежде чем проводить занятия, определить уровень психофизиологического развития для того, чтобы учесть двигательные возможности каждого ребёнка и сделать акцент на развитие отстающего двигательного навыка или качества.
(3 слайд)
В результате медицинского осмотра детей младшего школьного возраста на сентябрь 2014г в МКОУ №365 выявилось:
- 68% - детей с нарушением ОДА
-50% - детей с сенсорными нарушениями (слух, зрение)
-48% -детей с изменением свода стоп
-45% - детей с поражением ЦНС(олигофрения)
-41% - детей с ЗПР
-25%- детей с ДЦП
(4 слайд)
Соответственно группы здоровья сформировались таким образом:
II гр здоровья- 27% III гр здоровья- 41% IVгр и V гр здоровья- 32%
Физкультурные группы:
Основная группа - 20% Подготовительная - 27% Специальная «А» - 23%
Специальная «Б» - 30%
На индивидуальном обучении в 2013- 14 учг. находилось 7 чел.-учащиеся 2-4 классов, проводились подгрупповые занятия ЛФК
(5 слайд)
ЦЕЛЬ:
Достижение максимально-возможного уровня оздоровления и овладения физическими движениями, адекватного индивидуальным возможностям детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАДАЧИ:
Повысить резистентность (сопротивляемость) организма к неблагоприятным факторам с помощью здоровьесберегающих технологий.
Содействовать нормальному ходу физического развития и физической подготовленности.
Расширить двигательный опыт учащихся.
Формировать привычку и потребность к регулярным занятиям физической культурой, как средству оздоровления.
Использовать стандартное, специальное и нестандартное оборудование в двигательной деятельности (тренажёры, массажёры, модули, сенсорное оборудование, яркие разметки и др.)
Составить индивидуальные маршруты физического развития.
Для достижения цели необходимо было создать условия.
В МКОУ №365 такие условия созданы. Это наличие: спорт. зала, зала ЛФК, спорт. площадки, физио-кабинета, водолечебницы, кабинетов массажа, инструктора по мелкой моторике, кабинета БОСа, аэромотерапии и ионотерапии, наличие специального, стандартного и нестандартного спортивного оборудования.
(6 слайд)
Для овладения образовательным стандартом по физической культуре детям с отклонением в здоровье необходим дифференцированный подход.
Для этого требуется:
Изменение организации урока или занятия. Это :
-снижение нагрузки,
-дозировки,
-темпа,
-укорочение дистанции.
-Облегчение исходного положения( у опоры, сидя, лёжа.)
-Контроль зрения.
-Контроль дыхания.
-Учёт ортопедического режима (спец.обувь, ортоп. стельки).
- Исключение или видоизменение упражнений, противопоказанных по диагнозу.
-Наличие дополнительной страховки.
Изменение структуры занятий. Это:
1- включение в водную часть:
-упр на внимание, на развитие двигательной памяти
-упр на ориентировку в пространстве
-упр на формирование стопы и осанки
-элементы самомассажа, глазодвигательной гимнастики, пальчиковой гимнастики
2- в комплекс ОРУ обязательно включены:-коррекционные упр из разных и. п. с учётом индивидуальных физ. особенностей детей (стоя, сидя, лёжа на животе, спине, на боку- паркетная гимнастика)
3- в заключительной части:- дыхательные упр., элементы психогимнастики, релаксация, поверка осанки у стены или лёжа на ковре.
Возможны вариации частей урока(по продолжительности, по интенсивности)
Учет индивидуального маршрута ребенка.
Подбор специальных методов и приёмов
-Нестандартность заданий, вариативность ( выполнение « в неудобную» сторону, уменьшение площади опоры, увеличение или уменьшение высоты, выполнение упражнения из нестандартного и. п., без зрительного контроля, выполнение упр «с листа»)
(7 слайд)
Основные направления работы.
1 Формирование физической произвольности(двигательная память, произвольность торможения, статическая и динамическая координация, пространственная организация)
2 Коррекция нарушенных функций3Развитие доступных физических качеств4Формирование социальной компетентности( коммуникативных навыков, социально-бытовых умений, знаний о ЗОЖ), те навыки которые нужны в жизни ребенка.
(8 слайд)
Методологические основы.
