Конспект урока в 6 классе по теме Движение воздуха. Ветер


Тема урока «Движение воздуха. Ветер» (слайд №1)
Цель урока: (слайд №2)
1.Знакомство с понятием «ветер», причины его возникновения, роль ветра, знакомство с местными ветрами.
2.Раскрыть механизм эстетического воздействия ветра на человека.
Задачи урока:
1.Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
2.Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
3.Способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь, свеча, полоски папирусной бумаги (перо), картины: «Работа ветра», «Торнадо на юге США», карта полушарий, презентация.
Тип урока: Изучение нового материала
Длительность урока: 45 минут
Организационный момент – 1 минута
Активизация опорных знаний (фронтальный опрос) – 8 минут
Изучение нового материала – 18 минут
Физкультминутка – 1 минута
Практическая работа «Построение розы ветров» - 10 минут
6. Закрепление – 3 минуты
7. Домашнее задание – 1 минута
8. Подведем итогов урока. Выставление оценок за урок – 2 минуты
9. Рефлексия – 1 минута
Ход урока.
Организационный момент.
Активизация опорных знаний (фронтальный опрос): (слайд №3)
1. Что такое атмосферное давление? (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)
2. В каких единицах измеряется атмосферное давление? (мм. рт. ст.)
3. Как называется прибор для измерения атмосферного давления. Какие виды знаете? (барометр, ртутный, анероид)
4. На сколько нужно подняться, чтобы показания барометра изменилось на 1 мм. рт. ст.? (на каждые 10,5 метров – на 1 мм.рт.ст.)
5. Чему равно нормальное атмосферное давление? При каких условиях оно было установлено? (760 мм.рт.ст. при температуре 0оС на уровне Мирового океана на 45 параллели)
6. Решим задачу: летчик поднялся на высоту 3 км, какого атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 745 мм. рт. ст. (3000 : 10,5=285,7 мм. рт. ст., 745-285,7=459,3 мм. рт. ст., ответ: 459,3 мм. рт. ст.)
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает, подвывает,
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны дыбит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добры, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадай, кто он такой? (ветер)
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.
III. Изучение нового материала.
1. Ветер
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию.
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности
2. Ветер, причины образования ветра (демонстрация опыта). (слайд №4)
Зажигаем свечу, полоски папирусной бумаги или перышко держим над огнем, отпуская их над пламенем свечи, наблюдаем, как они устремляются вверх.
Учащиеся указывают причину данного явления: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги или перышко.
3. В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, из них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии. (слайд №5)

-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5= 2,9 деления
2) 760-2,9 = 757,1 мм. рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого - показать стрелкой на схеме).
Также движение воздуха вы наблюдали в 5 классе, когда зажжённую свечу ставили в нижнюю часть двери – пламя свечи отклонялось в сторону класса, а в верхней части – сторону коридора, пламя отклонялось благодаря движению воздуха. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха. Источником нагревания в нашем опыте было пламя свечи, а от него нагревается воздух атмосферы. Почему он перемещается? (легкий поднимается вверх)
Солнечные лучи распределяются на нашей планете неравномерно и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Теплый воздух более теплый поднимается вверх, а более холодный воздух с соседних областей перемещается на его место (таблица «Движение воздуха»). Движение воздуха является причиной образования природного явления. Вы его назовете, если отгадаете загадку: «Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою, он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.»
Ветер – это перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления относительно земной поверхности (запись в тетради). (слайд №5)
Решим задачу: откуда будет дуть ветер из пункта А в пункт В, или из пункта В в пункт А, если в пункте А давление 758 мм. рт. ст., а в пункте В – 740 мм. рт. ст. (из А в В, так как ветер перемещается из области высокого давления в область низкого давления). (слайд №6)
Белым-бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды,
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант на все лады.
4. Зачем же нужен ветер? (ветер – великий в природе работник, еще А.С. Пушкин об этом приметил: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь, стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.) (слайд №7,8)1). Ветер перегоняет облака, иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью;
2). Ветер очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик уносится из населенных пунктов. Поэтому при размещении крупных заводов учитывают, какое направление ветра в данной местности преобладает.
3). Ветер вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла, американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
4). Ветер разрушает горы, сглаживает их, создает причудливые формы (картина «Работа ветра»).
5). Мощные пласты плодородных почв уносятся ветром. Каждый год с полей Хакасии ветер уносит до 40 тонн плодородной почвы, и вся она оседает в канавах и оврагах.
6). Ветер на большие расстояния переносит семена трав, деревьев, кустарников, споры грибов.
7). Люди еще в древности заметили, что лодка и без весел может плавать – был бы ветер. Стали ловить его широкими полотенцами – парусами.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Велико и эстетическое значение ветра. Многие поэты и писатели описывают в своих произведениях те чувства, которые они ощутили благодаря ветру. Среди них и хакасские поэты.
Здравствуй, здравствуй золотая,
Здравствуй, золото Земли,
Листья в стае, листья в стае,
Ветер носит… Посмотри!
За свинцовым ровным прудом,
Там где ветер стих хмельной,
Листьев груда, листьев груда,
Словно замок золотой.
(Анатолий Кыштымов)
Валерий Майнагашев в своем стихотворении «Ураган в Абакане» писал:
Снова ветры степей Абакана,
Как шаманы, трясутся, ревут,
Собираются и ураганом,
В наступленье на город идут,
И вздымается в небо как парус
Беспросветная бурая тьма
С диким шумом ковыльная ярость
Потрясает и хлещет дома.
Ребята, как вы думаете, где ветер сильнее: у поверхности Земли, или на значительной высоте от нее (на высоте они постоянно дуют со скоростью 20 -25 м/с).
5. Ветер характеризуется следующими показателями: (слайд №9)
1). Направление – откуда дует ветер. Главное направление – север, юг, запад, восток; и промежуточные – северо-восток, юго-запад, северо-запад, юго-восток.
2). Скорость ветра измеряется в м/с и км/ч.
3). Сила ветра по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. И лишь в 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала состоит из 12 баллов, в Америке 17 баллов. (слайд №10)
На метеорологических станциях направление и скорость ветра измерят флюгером, который устанавливают на высоте 10 метров. (слайд №11)

