Презентация к уроку ОРКСЭ по теме Милосердие и сострадание(4 класс)


Учитель начальных классовМБОУ СОШ № 78Батанова Оксана АндреевнаМодуль “Основы православной культуры”УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры»Тема урока “Милосердие и сострадание” Тип урока: Урок основного блока курса ОРКСЭ. Приобретение новых знаний ЦЕЛЬ УРОКА: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых. Задачи урока:Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.Воспитательная: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Планируемые результаты урокаличностные• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.метапредметные• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;предметные• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;• познакомить с духовными традициями народов России. Оборудование и дидактическое обеспечениеУчебник, мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы, сигнальные карточки, толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля, Большой Энциклопедический словарь, Энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; индивидуальные листы; репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаI. Мотивация к учебной деятельности.2 минII. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.5 минIII. Выявление места и причины затруднения.4 минIV. Построение модели выхода из затруднения.6 минV. Реализация построенного проекта.7 минVI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.9 минVII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.6 минVIII. Включение в систему знаний и повторение.4 минIX. Рефлексия учебной деятельности.2 минПлан урока с хронометражем ХОД УРОКАI этап. Мотивация к учебной деятельности (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость) Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).Создание благоприятной атмосферы, позитивного настроя на деятельность (эмоциональная мотивация, метод управления);Чтение стихотворения А.Дементьева (словесный); выявление отношения, чувств и настроения учащихся при помощи сигналов (цветовой тест);Организация групповой работы со словами (практический). «Погружение» в тему урока Игровая деятельность «Мы – одна семья»; Прослушивание аудиозаписи «Вера» и стихотворения А. Дементьева (фронтальная работа с использованием сигнальных разноцветных карточек)Групповая работа со словами сочувствие, сострадание, сопереживание, выделение общих признаков.Личностные УУД: построение «Я»-концепции (самоотношение), нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД:Сотрудничество с учителем и сверстниками, обсуждение в группах Познавательные УУД:Анализ и сравнение слов, подведение под понятие Пока мы боль чужую чувствуем,Пока живет в нас сострадание,Пока мечтаем мы и буйствуем,Есть нашей жизни оправдание.Андрей Дементьев состраданиесочувствиесопереживаниемилосердие


ХОД УРОКА II этап Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (милостивый, добро, зло, духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность) Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.Учитель организует работу с заповедью: а) чтение заповеди, её обсуждение, б) организация задания на подбор однокоренных слов, в)Технология «Ассоциативный ряд» (словесный метод, наглядный)Работа с понятиями «добро, зло, духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность» в ходе познавательной игры «Твой номер». (проблемно-поисковый, метод познавательного интереса).Подведение учащихся к формулированию темы урока, её актуальности (словесный)Дети прослушивают заповедь, подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» и ассоциации к предлагаемым понятиям (фронтальная работа)Групповая работа над понятиями в ходе игры «Твой номер»: формулирование понятий, сопоставление, обобщение в ходе группового и коллективного обсуждения. Демонстрация «продукта». Контроль с помощью сигнальных карточек.Формулирование учащимися темы урока (индивидуальная работа, беседа)Личностные УУД: Выделение морально-этического содержания заповеди, её оценивание и понимание с точки зрения моральных норм.Коммуникативные УУД:Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.Познавательные УУД:Информационный поиск, анализ понятий с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, обобщение.Регулятивные УУД:Волевая саморегуляция, взаимный контроль и самоконтроль. Нагорная проповедь«Блаженны милостивии, яко тии помиловани будут» Игра «Твой номер»1. Добро.2. Зло.3. Духовность.4. Бездуховность.5. Нравственность.6.Безнравственность. Ход урокаIII этап Выявление места и причины затруднения (милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛТАБЛИЦА ЗХУ «Толковый словарь»:«Милосердие»«Сострадание»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека
style.rotation
style.rotation
style.rotation Ход урокаIV этап Построение модели выхода из затруднения Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).Демонстрирование видеозаписи притчи «О добре и сострадании», коллективное обсуждение (наглядный, словесный, аналитический)Организация работы с текстом учебника («Притча о добром Самарянине»): индивидуальная работа (технология «Инсерт») (проблемно-поисковый, практический)Постановка учебной задачи, организация групповой работы (практический, аналитический, проблемно-поисковый)Просмотр видеозаписи притчи, участие в коллективной беседе (фронтальная работа)Самостоятельное чтение текста учебника, аналитическая работа с текстом по технологии «Инсерт» (индивидуальная)Форма учебного сотрудничества «Учитель-ученик»Распределение заданий в группах (групповая, фронтальная):1, 2 гр. – поиск ответов на вопросы в тексте учебника3 гр. – поиск информации из текста («закончи предложения»)4 гр. – выступление заранее подготовленных детей с информационным сообщениемЛичностные УУД: Оценивание содержания текста, построение системы нравственных ценностейКоммуникативные УУД:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество, учебный диалог, взаимопомощьПознавательные УУД:Информационный поиск, смысловое чтение, знаково-символические действия, построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.Регулятивные УУД:Составление плана и последовательности действий Работа с текстом«Притча о добром Самярянине» Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которыерадуют вас, потому что вы согласны со сказанным +печалят вас, потому что так поступать тяжело -очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками. 1 группа.– Найти в тексте ответы на вопросы:– Какой вопрос был задан Христу?– Как ответил Христос?– Кто шёл по дороге, куда и откуда?– Что с ним произошло?– Кто шёл по той же дороге?– Что сделал каждый из них?– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?(текст в учебнике на с.42-43)Распределение заданий в группах (задания на карточках)2 группа.– Как Христос учил относиться к врагам?– Священник изменил мнение о заключённых?– Почему?– Может ли человек научиться быть милосердным?– Что для этого нужно? (текст дан на с. 44)3 группа.Закончи предложение.Одно из дел милосердия – …Милостыня – это встреча …В конце XVI в. в Муроме жила …Она помогала всей округе тем …Ульяна стала просить себе …На самом деле святая тайком …Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.)4 группа:Дети, заранее подготовившие сообщения о сёстрах милосердия Ход урокаV этап Реализация построенного проекта Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.Организация групповой работы с текстом учебника с. 42-44, подведение итогов работы 1, 2 группы (аналитический, перцептивный)Работа групп с текстом, защита продукта 1, 2 группой, фронтальная работа в форме учебного межгруппового диалога (взаимообъяснение, взаимоконтроль)Личностные УУД: Оценка собственных достижений и действий одноклассников; ориентировка в моральной дилемме и построение системы нравственных ценностей.Коммуникативные УУД:Инициативное сотрудничество и межличностное общение в малых группах, управление поведением партнёра, оценка действийПознавательные УУД:Информационный поиск и структурирование знаний; анализ, доказательство, построение логической цепи рассуждения; решение проблемыРегулятивные УУД:Умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения ДАВАЙТЕ ОБСУДИМКак вы поняли притчу Христа о добром самарянине?Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? *Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».
Ход урокаVI этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).Работа с текстом учебника с. 44-45, коллективное обсуждение; организация работы с 3 группой (словесный, аналитический, метод учебных дискуссий)Распределение работы 4 группы (словесный, проблемно-поисковый) Участие в дискуссии (фронтальная, групповая работа)выступление заранее подготовленных детей с информационным сообщением о сёстрах милосердия (4 группа) (индивидуальная, фронтальная)Личностные УУД: Смыслообразование, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбораКоммуникативные УУД:Постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслиПознавательные УУД:Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знанийРегулятивные УУД:Прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция Милостыня встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подает «во имя Христово»