Методическая база:
Теория построения БернштейнаН.А.
Теория функциональных система АнохинаП.А
Коррекционная база:
Ортопедическое учение Ф Фрёбель, И. Г Пестолоцци
Клиника и реабилитационная теория ДЦП К.А. Семенова, Е.М.Мастюкова
Социализация:
Теория И.М. Малофеева об интегрированном образовании
Специальные подходы к образованию лиц с нарушением ОДА О.Г. Приходько, И.Ю Левченко
(9 слайд)
Комплексный подход к физическому развитию
Физическое развитие движений представляет большие сложности у детей с отклонением в здоровье.
На психолого - медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) определяется группа здоровья, физкультурная группа каждого ребёнка, отмечается степень уровня нагрузки, противопоказания, спец. рекомендации по каждому ребёнку. Такая тесная взаимосвязь со всеми участниками ПМПК ( врач-педиатр, невролог, врач ЛФК, учителя, логопеды - дифектологи, учитель по ф.к, учитель музыки, ритмика, инструкторы ЛФК) помогает достигать положительный результат в оздоровительно-коррекционной работе.
В нашем учреждении ежегодно в начале учебного года проводиться углублённая диагностика учащихся мл. классов. Определяется уровень развития физ. качеств и физической произвольности учителем по физ. культуре. Мед. блок проводит углублённое мед. обследование врачом- педиатром, неврологом, врачом ЛФК, инструктором по мелкой моторике.
Заполняются комплексные карты индивидуального развития ребёнка, ставятся коррекционные задачи.
(10 слайд)
Индивидуальные формы работы
В расписании уроков есть индивидуальные физкультурные занятия , Занятия ЛФК, подгрупповые для детей с тяжелыми формами ДЦП
Индивидуальная работа ведется, как для детей с ДЦП, так и с более сохранными в двигательном плане детьми. Для одних - это простые ОВД, для других -выступления с гимнастическими упражнениями и предметами на праздниках и развлечениях, театральных фестивалях. Физ упражнения приносят положительные мотивации деятельности детей (ситуации успеха в деятельности)
(11 слайд)
Инновационные технологии
На уроках ,коррекционных занятиях ЛФК, индивидуальной работе используется большое количество современного спортивного оборудования:
Оборудование:
Специальное - «Степперы», батуты, велотренажёры, беговые и массажные и сенсорные дорожки, эспандеры, балансиры, ортопедические мячи «фитболы», массажёры «Тонус», массажные полусферы, диски «Здоровье» и др.
Многофункциональное спортивное оборудование (яркое, красочное) – «Сенсорные дорожки,бревна», «Шаговые» дорожки, модули, рельефные канаты, «Островки-кочки» разновысокие, «сухой» бассейн, массажные мячи, стойки-ориентиры.
Стандартное физкультурное оборудование: гимнастич\ скамейки, шведская стенка, бревно, баскетбольные щиты, навесные мишени, мячи, скакалки, г\ палки, обручи и пр.
(12 слайд)
В 2012-2013 уч году у нас появилась новая установка Will -консоль для тренировки у детей с ОВЗ сенсомоторной координации, внимания, быстроты реакции. Работа с консолью началась в рамках социального проекта «Движение с радостью» НРООИ Инватур.
Will -консоль используют для поддержания физической формы детей , реабилитации детей с ОВЗ и привлекает к здоровому образу жизни, занятиям спортом. При игре со сверстниками положительно влияет на развитии таких социальных навыков, как соперничество и взаимопомощь. Принцип работы консоли- принцип «Аватар»- пассивные нервно-физиологические связи , которые переходят в активные.
(13 слайд)
Для детей с ОВЗ нашем МКОУ разработаны программы дополнительного образования . Кружковая работа ведется на протяжении 10 лет и по сей день в свободное от учебы время. Созданы и регулярно работают кружки физкультурно- оздоровительной направленности:
«Спортивные игры» и «Фитнес на фитболах»для детей младшего школьного возраста, « Подвижные игры» для детей старшего дошкольного возраста и «Физкультурные занятия для детей специальной медицинской группы «Б» от 6 до 10 лет»
Программы разрабатывались учитывая особенности наших детей, исходя из созданных условий и материальной базы. На кружках максимально используется всевозможный спорт инвентарь и современное оборудование, тренажеры. Это позволяет расширить реабилитационный маршрут ребенка.
