Статья Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Развитие критического мышления
через чтение и письмо на уроках
русского языка и литературы
Немногие люди размышляют больше
2-х или 3-х раз в год; я сделал
себе международную репутацию,
размышляя один или два раза в неделю.
Д.Б.Шоу
Одна из задач уроков русского языка и литературы воспитание талантливого читателя, читателя собеседника, соавтора, воспитание и обучение русскому языку. Перед учителем, формирующего такого ученика, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления.
Критическое мышление это способ изменить атмосферу в классе и в школе, сделав ее творческой. У школьников повышается интерес к обучению, они активно участвуют в учебном процессе, приобретают уверенность в собственной ценности и достоинстве. Учителя с достоинством относятся к мыслительному процессу учащихся и стремятся сделать уроки более интересными и эффективными. Изменение взаимоотношений учителем и учеником способствует повышению статуса учителя.
Очень часто критическое мышление принимают за «предмет», который должен преподаваться или набор навыков, который можно выработать и применить. Но следует помнить, что критическое мышление это результат. Это точка опоры для мышления, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует набор учебных условий, которые способствуют этому.
Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер являются авторами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. Технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В Казахстане она появилась в 1997г.; ее используют педагоги в Алматы, Астане, Караганде, Кызылорде и др.городах.
Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К.Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Е.В.Бондаревская), а также идеи (А.В.Хуторский) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
РКМЧП м/б использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и др.). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
РКМЧП направлено на достижение образовательных результатов:
работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы: брать на себя ответственность;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способствовать самостоятельно заниматься своим обучением;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
1. фаза вызова;
2. фаза реализации смысла;
3. фаза рефлексии.
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальные и групповые формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает - «Что хочу узнать?».
Приемы стадии вызова в технологии развитии критического мышления это то доброе начало, которое задает тон урока поисковой, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст, параграф, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предложениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить ее у себя.
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет серцевину данной фазы.
Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
Учимся воспринимать информацию. Для развития этого возможно использование приемов «Знаю хочу узнать узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю хочу узнать узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока «Что я могу узнать?». Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (Что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.
Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные утверждения», полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
При изучении творчества А.С.Пушкина в 10 классе, до объяснения новой темы ученики выявляют верные и неверные утверждения, опираясь на пройденные материалы, которые проходили на уроках чтения в 5-7 классах.
Пример использования приема «Прогнозирование фотографии». При изучении творчества А.М.Горького, я предложила ученикам поработать с фотографией писателя, сделать предположение об этом человеке по его внешности, а после краткого рассказа о нем соотнести реальное лицо, носившим такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость учащихся, погружает во внутренний мир другого человека.
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмыслить на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Например, обобщая тему «Глагол» в 7 классе, ученики поочередно заполняют листочек, записывая все то, что знают по этой теме. Этот прием можно применять еще и в описании времени года. Например, на уроке русского языка в 8 классе дать задание, чтобы они написали сочинение на тему «Времена года».
1 команда - «Осень».
2 команда - «Весна».
3 команда - «Зима».
Осень хорошее время года. Осенью люди надевают свои теплые одежды, топят печи. Птицы улетают в теплые края. Льют дожди, на улице грязь и слякоть. Это время года любил А.С.Пушкин. Осенняя пора, очей очарованья.
У них получился связной согласованный текст. Этот прием помогает ученикам работать в команде, затем не требует от ученика сложности построить самому текст.
Прием «Нарисуйте счастье». На уроке русского языка в 5 классе, один из учеников нарисовал счастье в таком виде. «Человек с веселым взглядом, радостный, улыбающийся, на руках он держит солнце, пылающее в пламени, в другой руке держит ручку с книгой». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием «Синквейн» - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:
Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
Прием «Мониторинг». Не переходя к объяснению новой темы, можно при помощи этого приема сделать устный опрос по пройденной теме. Этот прием можно применить при опросе домашнего задания.
