Конспект урока литературного чтения на тему: К. Чуковский «Телефон».


Урок 5226.02
Тема: К. Чуковский «Телефон».
Ц е л и :
познакомить учащихся с отрывком из книги “Серебряный герб”, совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;
способствовать развитию речи, мышления учащихся;
воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Литературное чтение», 2 часть, Р.Н. Бунеев.Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задании:
- Что было задано на дом? (подготовить рассказать о капитане; выполнить задания 4, 5 (тетрадь, с. 70).Выборочная проверка тетрадей (2 чел): Тыщенко И., Лодзинская А.
В это время проверка устного задания. Рассказ о капитане: (Хатоян Х.)
Взаимопроверка выполненного домашнего задания:
Тыщенко И. проверяет: Кедь И., Беззубов Г.
Лодзинская проверяет - Щеглов Д, Носиченко А.
Устно: рассказ о капитане- Малышева А.
-Результаты взаимопроверки, выставление оценок.
3. Вступительное слово учителя.
– Вместе с героиней повести Лидии Чарской мы побывали в женской гимназии прошлого века.
-А сегодня перенесемся в мужскую гимназию этого же времени.
-Кто автор произведения, с которым мы сегодня будем знакомится, попробуйте угадать по названиям следующих стихов: (Презентация. Слайд 1-3) “Мойдодыр”, “Айболит”, «Муха Цокотуха». (Корней Иванович Чуковский) (слайд 4).
-Сегодня познакомимся с главой из книги Чуковского «Серебряный герб». (слайд 5).
-Эта книга, написанная Корнеем Чуковским в 30-е годы по личным воспоминаниям, – автобиографична. Читая ее, мы видим гимназию времен детства писателя.
4. Работа с учебником. Стр. 44-49. Работа с текстом до чтения:
беседа с учащимися по иллюстрации к главе
-Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков- гимназистов)
- Обратите внимание на одежду учащихся.
- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)
- Чем заняты ребята? (завязывают веревку)
- Как вы думаете, для чего они это делают? 
Работа над трудными словами текста. (слайд 6)
-Директор Бургмейстер-Полдюжины – 6 (половина 12)
-Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения.
-Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих.
-Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области.
-Доблестный – героический, способный на подвиг.-Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией.
5. Чтение главы «Телефон»:
Чтение по цепочке, по 1 предложению каждый учащийся.
I часть (чтение учащимися вслух до слов “Теперь этот день…”).
Анализ прочитанного по вопросам:
- К чему готовились ребята (к диктанту)
- Кого ждали на урок русского языка? (попечителя)
- Как чувствовали себя ребята перед проверочной работой, какое чувство всегда испытываете вы перед контрольной работой или диктантом? (переживание, страх)
- Какую бы из предложенных пословиц вы подобрали бы к первой части?
(“У страха глаза велики”)
Самостоятельное чтение II части (до слов “В нашем…”)
Анализ прочитанного:
- Что придумал герой рассказа? (телефонную связь)
- Можно ли было догадаться, что из этого получится? (да, потому что на телефонной связи их было очень много и у них могло ничего не получиться)
- Какую пословицу вы подберете? (“Всякое дело о двух концах”)
III часть (чтение вслух до слов “Но вот распахнулась дверь…”)
Анализ текста:
- Кем считался герой текста? (чемпионом по диктовке)
- Почему же учителю приходилось ставить ему две оценки? (за кляксы и за грамотность)
- Как вы думаете, какая из пословиц подойдет к этой части?
(“Кто грамоте горазд, тому не пропасть”) или (“Не пером пишут, а умом”)
IV часть (я читаю)
Анализ текста:
- Как выполнял работу наш герой-изобретатель? (“старался так, что в глазах потемнело”).
- Как он относился к ребятам своего класса? (по- доброму, хотел помочь)
Чтение V части вслух до слов “Беда произошла…”.
Анализ текста:
- Надежды ребят на хорошие оценки оправдались? (нет)
- Что же каждый получил за свой труд?
VI часть (чтение вслух до слов “После этого дня…”)
Анализ текста:
- Отчего же произошла такая беда? (почерк и темп письма был у ребят разный)
Самостоятельное чтение VII части
Анализ прочитанного:
- А как же отблагодарили ребята своего изобретателя? 
6. Итог урока.
– Как автор относится к гимназии и товарищам по классу?
– Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу?
Домашнее задание: пересказ главы «Телефон».