(14 слайд)
Ежегодно наши дети участвуют в районном конкурсе «Малая зарничка».на котором показывают неплохие результаты, как в физической и строевой подготовке, так и в теоретических знаниях. За последние 3 года наша команда занимала 1 и 2 места среди школ Сормовского района.Так же традиционными являются семейные состязания: «Мама, папа , я –спортивная семья», «Праздник школьного двора», «Зимняя олимпиада», «Лыжный поход в Дубраву»
(15 слайд)
Важно отметить , что в зимний период физкультурно-оздоровительная работа проводится в виде лыжной подготовки. Это редкость для школ VI вида. Школа закупила 20 пар пластиковых лыж с ботинками. Проводятся лыжные кроссы , эстафеты, соревнования. Проводятся зимние праздники, проводы масленицы, «Зимние семейные Олимпиады Вся физкультурно- оздоровительная работа отражена на доске «Островок здоровья» : достижения детей, результаты соревнований, рекомендации родителям, новости в спортивной жизни школы и страны.
(16-17 слайд)
На протяжении 5 лет с 2008 по 2012 год на базе МКОУ3№65 был организован летний оздоровительный лагерь «Солнечный остров» для детей с ОВЗ. Мною проводились оздоровительные и закаливающие мероприятия: физзарядка, спортивные праздники, турпоходы в дубраву, часы спортивного досуга, подвижные и спортивные игры на прогулке (пионербол, футбол, настольный теннис, бадминтон, летающие тарелки и пр.) Дети получали знания о ЗОЖ из викторин, разгадывания кроссвордов, принимали воздушные и солнечные ванны, лечебные процедуры, массаж.
(18 слайд-19слайд)
В результате проведённой диагностики физ.подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья за период с 2013- 2014 г наблюдается положительная динамика в развитии:
-двигательной памяти-36%
-динамической и статической координации – 37%
-произвольности торможения- 17%
-пространственной организации- 17%
Положительная динамика наблюдается в развитии физических качеств:
-быстроты –на 27% -гибкости –на24% -скоростно-силовых – на27%
Превосходная динамика в развитии:
-выносливости – 43% -координационных способностей – 37%
Динамика Компетентности:
В результате проведённой диагностики можно сделать вывод, что у 100% детей повысился интерес к занятиям физ. культурой, изменилась мотивация (о пользе ф.к. для здоровья). Повысилось внимание, двигательная память. Улучшились межличностные отношения в коллективе, эффективнее стали решаться коррекционные задачи.
(20 слайд)
Перспектива:
Сегодня, в век гипокинезии и комфортного транспорта «ритмические потряхивания» стали эпизодическими, как следствие. Ослабла деятельность систем венозного и лимфатического дренажа, брюшного дыхания, снизилась сенсорная активация нервной системы.
В европейских странах широко применяется райттерапия (иппотерапия)- оздоровление и лечение детей и взрослых при выездке верхом на лошади.
Гимнастика на мячах во многом схожа с райттерапией. Так как, ритмические упражнения решают проблемы неврологического развития, отёчности тканей, застоя лимфы. Упражнения на мячах являются интенсивной вестибулярной тренировкой, дозированная активация и тренировка которого позволяет улучшить регуляцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, координацию движений, нормализовать сосудистый тонус.В перспективе планируется широкое использование здоровьесберегающих технологий:
- использование физиомяча на уроках ф.к.
- включение элементов «паркетной» и дыхательной гимнастики
- включение элементов «Беби- йоги»
- классических упр с г\ палкой и др. предметами, как средство коррекции осанки
- гимнастики на батутах, балансировочных досках, как средство развития вестибулярного аппарата и чувства равновесия
- использование сенсорных дорожек, островков, полусфер и др нестандартного оборудования.
Такая методика расширяет спектр воздействия на организм ребёнка и отличается большей специфичностью, направленностью и дозированным воздействием, а также координационной сложностью.
о
открытые занятия.
За период с 2011 по 2014 год было проведено ряд открытых занятий и уроков по физической культуре:
для слушателей курсов ГБОУ ДПО НИРО «разработка содержания и методов физического развития дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОД «Цирк» для детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте.
15