МИЛОСТЫНЯ Помощь христианской церкви

Учредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе, она приглашает на добровольных началах вдов и направляет их в Санкт-Петербургскую больницу для "прямого назначения как ходить и смотреть за больными". После присяги каждой был вручен особый знак золотой крест, на одной из сторон которого было написано "Сердоболие". Высокие моральные качества, служение страдающим людям становится традицией русских сестер милосердия.1914 год. императрица Мария Федоровна Ангел милосердия – Флоренс Найтингейл основоположница современного сестринского дела. Мать Тереза (имя в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", занимающейся служением бедным и больным. Ход урокаVII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.Организация работы в творческих группах с заданием для проверки (метод управления, проблемно-поисковый, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний)Инсценирование (театрализация) детьми в группах предложенных ситуаций с заданием для проверки: Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость ( групповая, фронтальная)Личностные УУД: Личностное самоопределение, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбораКоммуникативные УУД:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёраПознавательные УУД:Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характераРегулятивные УУД:Контроль и коррекция Придумайте ролевые игры: а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание; б) преступник, осужденный по закону; в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.- Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость. Ход урокаVIII этап Включение в систему знаний и повторение Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.Организация работы с разделом урока «Вопросы и задания», подведение к итоговому обобщению (словесный, наглядный, аналитический, метод учебных дискуссий)Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», ответы на вопросы учебника, выполнение итоговых заданий, участие в учебном диалоге (фронтальная работа)Личностные УУД: Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора; самопознаниеКоммуникативные УУД:Умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, приходить к общему решению, общей целиПознавательные УУД:Анализ, обобщение, структурирование знаний, выведение следствийРегулятивные УУД:Оценка, осознание качества и уровня усвоения материала Пока мы боль чужую чувствуем,Пока живёт в нас сострадание,Пока мечтаем мы и буйствуем,Есть в нашей жизни оправдание.
Ход урокаIX этап Рефлексия учебной деятельности Этап урокаДеятельность учителя, применяемые методы и приемы работыДеятельность обучающихся с указанием форм организацииФормируемые УУД(с указанием конкретных действий)9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.Организация методики «Цветик-семицветик» Подводит учащихся к анализу и оценке результатов работы на уроке по плануМеня удивило…Мне запомнилось…Я считаю, что…Организует запись домашнего задания (на выбор):Подобрать пословицы о добре и милосердии. Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие или ближний.Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.Учащиеся отвечают на вопрос методики (индивидуальная работа)Анализируют и оценивают результаты своей деятельности по плану, делают выводы (фронтальная работа, индивидуальная)Участвуют в разборе домашнего заданияЛичностные УУД: Овладение системой нравственных ценностей, осуществление личностного морального выбора; смыслообразование, самоопределение и самопознаниеКоммуникативные УУД:Учебное сотрудничество с учителем, монологическое выражение своих мыслейПознавательные УУД:Построение речевого высказывания, рефлексия и критичность, построение логической цепи рассужденияРегулятивные УУД:Оценка результатов своей деятельности, регулирование своего поведения в соответствии с морально-этическими ценностями; планирование внеурочной деятельности Домашнее задание по выбору:Подобрать пословицы о добре и милосердии. Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие или ближний.Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку. У милосердия порою много лиц...И странно видеть в чём оно одето...Но, главное ведь в нём не это,А удивительно, что нет ему границ!