Прием «Путешествие в галерею». Ученики записывают мини-эссе на любую тему, затем эти свои эссе вывешивают на доску, если поглядеть со стороны, получается как бы музейная галерея. После чего ученики по очереди выходят к доске, читают вслух понравившееся ему эссе.
Дискуссии. Они м/б свободными, направляемыми, структурными. Структурная дискуссия – это продуманная учителем сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание – обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения:
1 команда – с оптимистической.
2 команда – с пессимистической.
3 команда – с реалистической.
Итак, после изучения рассказа «Старуха Изергиль», анализа образов Лары и Данко (любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм) была проведена структурная дискуссия. «Достаточно ли сегодня патриотизма у казахстанской молодежи?»
Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения. В течение 5-7 минут члены трех групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3-4 минуты). После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом.
Прием «Письмо герою». Этот прием можно использовать постоянно. Например, в 7 классе проходят повесть «Тимур и его команда». Ученики с интересом читают, слушают, вникают в эту повесть. После прочтения дается такое задание – написать письмо Тимуру или Жене – главным героям повести. Прочту одно письмо, которое обращено Тимуру, написала ученица.
Здравствуй, Тимур!
Я очень благодарна тебе, я благодарю тебя за твои дела, которые ты со своими товарищами совершил во благо беззащитных людей, нуждающихся в помощи. Я очень хочу встретиться с тобою лицом к лицу. Ты хороший мальчик, ты помогаешь людям, бабушкам, женщинам, маленьким детям. Рубишь им дрова, таскаешь им воду, оберегаешь их. У нас тоже в школе есть такая команда как ваша, которая называется «JолCанат» мейірімдік тобы», помогающая престарелым людям.
И вот еще одно письмо, написанное мальчиком из 7 класса.
Привет, Женя! Как твои дела? Как здоровье?
Я хочу тебе сказать, чтобы ты не расстраивалась, не плакала, не горевала. Твой папа – командир, ты должна гордиться им. Я понимаю тебя, ты соскучилась по папе, хочешь видеть его, обнять и знать, что твой папа – герой, он защищает нас от врагов, от немцев. Он хочет, чтобы мы в будущем жили всегда в спокойствии.
Этот прием, во-1-х, помогает ученикам выразить свою мысль, свое мнение о повести, о героях. Есть среди учащихся такие ученики, которые не могут выразить своей мысли, и этот прием помогает свободно излагать свои мнения, мысли, взгляды на письме.
Прием «Умение визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему».
6 класс. Русский язык. При подготовке к сочинению «Мой любимый вид спорта!» Ребята получают различные задания:
- составить обзор радио или телепередач под рубрикой «Спортивные новости».
- записать на видеокассету фрагмент телепередачи, фильма или реальной игры, который отображает какой-либо момент того вида спорта, который вы знаете и любите. Опишите его. Фрагмент демонстрируется и комментируется на уроке.
- Принести на урок фотографии, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, отображающие фрагменты на тему «Мой любимый вид спорта».
Все задания направлены на то, чтобы сделать урок эмоциональным, живым, плодотворным.
Аналитическую работу можно провести при подготовке к сочинению «Описание помещения». Ученики с удовольствием приносят фотографии своих комнат, собственные рисунки и всегда найдутся желающие снять видеоролик на заданную тему.
Среди важных умений, необходимых человеку, живущему в гражданском обществе, является умение вырабатывать собственное мнение, выразить свою позицию. Ясно и уверенно, признавать и учитывать права и обязанности других, толерантно относиться к образу жизни окружающих людей.
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают учащегося и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Основные стратегии технологии развития критического мышления направлены на самостоятельное выявление учащимися базового уровня имеющихся знаний, разрыва между этими знаниями и на определение индивидуальной стратегии стирания этого разрыва. Главная цель данной технологии: поиск новых приемов и форм работы, учитывающих потребности, мотивы, способности, интеллект учащихся и включающих процедуры выявления их субъективного опыта.
15