Самое ветряное место на земле – Антарктида.

На земле существуют и постоянные ветра: в полярных областях преобладают восточные, в умеренных – западные, в экваториальных – пассаты. В переводе с арабского «муссон» – сезон – ветер дующий зимой с суши на море, а летом – с моря на сушу.

Бризы – ситочные ветра с силой до 4 баллов, возникающие на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющие свое направление 2 раза в сутки и хорошо выраженные в теплое время года, когда разность температуры (вода-суша) наибольшая. Днем дуют с моря, а ночью с суши. (слайд №12,13)


Максимальной скорости ветры достигают в смерчах – это вертикальный вихрь, живущий недолго (от считанных секунд, до нескольких часов). Проносится он со скоростью 60 км/ч, а вращается 600-1200 км/ч. (слайд №14)

В мае 1931 года в американском штате Миннесота смерч вырвал из курьерского поезда вагон и отбросил его на несколько метров, опрокинув набок. В 1904 году московский смерч перенес 6ти летнего Петю Селезнева с одного конца города на другой, где его нашли на следующий день, ошеломленного, ничего непонимающего, но живого.
Если кто-то из вас летал на самолете, то могли заметить, что из пункта А в пункт В вы прилетели примерно за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут, потому что ветер бывает попутный и встречный.
И путь наш не кончается,
Простор родной широк,
И гонит, гонит лодочку
Попутный ветерок.
(Матусовский)
На языке разных народов ветер звучит по-разному: так ветер на хакасском языке «чил». На территории нашей республики преобладают ветра юго-западного направления. Весной в апреле, мае дуют самые сильные ветра Хакасии, нередко они приводят к возникновению пыльных бурь. Хакасский народ назвал месяц январь – месяцем ветра «чилайн», так как в это время начинаются самые холодные ветра – бураны.
Ветер «самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок и заставляющий лечь людей и верблюдов.
IV. Физкультминутка
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками) С. Есенин
V. Практическая работа «Построение розы ветров»
- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров. Работа с учебником стр. 118 рис. 75
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?
- А теперь постройте розу ветров по следующим данным за март 2014 г для с.Новомарьясово.
направление ветра
количество дней
-какой можно сделать вывод?
VI. Закрепление.
В завершении нашего урока я хотела бы узнать, как вы понимаете следующие выражения:
1. Держать нос по ветру (не унывать, идти в ногу со временем)
2. Ищи ветра в поле (как ни старайся ничего не найдешь)
3. Бросать слова на ветер (тебя не слушают)
4. В голове ветер гуляет (нет никаких знаний)
5.Ехать с ветерком (очень быстро).
Очень много о ветре упоминается в стихах, песнях, поговорках:
Вывод: Значение ветра
Мы знаем, атмосферное  давление
Различно в разных уголках Земли.
Весь воздух превращается в движение.
Он движет парусные корабли.
И вызывают ветры в море волны,
Теченья в океане создают,
И к перемешиванию вод способны,
А людям ветры ток дают.
Но ветер может вызвать разрушения,
На суше – ураган, на море – шторм.
Причиною речного наводнения
Становиться нагон из моря волн.
VII. Домашнее задание. & 39, № 4 стр. 120 учебника в рабочих тетрадях. (слайд №15)
.
Очень много о ветре упоминается в стихах, песнях, поговорках:
Пой ветерок, песню неси,
Пусть ее слышат все на Руси.
Подготовить стихи, сказки, пословицы и поговорки в которых говорится о ветре.
VIII. Подведем итог сегодняшнему уроку, выставим оценки за урок.
IX. Рефлексия. «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Предложить учащимся расставить цветы в вазу (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).
ЛИТЕРАТУРА
1. Т. П. Герасимова, Н. П.Неклюкова. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2009г.
2. Мультимедийная программа: «Начальный курс. География» 6 класс.
3. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
4. Субботин Г.П. Задачник по географии: 6 класс – М «Аквариум», 1997 год.
5. Болотникова Н.В. Уроки игры в средней школе – Волгоград «Учитель», 2004 год.
6. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. - изд. – М. Просвещение, 1987 год.
7. За страницами учебника географии. – М.:Дрофа, 2005г.
8. Интернет-ресурсы
1. http: //www. gao. spb. ru/russian
2. http: //www. national-geographic. ru
3. http: //www. nature. com
4. http: //www. ocean. ru
5. http: //www. pogoda. Ru и другие.